Получи документы

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза — символ русской природы, символ Родины моей».

Елена Тишина
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза — символ русской природы, символ Родины моей».

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему :

«Белая берёза – символ русской природы, символ Родины моей».

Воспитатель: Тишина Е. М.

Цель: Воспитывать любовь к родной природе, Родине.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять знания детей о Родине и ее символике;

Познакомить детей с одним из символов нашей любимой Родины – березой, показать ее красоту;

- продолжать расширять представления детей о русской берёзе, о её полезных свойствах.

Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: „Белая берёза — символ русской природы, символ Родины моей“,» размещена в разделах

- продолжать работу по обогащению словаря (спилы, чечевички, гриб-чага, берёзовый сок).

Развивающие:

-познакомить с произведениями искусства: работами известных художников, стихами лучших поэтов, а так же с русскими обычаями, обрядами, связанными с этим деревом

- продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности;

Воспитательные:

-воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, художественно-эстетическое воспитание.

Материал к непосредственно-образовательной деятельности:

Картины о природе И. Левитана, И. Грабаря, А. Саврасова, А. Куинджи. Дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора, «Можно-нельзя», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, атласные ленточки, магнитофон

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением леса. Беседы о природе леса. Чтение художественных произведений И. Соколова-Микитова, Н. Верзилина, Г. Скребицкого, стихи «Березка» И. Прокофьева, «Березка» В Рождественского, И. Бунина, А. С. Пушкина, «Береза – символ России» Г. Садовской, «Русская березка» А Прокофьева, Рассматривание репродукций картины И. Левитана «Берёзовая роща», И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Куинджи «Березовая роща», А. Саврасова «Ранняя весна»

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Мотивация к деятельности:

Входит воспитатель русском сарафане).

-Здравствуйте, дети! Чтобы у всех было хорошее настроение – посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

Воспитатель : Предлагаю послушать мелодию.

-Что вы услышали? (шум леса)

-А кто из вас ответит на вопрос: что такое лес?

Дети: лес – это место где растет очень много разных деревьев.

Воспитатель: Кто отгадает загадку, тот и назовет тему нашего занятия.

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежде, свесив серёжки. Что это? (Береза)

- А как можно сказать ласково?

Ответы детей: березка, березонька

Вот и вы отгадали тему занятия.

А если конкретно, то тема звучит так «Белая берёза – символ русской природы, символ Родины моей».

-Сегодня вы узнаете много интересного и познавательного о березоньке.

(слайд с изображением березки в разные времена года)

Стихотворение «Моя береза» читает ребенок

Каждый день я вижу

Березу у окна.

И нет подруги ближе,

Милей мне, чем она!

Зеленой легкой дымкой

Окуталась весной,

И ветер-невидимка

Колышет лист резной.

А летним днем струится

Она живым шатром.

В листве щебечут птицы,

Порхая за окном.

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем,

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Укрытая снегами,

Стоит она зимой

В расшитой жемчугами

Накидке кружевной.

Воспитатель:

Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляет русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений.

«Березка» В. Рождественский (читает ребенок)

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Они на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.

Воспитатель:

А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки!

Река Березина, Берёзово, Березники и т. д.

Когда великий русский композитор М. И. Глинка (Портрет) возвращался на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке, как символу своей Родины.

Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. Береза и в загадках, и в сказках, и в песнях.

-Сейчас, я предлагаею,всем вместе сводить хоровод, как это было раньше, под русскую народную песню : Во поле береза стояла

(русская народная песня)

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла.

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли, заломати.

Как пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю,

Люли, люли, заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Четвертую балалайку,

Пойду я на новые сени,

Люли, люли на сени.

Стану в балалаечку играти,

Стану я милого будити.

Люли, люли, будити:

Встань ты, мой милый, проснися,

Ты, душа моя, пробудися.

Люли, люли пробудися.

Пойдем в терем веселиться.

Пойдем в терем веселиться,

Люли, люли, веселиться.

Воспитатель: (слайд картины Левитана «Березовая роща, И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Куинджи «Березовая роща», А. Саврасова «Ранняя весна»

Воспитатель:

Вокруг посажено много берез, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года.

- Посмотрите ребята картину И. Левитана «Берёзовая роща», с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – береза. За свою красоту береза стала символом России.

Воспитатель:

Ребята, что это?

Дети: (кора)

Воспитатель:

Правильно- это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки (показ изделий).

- Посмотрите, перед вами лежат кусочки бересты.

(Дети рассматривают бересту).

Воспитатель: А сейчас поиграем.

Игра «Найди кору березы».

На подносе лежит кора осины, березы, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы.

Физкультминуткa : «Бeрёзка».

Мы бeрёзу пoсaдили, (выпрямиться)

Мы вoдoй её полили (руки согнуть к плечам, ладонями вперёд)

И бeрёзка подросла (потянуть руки вверх)

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая)

И ребят благодарила (поклоны головой).

Воспитатель:

- Береза, не только красивое дерево, но и лечебное, еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.

Проводится игра «Найди лист березы».

Рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.

Игра «Вырасти дерево».

Сложить картинки последовательности прорастания дерева. Дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки.

Игра «Сколько лет берёзе.

- Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца. (Показывает через увеличительное стекло).

Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если кольцо узкое- то нет).

Воспитатель:

- Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?

Дети: Нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.

Воспитатель:

Попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.

Дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам.

Воспитатель:

Каждый день я вижу

Березку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она!

Я думаю, мы убедились, что береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Воспитатель: дети, а нужно заботиться о деревьях, которые растут на территории нашего детского сада?

Дети: да!

-На Руси с большим почтением относились к березе и даже считали, что Береза - богиня всех богатств на земле. Не зря ее называли - Берегиня.

У березки есть даже свой праздник – троицын день, который существует издавна и длится (в начале июня) 5 дней. Все эти дни девушки надевали самые нарядные одежды (примерно такие, как у меня: русский сарафан и кокошник) и шли в березовую рощу. Они чествовали березку, только что надевшую зеленый наряд; подарками ее оделяли. Девушки украшали ветки лоскутками, лентами; подвешивали сладости, водили хороводы, плели венки, пели песни и веселый пир устраивали. Пойдемте и мы сегодня в гости к Березке.

(выходим на улицу к березке).

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Завяжи ленточку на березке»

Игра «Завяжи ленточку на березке» (при этом нужно назвать пословицу или примету)

Дети по одному подходят в березке, повязывают ленточку и называют пословицы, приметы про березу.

Пословицы:Дети

Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.

Кто с берёзы кору снимает, тот её убивает.

И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Береза ума дает (о розгах)

Не бывать ветке толще ствола.

Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова

- А какие приметы вы знаете, которые связаны с русской красавицей?

Иней на берёзах – к морозу.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.

Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

Лопаются сережки - пора сеять хлеб

Игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).

• Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.

• Сажать больше деревьев – можно.

• Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.

• Ходить только по тропинкам – можно.

• Рвать большие букеты цветов – нельзя.

• Любоваться ими – можно.

• Оставлять мусор в лесу – нельзя.

• Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.

• Разжигать костры в лесу – нельзя.

• Беречь лес от пожара – можно.

• В лесу шуметь – нельзя.

• Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.

Быть другом животных – можно.

Воспитатель: (читает стихотворение «Будь человеком, человек!»

Если здорова природа, будет здоров человек

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге море и леса

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус –

Шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!

Мы должны беречь природу, чтобы быть здоровыми. Молодцы! Посмотрите, мы все собрались около березки! Поиграли.

Воспитатель:

Вот и подошел к концу наш разговор о русской березке. Пусть каждый из нас в душе хранит особое отношение к простому деревцу, русской березке символу нашей России.

Ребенок:

Благодатная Берёза –

России символ, красоты,

Неподвластная невзгодам,

Ты - кладезь сил и доброты!

Публикации по теме:

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект ОД в старшей группе (5–6 лет) «Русская берёза — символ Родины моей»Конспект ОД в старшей группе (5–6 лет) «Русская берёза — символ Родины моей» Конспект ОД в старшей группе (5-6 лет) «Русская берёза — символ Родины моей» Воспитатель IКК М. Э. Барсукова Программное содержание: Расширить.

Конспект открытого занятия в рамках педчтения в подготовительной группе «Берёза белая моя»Конспект открытого занятия в рамках педчтения в подготовительной группе «Берёза белая моя» Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Берёза белая моя». Воспитатель Сайтакова Ильмира Искэндаровна. Доминирующая.

Конспект открытой НОД «Русская береза — символ Родины моей!» КОНСПЕКТ открытой НОД «Русская береза – символ Родины моей!» Воспитатель: Макаревич Л. А. г. Сосногорск Цель: Систематизация знаний детей.

Методическая разработка ко Дню защиты детей «Матрёшка — символ Родины».Методическая разработка ко Дню защиты детей «Матрёшка — символ Родины». «Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная.

«Белокурая березка — символ Родины моей». Сценарий военно-патриотического праздника клуба «Современник»«Белокурая березка — символ Родины моей». Сценарий военно-патриотического праздника клуба «Современник» «На поляне, на пригорке, Под окном, среди полей, Белокурая берёзка – Символ Родины моей». /М. Ероха/ Тема: «Белокурая берёзка – символ.

Проект «Берёза-символ Березников» И. В. Ермакова, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 60» г. Березники, Пермского края Проект «Берёза-символ Березников» Тип Информационно-творческий.

Проект «Берёза-символ Росии» МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса» ПРОЕКТ "Береза - символ России" В старшей группе № 6 «Теремок» Воспитатель : Ярош З. Н.

Сценарий развлечения для детей старшей группы. «Символ России-берёза!» Сценарий развлечения для детей старшей группы. «Символ России -берёза!» Подготовила старший воспитатель МБДОУ д/с № 9 Шурховецкая И. А.

Живой символ моей малой Родины. ФотоотчётЖивой символ моей малой Родины. Фотоотчёт Творческая группа «Ладушки» принимает участие в конкурсе на определение экологического символа Лысьвенского городского округа «Живой символ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза — символ русской природы, символ Родины моей».
Опубликовано: 16 июля 2017 в 19:58
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД