Получи документы

Конспект НОД «Животный мир Кузбасса» для подготовительной группы

Анна Загоскина
Конспект НОД «Животный мир Кузбасса» для подготовительной группы

Цель: расширять представления детей о лесных животных нашего края, месте их обитания.

Задачи:

познакомить детей с дикими животными, обитающими в Кемеровской области;

формировать представления о правилах поведения на природе;

развивать интерес к животному миру;

воспитывать бережное отношение к природе.

Материал:

загадки о животных;

изображения животных и их места обитания;

Публикация «Конспект НОД „Животный мир Кузбасса“ для подготовительной группы» размещена в разделах

карточки к дидактической игре "Четвёртый лишний";

презентация по теме.

Ход занятия. Воспитатель: (Слайд № 1). Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие! Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем! (Слайд № 2)

– Правильно, мы отправимся в лес. Там обитают лесные жители – маленькие и большие, травоядные и хищные, пугливые и опасные.

– Сейчас мы отправимся к домику первого лесного жителя. Отгадайте загадку:

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? (Слайд № 3)

– Правильно, ребята это – Заяц. Эти животные отличаются длинными ушами, коротким поднятым хвостом и длинными задними лапами, что позволяет им двигаться прыжками. Зрение у зайцев слабое, а слух – превосходный. Беззащитность по отношению к многочисленным врагам делает их крайне осторожными и скрытными (Слайд № 4).

Питается заяц различными растениями: травой, хлебными растениями, овощами, древесной корой, и может приносить значительный вред на огороде; особенно любит петрушку, капусту, репу и другие овощи.

В основном ведут ночной образ жизни, отлеживаясь днем в густой траве, в зарослях растительности или углублениях в земле.

Заяц, убегая от преследователей очень искусно путает свои следы. Он петляет, делает длинные прыжки в стороны, а также может пробегать в обратном направлении по своим же следам.

– Отправляемся к следующему домику.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал (Слайд №5).

– Здесь живёт Белка. Имеет удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, длинные уши, тёмно-бурый цвет с белым брюшком, иногда серый. Перед наступлением зимы у белки вырастает довольно высокий и густой мех, а летом у нее мех короткий, редкий и жесткий (Слайд №6).

Белка предпочитает большую часть своего времени проводить на деревьях, при этом они ищут деревья с дуплами, где и обустраивают для себя жилище. Для этого они набивают дупло лишайником, сухой травой и листьями. Белка с легкостью перепрыгивает с дерева на дерево, а хвост у нее служит в качестве руля.

В основном белка питается растительностью: орехами, семенами плодов, грибами и зелёной растительностью, иногда они едят насекомых.

– Заяц и белка, это травоядные и самые маленькие и безобидные жители нашего леса (Слайд №7). Травоядные – это животные, которые питаются травой и другими растениями или растительной пищей.

– Что нового вы узнали об этих зверьках? Чем они питаются? Назовите сказки или мультфильмы в которых встречаются заяц и белка?

– А сейчас мы познакомимся с более крупными травоядными животными. У них вместо лап – копыта, поэтому они могут передвигаться на очень большие расстояния.

– Послушайте внимательно, может вы уже слышали про это животное:

Брат её лесной олень.

Дикая коза-чистюля.

На копытцах целый день

Ходит, травку ест. (Слайд № 8)

– Ребята – это Косуля. Посмотрите, у неё стройное тело и длинная шея, ноги тонкие и длинные. Голова небольшого размера с длинными и широкими ушами. Только у самцы небольшие дважды ветвящиеся рога. Обычно рог на вершине оканчивается тремя отростками. Окраска тёмно-рыжая, зимой серо-бурая, в области хвоста белое пятно, хвост очень мал (Слайд № 9).

Косуля проводит время в лежке, которая находится в лесу, на краю поляны. Лёжка – это очищенный участок земли.

Косули питаются травой, ягодами, грибами. Зимой едят почки, листья и молодые побеги деревьев.

– Слушаем следующую загадку:

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

Называется … (Слайд № 10).

– Этого оленя зовут Марал. Он отличается серовато-буровато-желтым окрасом шерсти. У каждого взрослого самца на голове вырастают рога. При этом рога растут исключительно у самцов, а самки всегда безрогие. У марала большие уши, овальной формы, а также короткий хвост (Слайд № 11).

Когда наступает настоящая летняя жара, олени стараются держаться поближе к водоемам и часто забираются в воду, чтобы охладиться. С приходом зимы, животные разгребают снег и отдыхают, таким образом образованных, теплых лунках.

Маралы употребляют только растительную пищу. Поэтому в их рацион питания входят: листья и почки различных растений, деревьев и кустарников; ягоды, грибы, мох и другие растения, и их плоды.

Природным врагом этого животного считается волки, рыси и крупные медведи, которые на них охотятся. Но у марала есть, чем защититься, потому что он имеет достаточно сильные копыта, а также крупные и мощные рога.

– И, наконец мы узнаем про ещё одного могучего жителя леса.

Не голос – громкая труба,

Большая верхняя губа,

На нем - громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось

Раз он – сохатый, значит –. (Слайд № 12)

– Посмотрите – это лось. Туловище и шея у него короткие, а холка высокая в виде горба. Ноги очень длинные, голова крупная, горбоносая, с большими подвижными ушами и нависающей верхней губой. Самцы лосей имеют огромные лопатообразные рога (Слайд № 13).

В летний период эти животные употребляют в пищу листья различных деревьев и кустарников, водные растения и всевозможные травы. С приходом осени рацион питания смещается в сторону грибов, кустиков черники и брусники, вместе с плодами. Ближе к зиме лоси начинают питаться корой деревьев, а основу рациона питания лосей составляют ветки и побеги различных деревьев и кустарников.

Природных врагов у лося практически нет, если не считать волков и медведей, которые выбирают для атаки слабых или молодых особей.

– Все эти животные обитают в нашем лесу (Слайд № 14). Ребята, о каком животном вы услышали впервые? Чем отличаются марал и лось? Чем они питаются?

– Хорошо, ребята, вы внимательно слушали и правильно всё запомнили (Слайд № 15). Теперь предлагаю вам вспомнить, к каким животным мы сейчас заглянули в гости и где они живут.

Дидактическая игра "Кто где живёт".

Детям предлагаются подобрать изображения животных к изображениям их места обитания.

– Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием. Мы отправимся дальше в лес. Но сначала мы немного разомнёмся и зарядимся.

Физминутка «Звериная зарядка»

Раз - присядка, два - прыжок. – присесть, подпрыгнуть

Это заячья зарядка. – присесть, подпрыгнуть

А лисята, как проснутся, – потереть кулачками глаза

Любят долго потянуться, – потянуться руками вверх

Обязательно зевнуть, – открыть рот, прикрыть его ладошкой

Ну и хвостиком вильнуть. – движения бедрами в стороны

А волчата спинку выгнут – прогнуться в спине вперед

И легонечко подпрыгнут. – подпрыгнуть на месте

Ну а мишка косолапый, – руки согнуты в локтях перед собой,

Широко расставив лапы – ноги на ширине плеч,

То одну, то обе вместе, – переступать с ноги на ногу

Долго топчется на месте. – раскачивать туловище в стороны

А кому зарядки мало – хлопать в ладоши, подняв руки над головой

Начинает все сначала!

– Теперь, ребята познакомимся с хищниками нашего леса. Хищники – это животные которые охотятся на других зверей, для питания. Отправляемся к первому хищнику, кто же он?

Нежнейший мех одет на нем,

Блестящий, шелковистый,

Лентяй и соня кроха днем,

А ночью ловкий, быстрый.

В природе он в тайге живет,

Не царствует там тополь,

Где хвойный лес, сосна растет,

Мелькнет красавец. (Слайд № 16)

– Этот зверёк – Соболь. Ловкий и очень сильный для своих размеров хищник. У него широкие лапы, подошвы которых густо покрыты жёсткими волосами, он легко ходит по рыхлому снегу, может нырять в снег и двигаться в его толще. Соболь обитает в верховьях горных рек, в зарослях, среди каменных россыпей, изредка поднимается в кроны деревьев. Передвигается прыжками и хорошо лазает по деревьям. Легко ходит по рыхлому снегу (Слайд № 17).

Соболь питается ящерицами, лягушками, насекомыми, мышами, наземными птицами, белками, нападает на зайцев. Кроме того соболь питается растительной пищей, отдавая предпочтение кедровым орехам, рябине, голубике. Также поедает ягоды брусники черники, черёмухи, шиповника, смородины.

– Отправляемся дальше:

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой (Слайд № 18).

– Вот она – Лисица. У неё яркая рыжая область спины, беловатое брюхо и темные лапы. Основными отличительными чертами рыжей лисицы считаются темные уши и белый кончик на хвосте.

Лиса живет в норах и сама их роет. Хотя иногда она поселяется в норах, оставленных другими животными, которые так же живут в норах и сами их роют (Слайд № 19).

Питается лиса мышами, зайцами, птицами. С приходом лета, лиса может есть жуков и насекомых, а также их личинок, плоды, фрукты и ягоды, а часто и зеленую часть растений.

У лисы уникальный слух, она легко определяет, что под слоем снега находится мышь, после чего ныряет в снег и ловит добычу. Вот такая рыжая хищница.

– Давайте отправимся дальше и заглянем к следующему хищнику.

Она из кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный … (Слайд № 20).

– Эта кошка – рысь. Рысь величиной с крупную собаку. От других кошачьих рыси отличаются коротким хвостом и кисточками на концах ушей. На теле пятнистый рисунок, на спине, лапах и боках хищника (Слайд № 21).

Брюхо рыси укрыто длинным и достаточно мягким волосом, отличающимся белым оттенком, с едва заметными крапинками. Густая шерсть животного помогает ему жить в экстремальных условиях, где много снега и достаточно морозные зимы. Окрас шерсти такой, что этого хищника трудно заметить в дневное время при солнечном свете. Это так же позволяет рыси прекрасно маскироваться среди зарослей.

С наступлением сумерек рысь выходит на охоту. Благодаря "кисточкам" на ушах, рыси прекрасно ориентируются в пространстве и чувствуют свою добычу. Рысь выбирает для себя густые заросли, представленные густой тайгой и темнохвойные леса. Животное мастерски лазит по деревьям.

Рысь охотится на зайцев, на молоденьких копытных, таких, как косули, кабарга. Не пропустят они случая поохотиться и на молодых кабанчиков. Если повезет, то рысь может поймать белку или куницу, а также рябчиков, глухарей и тетеревов.

– Теперь, ребята, отправимся к самому крупному хищнику нашего леса:

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт? (Слайд № 22).

– Правильно – это медведь, или точнее бурый медведь. Тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост очень короткий, лапы сильные с мощными когтями, шерсть густая (Слайд № 23).

К зиме медведь нагуливает подкожный жир и с осени залегает в берлогу. Берлоги располагаются на сухом месте, в ямах под защитой бурелома или под вывороченными корнями деревьев. Бурый медведь всеядный. В растительный рацион у него входят: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. Ещё в его рацион входят насекомые (муравьи, бабочки, черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, суслики, бурундуки) и рыба. Добывают бурые медведи и копытных — косуль, лосей, оленей. Бурый медведь любит мёд и ещё питается рыбой.

– Мы познакомились с хищниками нашего леса (Слайд № 24). Вспомните, с какими хищниками мы встретились? Почему этих животных называют хищниками? Чем они питаются? (Слайд № 25).

– Сейчас предлагаю вам выполнить задание.

Дидактическая игра "Четвертый лишний".

На столе карточки, на каждой изображено четверо животных. Нужно определить, какое лишнее и объяснить почему.

– Спасибо, ребята, вы – молодцы! Теперь вы сможете рассказать вашим родителям о каких животных вы сегодня узнали.

Публикации по теме:

«По тропинкам заповедника». Комплексное занятие в старшей группе в рамках краткосрочного проекта «Дикие животные Кузбасса»«По тропинкам заповедника». Комплексное занятие в старшей группе в рамках краткосрочного проекта «Дикие животные Кузбасса» Цель: Дать детям представление о разнообразии животного мира Кузбасса и об основных причинах вымирания некоторых животных. Задачи: Учить.

Фотоотчет о занятии «Крылатая радуга Кузбасса»Фотоотчет о занятии «Крылатая радуга Кузбасса» Бабочки - одни из самых красивых живых существ на нашей планете. Мы с удивлением и восторгом наблюдаем за их полетом, восхищаемся их красотой.

Фотоотчет с занятий по краеведению «Путешествие в мир растений Кузбасса»Фотоотчет с занятий по краеведению «Путешествие в мир растений Кузбасса» Мы живем в удивительном крае, имя которому Кузбасс. Природа нашего края уникальна, она имеет свои особенности: красоту, необычные явления,.

Фотоотчёт об экологической акции «Сохраним первоцветы Кузбасса!»Фотоотчёт об экологической акции «Сохраним первоцветы Кузбасса!» Фотоотчёт об экологической акции "Сохраним первоцветы Кузбасса!"Приход весны - природное явление, к которому неравнодушны все. И, наверное,.

Лэпбук «Слава Шахтёрам Кузбасса»Лэпбук «Слава Шахтёрам Кузбасса» Цель: Закрепление и систематизация изученного материала, повышение интереса детей к обучению. К празднику «День Шахтёра» я сделала лэпбук.

Мастер класс по созданию пособия «Красной книги Кузбасса»Мастер класс по созданию пособия «Красной книги Кузбасса» В конце года был объявлен областной конкурс "Моя Кемеровская область" Мы представили на конкурс "Красную книгу Кузбасса". Прежде чем приступить.

План мероприятий в подготовительной группе по подготовке к празднованию 300-летия образования КузбассаПлан мероприятий в подготовительной группе по подготовке к празднованию 300-летия образования Кузбасса 27 августа президент Российской Федерации подписал Указ о праздновании 300-летия Кузбасса 6 июля 2021 года. 11 октября 2018 года дан старт.

Оформление участка на тему «7 чудес Кузбасса»Оформление участка на тему «7 чудес Кузбасса» Оформление участка на тему: "7 Чудес Кузбасса" подготовительная группа. Воспитатели: Олейникова Наталья Геннадьевна, Павленко Ольга Викторовна.

Экологическое лото «Животный мир»Экологическое лото «Животный мир» Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных.

Животный мир Арктики. НОД в подготовительной группеЖивотный мир Арктики. НОД в подготовительной группе Животный мир Арктики. НОД в подготовительной группе. Цель: закрепить знания детей об особенностях природы; проживающих животных. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Животный мир Кузбасса» для подготовительной группы
Опубликовано: 8 октября 2020 в 16:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД