Папки-передвижки

Конспект НОД по реализации национального компонента «Шыже толын унала» (подготовительная группа)

Татьяна Федотова
Конспект НОД по реализации национального компонента «Шыже толын унала» (подготовительная группа)

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 9 №Колосок» д. Часовенная

Конспект НОД «Шыже толын унала»

(подготовительная группа)

Провела: Федотова Т. С.,

учитель марийского языка

Проверила: Окашева О. Г.,

руководитель РМО учителей

марийского языка в ДОУ

д. Часовенная, 2014

Публикация «Конспект НОД по реализации национального компонента „Шыже толын унала“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи

Тема: «Шыже толын унала».

Цель: Закрепить знания об осени

Программное содержание. Учить детей слушать и воспринимать текст без наглядной опоры, находить несоответствия. Продолжать учить составлять описательный рассказ об осени (ранней и поздней, закреплять названия осенних месяцев, признаки осени. Расширять представления о лесе. Воспитывать бережное отношение к лесу и лесным обитателям.

Словарная работа: шыже толын, чара чодыра, лышташ велеш, мардеж, йшто- шокшо, янлык-влак.

Предварительная работа: Наблюдение за природой в разное время года, заучивание стихотворений об осени, песни, отгадывание загадок.

Материалы к занятию: фонограмма: звуки леса; листочки клена вырезанные из цветной бумаги разных цветов, макеты леса, муляжи грибочков.

Ход занятия.

Под осеннюю мелодию дети входят в зал, оформленный как осенний лес, свободно располагаются по залу.

Воспитатель. Вот художник так художник: все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим: кто художник этот?.

Дети. Осень! (Шыже)

Шыжым кум тылзе:– февраль, июнь, март.

Дети исправляют: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Шыжым уремыште сай: кече онча, шокшо…

Дети. Осенью погода часто холодная, дождливая, пасмурная.

Воспитатель. Йоча-влак панамкым чият, шортикым, катам….

Дети. Осенью надевают плащи, куртки и сапоги.

Исполняется песня «Шыже толын».

Воспитатель. Йоча-влак, шыже толын унала? Кузе пален улыда?

Дети: урожай собрали (тиде ковышта, паренге, кияр, кешыр, шоган, дни становятся холоднее, дети одеваются теплее, птицы улетают в теплые края…

Воспитатель. Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я буду называть вам четырех птиц, а вы будете выбирать одну лишнюю. И надо объяснить, почему она лишняя.

-голубь, воробей, синица, ГРАЧ.

-кукушка, аист, ласточка, ВОРОНА.

- ворона, сорока, воробей, ЖУРАВЛЬ.

Воспитатель. Йоча-влак, ончалза, могай мотор, сылне чодыраште! А кунар тыште лышташ! Айста лышташ дене модына?

Давайте возьмем красивые, осенние листочки и весело с ними поиграем:

Ме шыже лышташ улына,

Пушегыште шинчена

Мардеж пуале- чоештена

Чоештена, чоештена

Мландыш эркын шинчына.

Модына - Лышташ могай тсан?

Ведущий. Как листочки хороши! Поиграли от души. А теперь вспомним стихотворение о листьях. Лышташ нерген почеламутым ойлена.

Ведущий. Йоча-влак, ончалза, лышташ гыч могай корным ыштыме…Кушко тудо нангая?

Ребята, посмотрите, а вот какая – то дорожка из листочков. Очень интересно: куда же она ведет? А давайте пройдемся по ней и сами все узнаем. (Дети идут по дорожке из листьев, которая приводит их к домику-дупло на слайде)

Ведущий. Вот и домик небольшой, да красивый, расписной.

Кто же в домике живет, кто же нас здесь в гости ждет?

Загадка о белке. (ур)

Воспитатель: Правильно, белка. Вот белка письмо оставила в дупле. Давайте прочитаем? Мый ур улам! Мый модаш йоратем, шыжым понгым погем, телылан ямдылем. Ончалза: мыняр шуко понго чодыраште! мыланем погаш полшыза.

Воспитатель: Айста погаш полшена. А мыняр понго погыныш?

Сосчитай грибочки в корзиночка (Икыт, кокыт, кумыт, нылыт, визыт, кудыт, шымыт, кандаше, индеше, лу)А как сделать поровну?

Воспитатель: Ме чодыраште могай янлыкым ужын кертына? (мераым, пирым, рывыжым, маскам).

Маска мыланна модышым ямдылен.

Итог. Дидактическая игра «Да или нет».

Давайте вспомним что бывает осенью! Да – хлопаем в ладоши, нет – руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А, букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птицы в стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки – надевать.

Итог занятия

- Дети, возьмите тот листочек, который больше вам подходит по настроению от нашего занятия и скажите, что вам больше вам понравилось сегодня (нравится ли вам осень)

(Красный-радостное настроение, желтый –хорошее, зеленый-грустное)

Публикации по теме:

Лучший детский сад — нашЛучший детский сад — наш В Республике Марий Эл подведены итоги республиканского конкурса «Детский сад 2012 года». Экспертная группа проверила содержание представленных.

Открытка к Дню пожилого человекаОткрытка к Дню пожилого человека Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Чебурашка» Мензелинского муниципального.

Автор публикации:
Конспект НОД по реализации национального компонента «Шыже толын унала» (подготовительная группа)
Опубликовано: 29 октября 2014 в 09:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД