Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказов по картине «Ёж. Поздняя осень»

Наталия Мальникова
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказов по картине «Ёж. Поздняя осень»

Задачи:

1. Обучать детей пространственной ориентировке по картине, умению сужать поле поиска объекта на плоскости картины.

2. Учить составлять творческие рассказы от третьего лица с заранее заданной характеристикой объекта.

3. Учить детей мыслительным действиям, ведущим к объяснению смыслового содержания картины.

4. Обобщать знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения, о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта.

Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе, Составление рассказов по картине „Ёж, Поздняя осень“» размещена в разделах

5. Обогащать словарь и активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки: левая – правая, нижняя – верхняя часть картины, правый – левый, верхний – нижний углы картины, ближе – дальше, около, между, за, перед, после и т. д.

6. Развивать умение задавать вопросы, составлять рассказ описание местонахождения предметов относительно других объектов.

7. Развивать связную монологическую речь в форме рассуждения на основе разновариантного осмысления содержания картины.

8. Формировать грамматический строй речи в процессе обучения рассказыванию.

9. Формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трёхмерное.

Пропедевтическая работа:

Обучение плоскостной игре «Да – Нет», моделирование композиции картины на сцене, использование ориентиров (верёвочки, палочки, мел) для сужения поля поиска, игра «Скажи наоборот» (эмоциональные состояния человека, черты характера); подбор и запоминание пословиц и поговорок к содержанию картины.

Материал:

Картина «Ёж. Поздняя осень», листочки с написанными на них пословицами для игры «Каталог».

Ход занятия:

1 часть: Игра «Разведчики».

Вос-ль: - Я загадала на картине объект. Задавайте вопросы, ищите его.

Дети: - Этот объект находится в нижней части картины? (Нет) [отсекается нижняя часть картины]

- Он находится в верхней части картины? (Да)

- Он находится в верхней левой части картины? (Нет) [отсекается верхняя левая часть картины]

- Он находится в верхней правой части картины? (Да)

- Этот объект природного мира? (Да)

- Этот объект неживой природы? (Нет)

- Этот объект живой природы? (Да)

- Этот объект летает? (Нет)

- Этот объект ползает? (Да)

- Вы загадали гусеницу? (Да)

Вос-ль: - Расскажите, где же находится гусеница?

Дети: - Гусеница находится в верхней правой части картины, на берёзе около дятла.

2 часть: Составление рассказов с разных точек зрения.

На доске нарисована схема – подсказка (эмоциональные состояния, характер объекта, взаимосвязь между объектами).

Вос-ль: - О каком из объектов вы хотели бы рассказать?

Дети говорят, что хотели бы рассказать о грустном старом пне, о весёлом трудолюбивом дятле, о молодом задиристом снеге, о маленькой испуганной гусенице и т. д.

Вос-ль приглашает к картине одного ребёнка, и ребёнок составляет рассказ о том объекте, который он выбрал (с учетом характера и эмоционального состояния объекта).

Пример рассказа: «Жил – был пень. Он был старый, мудрый, но очень грустный. Смотрел пень на берёзу и грустил, ведь она была такая красивая, белая. Смотрел пень на дятла и расстраивался, думал, что дятел больше никогда не прилетит и не сядет на него. Рядом с пнем росли молодые побеги. Пень смотрел на них и думал: «Хорошо побегам, они молодые, у них вся жизнь впереди. А я свою жизнь прожил». Однажды заговорил с пнем молодой побег и сказал: «Не грусти, дед, когда мы вырастем, то станем сильными и могучими, как ты был в молодости!» Пень повеселел и решил, что будет жить дальше, чтобы посмотреть на своих внучат».

Вос-ль: - Как ты назовёшь свой рассказ?

Ребёнок: - «Старый пень».

3 часть: «Живая картинка».

Вос-ль предлагает детям «превратиться» в один из объектов картины.

Вос-ль: - Ты будешь «колючим».

- Ты будешь «трухлявым».

- Ты будешь «белоствольная».

- Ты будешь «холодный».

- Ты будешь «санитар леса».

- Угадали, кем вы будете? «Оживите» картину на ковре, точно передавая местонахождение объекта.

Дети выходят на «сцену», занимают свои места и изображают каждый свой объект, стоя неподвижно под счёт до 5. Вос-ль «фотографирует картину».

Вос-ль предлагает 2-3 детям описать месторасположение изображаемого ими объектов.

Пример рассказа: «Я – Ёж. Я лежу под пнём. Слева от меня лежит снег. За мной находится лужа, берёза. Передо мной – жёлтая трава».

4 часть: Игра «Каталог».

Вос-ль: - Пока мы с вами «оживляли» картину, налетел сильный ветер и сдул её название.

- Кто вспомнит, как она называлась? («Ёж»)

- Давайте подберём для неё новое название. А поможет подобрать название картины игра «Каталог».

Вос-ль предлагает ребёнку взять один из листочков, на которых написаны пословицы, затем зачитывает её.

- Как вы думаете, эта пословица подходит в качестве названия картины? Почему?

- Если не подходит, объясните, почему?

Пословицы:

1. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

2. Осень – на дворе погод восемь.

3. Добрый гость всегда в пору.

4. Жизнь дана на добрые дела.

Дети рассуждают по поводу пословиц, объясняя их смысл.

Пример рассказа – рассуждения: «В качестве названия подойдёт пословица «Готовь сани летом, а телегу – зимой», потому что все объекты на картине уже заранее приготовились к зиме. Деревья сбросили листья, ёж нашел себе место для спячки, трава пожелтела».

Вос-ль зачитывает все пословицы ещё раз, и дети выбирают самую удачную.

- Какая пословица больше всего подходит в качестве названия картины?

Дети: - Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Вос-ль прикрепляет запись этой пословицы к картине.

5 часть: Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Самостоятельного анализа ситуации или объекта; Развитие децентрации.

Составляем рассказ по картинеСоставляем рассказ по картине Особенно сложным видом речевой деятельности для дошкольника является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказов по картине «Ёж. Поздняя осень»
Опубликовано: 13 сентября 2013 в 23:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД