Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшей группы «Лес. Растения»

Ирина Антошкина
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшей группы «Лес. Растения»

Тема «Лес. Растения» (составление коллективного рассказа с описаниями предметов по вопросам с опорой на сюжетную картину).

Коррекционно-образовательные задачи:

Уточнение и расширение словаря по теме: «Лес. Растения».

Составление коллективного рассказа с описаниями предметов по вопросам с опорой на сюжетную картину.

Коррекционно – развивающие:

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, развитие монологической речи – составление предложений рассказа - описания с помощью логопеда.

Развитие умений с помощью логопеда составлять рассказ по картине. Развитие лексико – грамматических форм: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование множественного числа существительных, согласования числительных, прилагательных с существительными

Развитие речевого слуха, слухового внимания, зрительного восприятия и внимания, памяти.

Коррекционно – воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: сюжетная картина «Головные уборы», мяч, картинки с видами головных уборов.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Сядет тот, кто скажет - Какие растения растут в лесу;

- кто живет в лесу;

II. Сообщение темы и целей.

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Мы отправляемся на прогулку в лес.

Ш. Расширение словаря по теме.

1. Назовите, что это?

• Подбор прилагательных к слову лес. Сначала ребенку дается возможность самому назвать слова – лес (какой) ___, а затем логопед называет слово и спрашивает, почему так говорят (большой, зеленый, красивый, густой, родной, прекрасный, богатый, полезный, сказочный, молодой, старый, живой, шумный, тихий, тенистый, волшебный, голый, березовый, сосновый, дубовый, хвойный, лиственный, смешанный, дремучий, светлый, темный, зимний, осенний, весенний, летний).

• Образование родственных слов от слова лес (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесовал, лесозаготовки)

«Один - много». Формирование навыка словоизменения: дерево - деревья; куст - ___; волк - ___; еж - ___; ствол - ___; лист - ___; ветка - ___; муравей - ___; травинка - ___; соловей - ___; лиса - ___; стрекоза - ___; оса ___; крона - ___; медвежонок -.

«Сосчитай до пяти». Согласование числительных с существительными: жук, дерево, медведь.

Один жук, два, три, четыре, пять. дерево___медведь___

«Незнайка в лесу». Правильное употребление в речи предлогов. Развитие слухового восприятия и логического мышления.

Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по леcy и рассказывает:

«Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вышел в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лиce. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет над веточкой. Бабочкa порхает в цветке. Цветы растут над деревом».

Дети должны исправить ошибки Незнайки.

IV.Динамическая пауза.

V. Беседа по вопросам с опорой на картину.

• Рассматривание иллюстрации «Лес» и составление рассказа по ней. Цель: развивать навык связной речи; учить видеть и ощущать красоту и богатство родной природы.

Дети, посмотрите внимательно на картинку. Перед вами - лес. В лесу много разных деревьев. Есть деревья хвойные - елка, сосна, и есть лиственные - береза, осина, липа, дуб, клен. У дерева есть ствол, он покрыт корой. Ветки с листьями - это крона. А еще у дерева есть корни, они питают дерево соками из земли. А вот - кусты, они ниже деревьев. На земле много разных растений: трава, цветы, мох. Лес - это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой. Лес - наше богатство. Берегите лес!»

1. Ответы на вопросы:

- Что это?

- какие деревья растут в лесу?

- назови части дерева?

- что еще растет в лесу?

- какую пользу приносит лес?

2. Составление рассказа по цепочке.

3. Индивидуальное рассказывание.

VI. Развитие психических процессов.

Игра «Назови лишнее слово»

VII. Подведение итога.

- О чем мы говорили?

- Чем мы занимались на занятии?

VIII. Поощрение детей.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Научная лаборатория
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшей группы «Лес. Растения»
Опубликовано: 20 августа 2013 в 00:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...
Знакомство детей с народным творчеством (фотоотчет)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова Татьяна...
Фотоотчет «Жизнь нашей группы в апреле»
Заканчивается апрель - весенний месяц, который мы с нетерпением ждали. Ждали наступления тепла в природе и добрых праздников. Жизнь нашей группы в апреле...
Мастер-класс для дошкольников «Золотая рыбка в нетрадиционной технике...
Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Рисование важными палочками можно...