Папки-передвижки

Конспект НОД «Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста»

Любовь Паштанова
Конспект НОД «Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста»

Цель: Формировать у детей знания, умения и навыки культуры общения со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

- Совершенствовать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательность, правдивость, вежливость.

- Развивать речь детей как средство общения, помогать употреблять формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.).

Публикация «Конспект НОД „Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

- Совершенствовать культуру диалогической речи : выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами.

- Подвести детей к пониманию нравственного смысла художественного произведения, оценке поступков литературных героев через рассуждения, сравнения.

- Продолжать воспитывать культуру общения : приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу, не перебивать говорящего, выслушивать собеседника, говорить спокойно.

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыка, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседы о вежливости, использование речевых ситуаций и поведений, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций: «Я и мое поведение», разучивание стихов о вежливости, дидактические игры «Комплементы», «Добрый - злой» и т д.

Материалы и оборудование: декорация леса, ноутбук, магнитная доска, аудиозаписи, шкатулка, «волшебный зонт», «клубок вежливых слов», светомузыка, ордена вежливости на каждого ребенка.

Ход: Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал

Воспитатель : - ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся.

Ребенок: - Гости дорогие, важные такие

В зале здесь у нас сидят, строго так на всех глядят.

Ребенок: - И не строго, а с улыбкой, очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами, чем ответим?

Все: - Добротой.

Воспитатель : - Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра, и пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Дети: - Доброе утро!

Воспитатель : - Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки берёмся

И друг другу улыбнёмся.

(дети берутся за руки) - Ребята, давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно: тепло, добро и хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.

- А теперь, я прошу вас подойти к гостям, положить свои ладошки на их руки и улыбнуться. Вы почувствовали, какие ладошки у них теплые, добрые. Это вы друг другу подарили свое тепло и доброту. Садитесь на стульчики. Сегодня мы отправимся в страну Вежливости. Это необыкновенная страна. Там живут вежливые и благородные жители. Но прежде, чем отправиться туда мы должны выполнить задания, но выполнять их надо тогда, когда я назову «вежливые слова».

Игра «Не ошибись, пожалуйста».

- Пожалуйста, встаньте.

- Пожалуйста, поприседайте.

- Похлопайте в ладоши.

- Будьте добры, поднимите руки вверх.

- Опустите.

- Опустите, пожалуйста!

- Пожалуйста, поморгайте

- Будьте любезны, попрыгайте на одной ножке

- Пожалуйста, наклонитесь вперед.

- Очень вас прошу, встаньте прямо.

- Пожалуйста, погладьте себя по голове.

- Садитесь.

- Садитесь, пожалуйста. Молодцы, все справились с заданием

- А теперь я приглашаю вас в путешествие! Вставайте дружно под мой волшебный, летающий зонт, закрыли глаза и мы отправляемся в путешествие! Полетели, полетели…и приземлились. Звучит музыка. Открывается занавес, декорация леса. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель : - Какое несчастье! Что-то случилось с моим волшебным летающим зонтом! Где это мы очутились? Неужели в лесу Невежливости? Вот и грибы сорваны, и ветки сломаны, и какие-то вещи разбросаны. Кажется здесь кто-то есть…

(Оглядывается по сторонам и садится на пенек)

Звучит быстрая музыка. Появляется Баба-Яга.

Баба Я. : А ну-ка подвинься! Ишь, расселась! (садится рядом с воспитателем)

Баба Я. (детям) : Чего вы тут на меня глаза таращите? Это я, Баба- Яга!

Воспитатель : - Какая ты, Баба-Яга невежливая!

Баба Я. : А что это значит быть вежливым?

Воспитатель : - Ребята, объясните Бабе-Яге, что значит быть вежливым.

Дети:

- Значит, быть внимательным к другим людям

- Говорить вежливые слова

- Заботится о близких тебе людях

- Уступать дорогу, когда идешь навстречу

- Уступать место девочкам и взрослым людям

- Благодарить за помощь

- Не грубить, не дразниться

- Стараться делать приятное для других.

Воспитатель : - Баба-Яга, а ты знаешь слова вежливости?

Баба Я. :- Конечно знаю!

Воспитатель : - А это мы сейчас проверим! Вставайте в круг и будем играть в игру «Катись клубок». Я достаю свой волшебный клубочек ниток, этот клубок нужно передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово. Только, чур, не повторяться!

Игра «Катись клубок».

Дети: - Здравствуйте, Рад вас видеть, Приветствую вас, Добрый день, Позвольте, Благодарю, Спасибо, Пожалуйста, До свидания, Всего доброго, Извините, Будьте добры и т. д. Дети играют, Баба-Яга повторяет слова за детьми и путается.

Воспитатель : - Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием! Теперь наши вежливые слова прикрепились к ниточке, и сейчас я смотаю ниточку в клубок. И если вдруг мы забудем слова вежливости, мы снова размотаем клубок. А вот Баба-Яга не справилась с заданием!

Баба-Яга: - Ух, вы какие! Как же я на вас рассердилась!

Воспитатель : - (детям) : Что же нам делать? Как же её задобрить? Кажется, придумала! Мы посадим Бабу-Ягу на волшебный стульчик и будем говорить ей комплименты.

Д/ и «Комплименты».

Баба Я. садится в центр на «волшебный стул», дети говорят ей добрые, ласковые слова, комплименты.

Баба Я. : - Ух, хорошо – то как! Спасибо вам за ваши слова! Скажите мне, пожалуйста, куда вы летели?

Воспитатель : - Мы летели в страну Вежливости!

Баба-Яга: - Я буду вам очень признательна, если вы разрешите мне лететь с вами.

Воспитатель : - Ну и чудеса происходят! Бабу-Ягу даже не узнать, такая она вежливая стала! Ребята, вы согласны взять Бабу-Ягу с собой?

Ответы детей.

Воспитатель : - Скорее занимайте места под моим волшебным зонтом, и мы отправляемся в путь!

Звучит музыка. Занавес закрывается.

Воспитатель : - Вот мы и прилетели в страну Вежливости. В этой стране все очень воспитанные и вежливые. Здесь повсюду растут цветы. Даже собаки стесняются тут слишком громко лаять, а щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться. Воробьи не смеют здесь драться. А вот и жители этой страны.

Выходит девочка, петушок и птичка. Драматизация сказки.

Воспитатель : - Жила-была девочка. У нее было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют, как обычно, а сидят сердитые, надутые.

Девочка: - Что случилось? Отчего, вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!

Птичка: - Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил!

Петушок: - А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Птичка: - Но я же сегодня сказала «здравствуй!»

Петушок: - Ну и что! У меня еще вчерашнее не закончилось!

Девочка: - Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?

Петушок: - Почему? Я не хочу, чтобы она болела.

Девочка: - А что, ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» — это значит будь здоров, не болей

Петушок: - А ты тоже птица не очень вежлива.

Птичка: - Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Девочка: - А как ты зовешь петушка?

Птичка: - Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Девочка: - Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать.

Петушок: - Прости меня, синичка! Я буду всегда здороваться.

Птичка: - И ты прости меня, петушок. Я буду всегда вежливой.

Воспитатель : - Как хорошо закончилась эта история!

Вопросы к детям:

-Как вы думаете правильно ли вели себя герои этого сказки?

- Что было неправильным в их поведении?

- Как бы вы повели себя в этой ситуации?

- Вы знаете, как надо общаться друг с другом и обращаться друг к другу? (Ответы).

Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, не грубить, не дразнить и уважать друг друга. А теперь, когда все помирились, давайте потанцуем.

Танец «У тебя, у меня».

Воспитатель : - Ребята, а вы любите сказки? (да) Все вы знаете, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут вежливо и злые, которые не вежливые. И сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Добрый - злой». Я буду называть героя сказок, если герой добрый вы улыбаетесь, злой – закрываете лицо руками. И кто из вас внимательный поймем!

-Дюймовочка, Гуси лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Мальчик с пальчик, Бармалей, Доктор Айболит, Муха-цокотуха, Тараканище, Белоснежка, Мачеха, Буратино, Карабас- Барабас, Змей-Горыныч, Кот Леопольд (По аналогии можно использовать речевые ситуации и поведение).

Игра «Добрый – злой».

Ну что, Баба-Яга, понравилось тебе в стране Вежливости?

Баба Я: - Теперь я должна вернуться в свой лес, и навести там порядок.

Воспитатель : - Подожди! Не спеши, милая Баба-Яга, ребята приготовили для тебя сюрприз! Мы приглашаем тебя послушать красивые стихи.

Стихи

1. Что такое здравствуй? – лучшее из слов

Потому что здравствуй – значит будь здоров

Правило запомни. Знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра

Значит слово здравствуй – говорить пора.

2. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :

-Доброе утро!- солнцу и птицам.

-Доброе утро!- улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

3. -Добрый день!- тебе сказали.

-Добрый день!- ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

4. Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его “ Пожалуйста ”.

Во дворе, в семье, в саду

Слово это трудится.

У того кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

5. Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

6. «Будьте добры» или «будьте любезны»

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома

Будет приятно их слышать любому.

7. Есть множество слов, самых разных на свете,

Но эти знакомы и взрослым, и детям…

«Спасибо», «пожалуйста», «доброе утро»,

«Хорошего дня», - говорим мы кому-то…

«Простите», - мы скажем, когда провинимся,

Когда слишком сильно мы вдруг расшалимся…

А вечером скажем друзьям «Доброй ночи»,

И маме шепнем: «Я люблю тебя… очень»

8. Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

9. Четыре волшебных слова –этикета основа.

Вы часто их говорите, звучат они очень красиво:

Здравствуйте, извините, пожалуйста и спасибо.

Если кто плохое слово произнёс – не повторяй,

Ты его не слышал,слово -ЭТИКЕТ на забывай!

Баба Яга: - Как приятно у вас ребята, много вы знаете вежливых слов и умеете ими пользоваться!

Теперь я тоже буду вежливой, ласковой и доброй. Пойду-ка я Кощею, Кикиморе и Лешему урок ваш расскажу, их тоже надо научить быть вежливыми и добрыми. Прощается со всеми: «До свидания, будьте здоровы, спасибо за все, всех люблю и уважаю!» (под музыку убегает)

Воспитатель : - Сегодня мы с вами говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться делать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь! — Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже такими же, и каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достает из шкатулки и вручает каждому ребенку). А нашим дорогим гостям мы на память подарим грамоты с вашими добрыми, теплыми ладошками. (дети дарят)

Ребята, нам нужно возвращаться в детский сад! Давайте попрощаемся с гостями.

До свидания! Становись под мой волшебный летающий зонт и полетели! Звучит музыка, гаснет свет, дети покидают комнату.

Публикации по теме:

«Поведение в общественных местах». Конспект занятия по развитию речи и формированию культуры речевого общения детей 5–6 лет «ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ» конспект занятия по образовательным областям «Ребёнок и общество», «Развитие речи и культура речевого.

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста через художественную литературу Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь детей «вежливыми» словами. 2. Формировать у детей умение оценивать.

Формирование культуры речевого общения у старших дошкольников Культура речевого общения детей дошкольного возраста. 1-й слайд. Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев,.

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу. Цель: • Воспитывать.

План работы с детьми по теме «Формирование культуры общения и дружеских отношений у детей среднего дошкольного возраста» Сентябрь Цель: закреплять умение выражать сочувствие друг к другу. 1. Беседа «Как выразить сочувствие товарищу» 2. Игра «Ладошки», «Я узнаю,.

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста, актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют.

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. (часть 1) ВведениеОбщение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Основными функциями общения являются: • организация совместной.

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста (часть 2) III. Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в.

Конспект занятия по развитию речи и формированию культуры речевого общения «Дикие животные» Образовательная область: «Развитие речи и культура речевого общения». Тема: "Дикие животные" Програмное содержание: продолжать формировать.

Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста Среди многообразных видов отношений в психологии особо выделяются межличностные отношения. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 декабря 2019 в 19:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД