Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказов по картине «Ёж. Поздняя осень»

Наталия Мальникова
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказов по картине «Ёж. Поздняя осень»

Задачи:

1. Обучать детей пространственной ориентировке по картине, умению сужать поле поиска объекта на плоскости картины.

2. Учить составлять творческие рассказы от третьего лица с заранее заданной характеристикой объекта.

3. Учить детей мыслительным действиям, ведущим к объяснению смыслового содержания картины.

4. Обобщать знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения, о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта.

5. Обогащать словарь и активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки: левая – правая, нижняя – верхняя часть картины, правый – левый, верхний – нижний углы картины, ближе – дальше, около, между, за, перед, после и т. д.

6. Развивать умение задавать вопросы, составлять рассказ описание местонахождения предметов относительно других объектов.

7. Развивать связную монологическую речь в форме рассуждения на основе разновариантного осмысления содержания картины.

8. Формировать грамматический строй речи в процессе обучения рассказыванию.

9. Формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трёхмерное.

Пропедевтическая работа:

Обучение плоскостной игре «Да – Нет», моделирование композиции картины на сцене, использование ориентиров (верёвочки, палочки, мел) для сужения поля поиска, игра «Скажи наоборот» (эмоциональные состояния человека, черты характера); подбор и запоминание пословиц и поговорок к содержанию картины.

Материал:

Картина «Ёж. Поздняя осень», листочки с написанными на них пословицами для игры «Каталог».

Ход занятия:

1 часть: Игра «Разведчики».

Вос-ль: - Я загадала на картине объект. Задавайте вопросы, ищите его.

Дети: - Этот объект находится в нижней части картины? (Нет) [отсекается нижняя часть картины]

- Он находится в верхней части картины? (Да)

- Он находится в верхней левой части картины? (Нет) [отсекается верхняя левая часть картины]

- Он находится в верхней правой части картины? (Да)

- Этот объект природного мира? (Да)

- Этот объект неживой природы? (Нет)

- Этот объект живой природы? (Да)

- Этот объект летает? (Нет)

- Этот объект ползает? (Да)

- Вы загадали гусеницу? (Да)

Вос-ль: - Расскажите, где же находится гусеница?

Дети: - Гусеница находится в верхней правой части картины, на берёзе около дятла.

2 часть: Составление рассказов с разных точек зрения.

На доске нарисована схема – подсказка (эмоциональные состояния, характер объекта, взаимосвязь между объектами).

Вос-ль: - О каком из объектов вы хотели бы рассказать?

Дети говорят, что хотели бы рассказать о грустном старом пне, о весёлом трудолюбивом дятле, о молодом задиристом снеге, о маленькой испуганной гусенице и т. д.

Вос-ль приглашает к картине одного ребёнка, и ребёнок составляет рассказ о том объекте, который он выбрал (с учетом характера и эмоционального состояния объекта).

Пример рассказа: «Жил – был пень. Он был старый, мудрый, но очень грустный. Смотрел пень на берёзу и грустил, ведь она была такая красивая, белая. Смотрел пень на дятла и расстраивался, думал, что дятел больше никогда не прилетит и не сядет на него. Рядом с пнем росли молодые побеги. Пень смотрел на них и думал: «Хорошо побегам, они молодые, у них вся жизнь впереди. А я свою жизнь прожил». Однажды заговорил с пнем молодой побег и сказал: «Не грусти, дед, когда мы вырастем, то станем сильными и могучими, как ты был в молодости!» Пень повеселел и решил, что будет жить дальше, чтобы посмотреть на своих внучат».

Вос-ль: - Как ты назовёшь свой рассказ?

Ребёнок: - «Старый пень».

3 часть: «Живая картинка».

Вос-ль предлагает детям «превратиться» в один из объектов картины.

Вос-ль: - Ты будешь «колючим».

- Ты будешь «трухлявым».

- Ты будешь «белоствольная».

- Ты будешь «холодный».

- Ты будешь «санитар леса».

- Угадали, кем вы будете? «Оживите» картину на ковре, точно передавая местонахождение объекта.

Дети выходят на «сцену», занимают свои места и изображают каждый свой объект, стоя неподвижно под счёт до 5. Вос-ль «фотографирует картину».

Вос-ль предлагает 2-3 детям описать месторасположение изображаемого ими объектов.

Пример рассказа: «Я – Ёж. Я лежу под пнём. Слева от меня лежит снег. За мной находится лужа, берёза. Передо мной – жёлтая трава».

4 часть: Игра «Каталог».

Вос-ль: - Пока мы с вами «оживляли» картину, налетел сильный ветер и сдул её название.

- Кто вспомнит, как она называлась? («Ёж»)

- Давайте подберём для неё новое название. А поможет подобрать название картины игра «Каталог».

Вос-ль предлагает ребёнку взять один из листочков, на которых написаны пословицы, затем зачитывает её.

- Как вы думаете, эта пословица подходит в качестве названия картины? Почему?

- Если не подходит, объясните, почему?

Пословицы:

1. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

2. Осень – на дворе погод восемь.

3. Добрый гость всегда в пору.

4. Жизнь дана на добрые дела.

Дети рассуждают по поводу пословиц, объясняя их смысл.

Пример рассказа – рассуждения: «В качестве названия подойдёт пословица «Готовь сани летом, а телегу – зимой», потому что все объекты на картине уже заранее приготовились к зиме. Деревья сбросили листья, ёж нашел себе место для спячки, трава пожелтела».

Вос-ль зачитывает все пословицы ещё раз, и дети выбирают самую удачную.

- Какая пословица больше всего подходит в качестве названия картины?

Дети: - Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Вос-ль прикрепляет запись этой пословицы к картине.

5 часть: Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Самостоятельного анализа ситуации или объекта; Развитие децентрации.

Составляем рассказ по картинеСоставляем рассказ по картине Особенно сложным видом речевой деятельности для дошкольника является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том,.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление рассказов по картине «Ёж. Поздняя осень»
Опубликовано: 13 сентября 2013 в 23:01
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...