Конспект НОД по формированию интереса к игре в шахматы с детьми подготовительной группы «Секрет принцессы Клеточки»

Надежда Павлова
Конспект НОД по формированию интереса к игре в шахматы с детьми подготовительной группы «Секрет принцессы Клеточки»

ГБДОУ детский сад №41 Красносельского района СПб

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

«Секрет принцессы Клеточки»

Технологии: игровая, коммуникативная, здоровьесберегающая, личностно-ориентированного взаимодействия

Составитель: воспитатель ГБДОУ детского сада №41

Красносельского района СПб

Павлова Надежда Евгеньевна

Санкт – Петербург

2012

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Коммуникация»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная

Цель: Вызвать интерес к интеллектуальной игре – шахматы.

Задачи

Образовательные:

1. Упражнять детей в пространственном ориентировании на горизонтальной плоскости:

передвигаться на листе с 64-мя клетками в соответствии с указаниями педагога «вперёд», «назад», «влево», «вправо»;

ориентироваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях, находить предмет и словесно обозначать его местоположение (буква, цифра – а2)

2. Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Развивающие:

1. Развивать тактильное восприятие детей – умение на ощупь определять шахматные фигуры и называть их.

2. Тренировать мелкую моторику в работе с раздаточным и игровым материалом.

3. Индивидуально работать над профилактикой дисграфии с Соней и Сашей – упражнять в написании цифр 1, 3, 5.

4. Совершенствовать психические процессы: внимание, воображение, память, мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях умение высказывать свои мысли уверенно, а так же слушать своих товарищей и при необходимости помогать им.

Материалы и атрибуты.

Бумажная шахматная доска и фишка на каждого ребёнка.

Демонстрационная шахматная доска и фигуры к ней.

Настольная шахматная доска и белые фигуры к ней.

Зонт с мелкими шахматными фигурами внутри.

«Волшебная коробка» и в ней большие разноцветные шахматные фигуры.

«Чудо-ведро».

Сундучок.

Конверты с ключами – 3 шт.

Письмо от принцессы Клеточки.

Грамоты и дипломы.

Игры:

«Шахматная лесенка»

«Прятки-загадки»

«Реши пример»

«Бусинки»

«Реши задачу»

Ход непосредственно образовательной деятельности

На столе стоит сундучок. Он заперт на ключ. Рядом с ним лежат три конверта и портрет.

Воспитатель. Дети, чей это портрет? (принцессы Клеточки)

Воспитатель. (переворачивает портрет) Нам оставлена записка:

«Друзья! Сегодня вы узнаете результаты шахматного турнира «Дебют». Но для этого вам придётся очень постараться. Ведь они спрятаны в сундучке. Ключ от сундучка – в конверте. Но в каком именно, вы поймёте, только разгадав код на конверте. Все конверты открывать нельзя, иначе результаты исчезнут!»

Воспитатель. Что будем делать? Откроем любой конверт, вдруг угадаем? (высказывания детей).

Игра «Путешествие»

Воспитатель. Хорошо! Отправляемся в путешествие разгадывать код. Встречаемся на остановке а4. Все подошли, а вот и автобус, поехали: прямо, прямо, вправо, назад, вправо, назад.

Воспитатель. На какую остановку мы приехали? (на остановку с4)

Если «доехали» не все, игра повторяется.

Воспитатель. Молодцы! Никого не потеряли. Запишем на карточке место прибытия – с4.

Игра «Точный адрес»

Воспитатель. Какой необычный дом я вижу. Сколько в нём квартир! Назовите адрес, куда бы вы хотели пойти в гости и к кому. (Я бы пошла в гости на d8 к ферзю).

Дети обозначают местоположение фигуры (буква, цифра) и называют её. Под ферзём находят сигнал – красный круг – помещают ферзя на карточку с кодом.

Конспект НОД по формированию интереса к игре в шахматы с детьми подготовительной группы «Секрет принцессы Клеточки»

Игра «Лесенка».

Воспитатель. Что есть в многоэтажных домах? (лестница). Расположите лестницу так, что по ней можно было подниматься в правую сторону. Молодцы. На первую ступень поставьте пешку. На вторую – две фигуры, названные в честь животных. На третью –ладью. На четвёртую поставьте ферзя, а на пятую – короля.

Под ступеньками выложите карточки с цифрами. (дети выкладывают).

Почему под первой ступенькой вы положили карточку с единицой? (потому что стоимость пешки равна единице)

Сколько пешек стоят слон и конь? (по три пешки)

Сколько пешек стоит ладья? (пять пешек)

А ферзь – это сколько ладей? (ферзь стоит 2 ладьи) А пешек (10 пешек)

Найдите фигуру на лесенке, которая отличается от остальных. (это – король, он бесценен). Давайте его и поместим на карточку с кодом.

Воспитатель. Молодцы! Спускайтесь вниз, собирайте фигуры и карточки в конверт.

Игра «Шахматный дождь»

Воспитатель. Давайте выйдем на свежий воздух. Ребята, небо затянуло тучами, бегите все ко мне!

Есть у меня волшебный зонт

Секретик спрятан в нём.

Прольются в миг фигуры

Здесь шахматным дождём!

Воспитатель открывает зонт, «идёт» дождь.

Воспитатель. Никто не намок? (нет)

Эй, ребята, не зевайте,

Быстро капли собирайте!

Воспитатель. Давайте посчитаем, сколько всего капелек.

Дети. А на ладье есть сигнал от принцессы Клеточки.

Воспитатель. Пусть Игорь считает ладьи, а мы все фигуры. Будем считать в уме. Почему? (чтобы не мешать друг другу). Сосчитал, Игорь? (у меня получилось 3 ладьи). Давайте напишем в карточке число 3. Сколько ж всего капелек-фигур? (всего 18). (Убрали фигуры в коробку.)

Воспитатель. Я умею творить волшебство. Вы мне верите? (нет). Сейчас докажу. Закрою коробку с фигурами, постучу по ней три раза, поглажу два раза, ещё постучу три раза и открою. (Фигуры их маленьких превратились в большие). Возьмите по одной фигуре.

Воспитатель. Погода чудесная! Предлагаю погулять и поиграть! (да,да,да) Вставайте в круг!

Игра «На прогулку!»

Воспитатель. "На прогулку мы пойдём,

Друга там себе найдём!"

Поменяйтесь местами и фигурами те, кого я назову: Дима и Паша, Карина и Никита, Соня и Саша (дети меняются местами и фигурами в быстром темпе).

Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель. Встаньте, пожалуйста так, как стояли в начале прогулки и найдите свою фигуру. (дети перемещаются на прежние места и находят свою фигуру). Соня, собери, пожалуйста, все фигуры и убери в коробку.

Игра «Отдых на привале»

Воспитатель. Наигрались, немного устали, давайте отдохнём. (дети рассаживаются на ковре по кругу.) Чтобы мы не скучали, принцесса Клеточка оставила чудо-ведро. Интересно, что в нём? (встряхиваю его и дети по звуку догадываются, что там – шахматы)

Воспитатель. Я очень люблю шахматы за то, что они вас учат самостоятельности (руку опускает в ведро и определяет какую фигуру взяла, называет фигуру и достаёт из ведра) Кто ещё любит шахматы?

Дети высказывают своё мнение, называют, достают фигуру и ставят на доску в начальное положение. Затем все подходят к доске и проверяют правильно ли расставлены фигуры.

Воспитатель. Где же есть ещё сигнал? А не в прятках ли загадках?

Игра «Прятки-загадки»

Дети отгадывают, какая шахматная фигура спряталась в фигуре геометрической. Воспитатель называет какой-либо признак.

Воспитатель. Начинается со звука «К», но не конь. (Король)

Лёгкая фигура, но не конь. (Слон)

Её можно взять на проходе (Пешку)

Ходит по горизонтали, вертикали, диагонали на любое количество клеток (Ф)

Стоит 5 пешек (Ладья)

Может быть чернопольный или белопольный (Слон)

Дети. Мы заметили сигнал, он стоит на треугольнике. Давайте нарисуем его на карточке. (рисуют).

Игра «Реши пример»

Воспитатель. Вижу на нашем пути вычислительный центр. Нам придётся решить примеры, тогда найдём последнюю часть кода. Занимайте места.

Ребёнок называет ответ и объясняет, как считал: «переводит» фигуры в числа и совершает действия. Дети хвалят или помогают.

Дети. Мы нашли код. Он на карточке с ответом 15. Давайте его запишем. (записывают, подходят к сундучку).

Воспитатель. Секрет принцессы разгадали, скорее возвращаемся в детский сад. Нас туда доставит Соня. (Соня передвигает фишку под диктовку, дети проверяют). Молодец, быстро доехали!

Воспитатель. Нам осталось только выбрать нужный конверт и открыть сундучок. Но мы не приготовили подарок для принцессы. Давайте сделаем ей бусы. Этим займутся Карина и Дима, Саша и Игорь. Договоритесь, кто будет собирать бусы по схеме, а кто – по замыслу. (дети собирают бусы из маленьких шахматных фигур).

Воспитатель. Даня и Виталик! Подготовьте задачу на доске. (дети идут к демонстрационной доске и выкладывают фигуры по карточке)

Воспитатель. Соня и Саша! Пока есть время, вспомните, сколько стоят фигуры и запишите на карточку. (индивидуальная работа по профилактике дисграфии; воспитатель хвалит или помогает).

Дети. Бусы готовы, мы очень старались!

Воспитатель. Великолепные бусы, молодцы. Пора выбирать конверт и доставать ключ. Как вы думаете, в каком конверте лежит наш ключ?

Дети. В жёлтом конверте. Этот код мы разгадали.

Воспитатель. Вы не ошибаетесь (нет). Может быть проверим? (проверяем достаём ключ.) Вы все молодцы, я даже растерялась, не знаю кому доверить ключ. Давайте решим задачу. Кто первый справится, тот и будет открывать.

Игра «Реши задачу»

Дети решают шахматную задачу на мат в один ход в эндшпиле. Победитель открывает сундучок, достаёт послание:

«Молодцы, ребята! Вас ждут награды за участие в соревновании – грамоты и дипломы! Я оставила их рядом с Надеждой Валентиновной! Пусть она вам их вручит! До новых встреч!"

Заведующая детским садом поздравляет ребят и вручает им дипломы и грамоты.

Публикации по теме:

Конкурс чтецов «Солнышко»Конкурс чтецов «Солнышко» ГБДОУ детский сад №41 Красносельского района СПб Сценарийконкурса чтецов «Солнышко»для детей старшего дошкольного возраста. Технологии:.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
  • Рисование
  • Рисование
  • Прописи
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию интереса к игре в шахматы с детьми подготовительной группы «Секрет принцессы Клеточки»
Опубликовано: 22 октября 2013 в 20:07
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...