Лучший педагог года

Конспект ННОД «В гостях у самовара»

ирина савинычева
Конспект ННОД «В гостях у самовара»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные: Расширять представлений детей о самоваре,

как о предмете народного быта, изучить историю

возникновения самовара.

Развивающие: Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитательные: Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь,

гордость и уважение к Родине, совершенствовать у

воспитанников навыки культуры поведения на праздниках и развлечениях.

Вид детской деятельности, лежащей в основе развлечения

Публикация «Конспект ННОД „В гостях у самовара“» размещена в разделах

Познавательная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, музыкальная.

Форма организации детей: групповая

Форма организации обучения: занятие

Материал и оборудование: Самовар, посуда для чаепития, картинки с изображением самоваров разных видов,

Предварительная деятельность с воспитанниками:

1. Чтение художественной литературы

К. И. Чуковского «Федорино горе», «Муха-

цокотуха».

2. Беседа о тульском самоваре и основателях тульского

самовара братьяхЛисициных.

3. Рассматривание репродукций картин: «За чаем»

К. Коровина, «Чаепитие в Мытищах» В. Перова, «За

чаем» К. Е. Маковского, илл. страций и картинок с изображением различных видов самоваров.

4. Заучивание потешек, пословиц и поговорок, песен,

хороводных игр, русской народной песни «В гости к самовару».

5. Слушание русских народных песен «Гармошка – говорушка», «Частушки».

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка – Земля.

Здравствуйте мои друзья.

-Ребята, по русскому народному обычаю гостей всегда встречала хозяйка, затем все гости рассаживались вокруг стола.

(Дети рассаживаются вокруг стола, на котором стоит самовар).

Хозяйка: В давние времена, после тяжелого трудового дня вся семья от мала до велика любила собраться за большим столом, на котором стоял самовар. Раньше семьи были многочисленные и поэтому самовар должен был быть большим, чтобы всем хватило чая. А праздник без самовара был и не праздником вовсе. Вот и рассаживалась семья вокруг самовара, все пили чай и вели неспешную беседу.

-Так о чем же мы с вами побеседуем? Конечно же о самоваре. Вот он какой большой да важный стоит. Его всегда ставили в центре стола. Да, что ни говори, любили наши бабушки и дедушки посидеть у самовара. Без него нельзя представить жизнь русского народа. Что же такое самовар, если без него нельзя обойтись ни в праздники, ни в будни, ни в жару, ни в холод?

Испокон веков самовар считался в каждой русской избе обязательным атрибутом, для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто «предмет домашней утвари», прибор для нагревания воды». Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в любом доме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан и квартир рабочих. И уж конечно не обходилась без самовара ни одна крестьянская изба. Здесь к нему было отношение особое. Недаром говорили в народе: «Печка-матушка, да самовар-батюшка».

Чем хорош самовар? Как ы думаете? (воспитатель выслушивает возможные варианты ответа детей). Тем, что в летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали.

А кто помнит из вас из чсего же изготавливали первые самовары? (ответы детей). Первые самовары делали из меди, потом их стали изготавливать из латуни, железа, покрывать никелем и даже золотом или серебром. Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью. Посмотрите еще раз на самовары. (Показ картинок самоваров). Каких только самоваров не делали : и конические, и овальные, и гладкие, и граненые. Разнились они и по названиям: «Ваза», «Рюмка», «Банка», «Яйцо», «Желудь», «Груша», «Репка» и даже «Пламя». А в 1873 году для Всемирной выставки в Вене был изготовлен самовар в форме «Петуха». Где же можно было приобрести самовар? (ответы детей). Для состоятельных людей их делали на заказ. Но самовар можно было купить и на ярмарках, которых в старые времена проходило видимо-невидимо. Самовар можно было приобрести и в лавке, и на базаре.

-Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар- то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть.

(Дети встают в круг).

Физминутка.

Вот большой стеклянный чайник, ( надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Очень важный как начальник.

Вот фарфоровые чашки (присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются. (присели)

Вот серебряные ложки (потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (руки вытянули вперёд перед собой)

Самовар он нам принес.

(дети рассаживаются на места)

Хозяйка: Неплохо бы проверить, кто из вас, уважаемые гости, больше знает о самоваре загадок.

Загадки:

1. Четыре ноги, два уха,

один нос да брюхо (самовар).

2. В середине баня, в носу – решето,

на голове – пуговица, одна рука, да и та на спине (чайник).

3. Бел, как снег,в чести у всех.

В рот попал - там и пропал. (Сахар)

4. Я красива и тонка,разукрашены бока,

А гостей встречаю,чаем угощаю. (Чашка)

5. Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник —

Сам заварит, сам нальет. (Самовар)

6. С молоком, лимоном, медом,

С тортом, или бутербродом,

Иди скорей друзей встречай,

Наливай всем вкусный. (чай)

Хозяйка:Ай, да Молодцы, ребятки! Разгадали все загадки.

Хозяйка: К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. А с чем пьют чай у вас дома?

(ответы детей)

Хозяйка: - А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть.

Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек".

Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок

(после игры дети садятся на места).

Хозяйка:

Посидели, повеселились,

Пора и честь знать.

Спасибо за веселье.

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Хозяйка: Ну что ж, ребята. Вот и подошло к концу наше с вами занятие. Давайте вспомним о чем же мы с вами сегодня беседовали? (ответы детей.).

А теперь давайте мы с вами попьем чаю из настоящего самовара с угощением.

Публикации по теме:

Конспект итоговой ННОД по ФЭМП «Помоги зажечь звезды» в старшей группеКонспект итоговой ННОД по ФЭМП «Помоги зажечь звезды» в старшей группе Тема ННОД: «Помоги зажечь звезды» (итоговое). Цель: Создание условий для обобщения и закрепления пройденного материала. Программное содержание:.

Конспект ННОД по ФГОС для детей старшей группы «Зимние игры» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе Рассказывание на тему «Зимние игры» Приоритетная.

Конспект ННОД по ФЭМП в подготовительной группе «Загадки страны Математики» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по опытному экспериментированию на.

Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Замерзание воды»Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Замерзание воды» Конспект ННОД в подготовительной группе "Замерзание воды".Экспериментирование. Цель: помочь выявить различия замерзания различной воды.

Конспект ННОД в средней группе «Зимние забавы»Конспект ННОД в средней группе «Зимние забавы» Задачи приоритетной образовательной области: • «Речевое развитие» - обогащение активного словаря (зима белая, снежная, холодная, морозная;.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича» Ход занятия 1. Организационный момент. Л-д: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Вы согласны, тогда отправляемся в страну.

Педагогический онлайн-проект в режиме самоизоляции «В гостях у самовара»Педагогический онлайн-проект в режиме самоизоляции «В гостях у самовара» Информационный практико-ориентированный проект. Разновозрастной возраст (группа детей 4-7 лет, Актуальность «Самовар в нашей жизни бессознательно.

Развлечение в старшей группе с родителями «В гостях у самовара»Развлечение в старшей группе с родителями «В гостях у самовара» Познакомила детей и родителей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;приобщала детей к истокам русского.

Выполнение эскиза самовара. История тульского самовара. Урок в начальной школеВыполнение эскиза самовара. История тульского самовара. Урок в начальной школе Рисование с натуры, декоративная работа или лепка - на Ваше усмотрение. Задачи: воспитывать уважение к труду и людям труда, интерес и любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ННОД «В гостях у самовара»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 21:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД