Получи документы

Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе

Дина Кузьменко
Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по опытному экспериментированию

на тему:«Химические превращения"

Автор конспекта ННОД: КузьменкоД. Т. ,воспитатель высшей квалификационной

категории,ЦРР - детский сад №11 ЛГО г. Лесозаводск.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»:

-Продолжать развивать и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях предметного окружения.

Публикация «Конспект ННОД по опытному экспериментированию „Химические превращения“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

-Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом.

-Учить использовать различные способы исследования веществ и выявление их свойств методом эксперимента.

-Развивать познавательно – исследовательский интерес.

-Совершенствовать речь детей как средство общения.

-Учить детей точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.

-Приучать детей к самостоятельности суждений.

-Продолжать совершенствовать умение участвовать в диалоге.

-Воспитывать культуру речевого общения.

Задачи ОО в интеграции:

«Социально – нравственное воспитание»:

-Закреплять правила безопасного обращения с веществами, соблюдать меры предосторожности и оценивать степень опасности.

Совершенствовать навыки сотрудничества, коллективной работы, и позитивных установок к экспериментальной работе.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

- способен сотрудничать и выполнять функции в совместной деятельности

- обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуации

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли

- любознательный, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Оборудование:

Одноразовые фартуки, шапочки, пипетки по количеству детей, ватные палочки, стакан, тарелка, большой поднос, 12 маленьких тарелочек, картофелина и яблоко, порезанные на12 кусочков, йод медицинский; измельченный мел, раствор уксусной кислоты; макет «вулкана», сода пищевая, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, раствор лимонной кислоты; молоко.

Занятие проводится с подгруппой детей 12 человек

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).

Дети с воспитателем входят в группу, где стоят столы с оборудованием для проведения опытно –экспериментальной деятельности.

-Ребята, а вы знаете, что такое химия (Ответы детей)

-Химия – это наука о взаимодействии разных веществ друг с другом, наука о превращениях веществ. Когда вещества взаимодействуют друг с другом, начинается химическая реакция. И это мы с вами сегодня увидим.

-В жизни химия нужна, как предмет она важна.

Что химия – волшебница, знают все на свете,

Ждут многого от химии и взрослые и дети.

Но, чтоб волшебниками стать надо очень много знать.

_А кто такие исследователи (Ответы детей).

-Исследователи – это люди, которые проводят опыты и эксперименты с разными предметами и веществами, изучают вещества и тайны окружающего мира.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня стать исследователями в химической лаборатории. Хотите?

-Но я хочу вас предупредить, что «в лаборатории химической есть много реактивов- они все очень разные опасные и нет, с ними обращаемся всегда мы осторожно, и правило простое знаем все на«5»:Без разрешения руководителя в руки никогда и ничего не брать!»

-Давайте хором повторим правило исследователей. Молодцы!

-А сейчас подойдем к столам. На стульчиках для вас приготовлены фартуки и шапочки. В такой специальной одежде работают в химической лаборатории исследователи.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Опыт №1.«Взаимодействие мела и уксусной кислоты. Получение углекислого газа.»

-Ребята, у меня в тарелочке мел. Что такое мел? (Ответы детей).

-Мел – это вещество, бывает разного цвета, им можно писать, чертить, рисовать, он хрупкий, крошится, его можно измельчить, если положить в воду, он растворяется. Его используют в школе для письма на доске, для рисования и в строительстве – добавляют в разные смеси для крепости.

- А в бутылочке у меня налита уксусная кислота. Это опасное вещество. Что вы о ней знаете? (Ответы детей).

- Уксусная кислота – жидкость прозрачная, белого цвета, с резким запахом. Это очень едкое вещество и если она попадет на кожу человека, то может вызвать ожог. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде.

-Сейчас я покажу, как взаимодействуют эти два вещества – мел и уксус. Они очень разные. Итак, смотрим. (Добавляю в тарелочку с мелом уксусную кислоту.) Что произошло? Ответы детей.

-Раствор зашипел и стал пениться, закипел. Кто знает, какое вещество появилось в результате взаимодействия мела и уксусной кислоты? (Ответы)

- В итоге получился углекислый газ. Что такое углекислый газ?

-Это газ, который выделяет человек при дыхании и деревья в темное время суток. Мы его не видим. Он содержится в воздухе, им газируют напитки.

Опыт №2. «Извержение вулкана».

- Наш следующий опыт называется «Извержение вулкана».

-Мы с вами заранее сделали макет вулкана. Что происходит, когда говорят, что вулкан проснулся? (Ответы).

- Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава. И она на своем пути все вокруг сжигает.

- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.

Мы с вами в предыдущем опыте получили углекислый газ при помощи мела и уксусной кислоты. А в этом опыте попробуем получить все тот же углекислый газ при помощи других веществ.

Для этого нам нужны вещества: сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и раствор лимонной кислоты.

(О веществах сначала выслушиваю версии ответов детей)

- Что такое сода?

- Сода – это вещество белого цвета. Его используют для чистки предметов в домашнем хозяйстве и добавляют в выпечку, когда что – то пекут, она растворяется в воде.

- Что такое пищевой краситель?

- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.

- Что такое жидкость для мытья посуды?

- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.

- Что такое лимонная кислота?

- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус, растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.

- Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. Миша в жерло нашего «вулкана» насыпет сухую соду. Маша добавит сухой пищевой краситель. Юля вольет жидкость для мытья посуды. И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т. к. кислота – вещество опасное. Что происходит (Ответы детей)

-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.

- А что это за пузырьки? (Ответы детей)

-Это мы опять опытным путем получили углекислый газ.

Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.

- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)

Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и раствора лимонной кислоты образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.

Физминутка. (с движениями)

- Что такое химия? Химия – наука,

Мы ее изучим без труда и скуки.

Если будет сложно – унывать не станем,

Лучше к воспитателю с вопросами пристанем.

Мы изучим свойства всех веществ вокруг,

Опыты поставим – это сложный путь.

Мы пройдем сквозь трудности и ответ дадим:

- Все вопросы сложные в жизни мы решим!

Опыт № 3.«Получение синего йода».

- Мы переходим к нашему следующему опыту. Его вы проведете каждый самостоятельно.

Он называется «Синий йод». Для этого опыта у нас есть картофель, яблоко и йод. Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится вот это вещество (показываю).Оно называется крахмал.

-Давайте рассмотрим крахмал и назовем его свойства. (ответы детей)

-Белое вещество, сыпучее, похоже на муку или на соль.

-Наша задача: Выяснить, где содержится крахмал, а где – нет.

Давайте, выдвинем свои версии. (Дети отвечают).Сейчас проверим это опытным путем.

-Ребята, что такое картофель (Ответы).

-Картофель – это овощ, растет в земле, является пищей для человека.

А это – йод. Что такое йод?

- Йод – лечебный препарат, им обрабатывают царапины и раны, чтобы они не загноились.

-Ребята, сейчас пипеткой каждый из вас капнет йод на разрезанные дольки картофеля и яблока. Смотрим, что происходит?

- Йод на картофеле стал темно – синим, а на яблоке не изменил свой цвет. Почему?

- Потому, что в картофеле содержится крахмал. А в яблоках крахмала нет, поэтому йод не изменил свой цвет. При присутствии в веществе крахмала, йод всегда становится синим.

Опыт №4. «Рисование на молоке».

- Наш следующий опыт называется «Рисование на молоке».

-Здесь мы сможем проследить действие средства для мытья посуды.

Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды.

- Что такое молоко (Ответы).

- Молоко – это продукт питания, полезный для организма человека, который человек получает от коров.

- Что такое пищевой краситель (Ответы).

- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.

-Сначала исследуем, как поведут себя молоко и пищевой краситель, если их соединить вместе.

Сели удобно за столами. Приготовились.

-Перед вами стоят тарелочки с молоком. Берем ложечки, очень аккуратно берем из чашечки пищевой краситель. И добавляем его в молоко. Что происходит? (Ответы).

-Молоко сначала незаметно, а затем явно двигается, закручивается, и от красителя появляются затейливые узоры, снежинки.

Продолжаем опыт. Взяли каждый ватную палочку, обмакиваем ее в средство для мытья посуды и опускаем в центр тарелочки.

Что мы видим?

Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги. Почему так происходит (Версии ответов детей).

Давайте сделаем вывод:

- Мыло разрывает жировые частички в молоке, и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются. Так работает средство для мытья посуды, когда мама моет посуду на кухне.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории.

-Вам понравилось сегодня быть исследователями?

Давайте подведем итоги. –

Что мы узнали нового? (Ответы).

-Скажите, какие опыты вам больше всего понравились (Ответы).

-Ребята, химия для нас – большой и сильный друг,

И мы понять обязаны,

Что с ней навечно люди связаны.

И эту силу мы должны использовать с умом,

Чтоб нам не стало горестно потом.

-А еще в любой химической лаборатории нужно соблюдать правила безопасного обращения с разными веществами.

-Химию вы будете изучать, когда станете школьниками.

-А сейчас мы снимем нашу рабочую одежду и снова станем ребятами из подготовительной группы «Б». Всем спасибо!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ННОД «Изучаем дорожные знаки» в подготовительной к школе группе» Конспект интегрированного ннод в подготовительной к школе группе тема: «Изучаем дорожные знаки» Цель: Формирование у детей представлений.

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе. «Воздух невидимка» Цель: Продолжать знакомить со свойствами.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Воздушный океан» Программное содержание: уточнить и расширить знания о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях.

Конспект ННОД в подготовительной группе «Мебель новоселам» Тема: «Мебель новоселам» Цель: Формировать у детей стремление конструировать по собственному замыслу. Задачи: Образовательные: Обобщить.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Превращения воды» в подготовительной группе Тема: " Превращения воды". Задачи: закрепить полученные знания о воде, расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством.

Конспект ННОД в подготовительной группе «История возникновения родного города» Программное содержание ННОД: Приоритетная ОО: «Познавательное развитие» • Познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим.

Конспект ННОД по речевому развитию в подготовительной группе «Рябина — русская душа» Цель: расширять знания детей о природеБв частности -о рябине,познакомить с её полезными качествамию -воспитывать любовь к природе,внимательнои.

Конспект ННОД по знакомству с техникой квиллинга в подготовительной к школе группе «Русская матрёшка» Задачи: 1. Образовательные: - Познакомить с техникой «Квиллинг». - Учить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль,.

Конспект ННОД в специализированной подготовительной к школе группе «Что мы знаем о соли» Конспект Непрерывной непосредственно – образовательной деятельности в специализированной подготовительной к школе группе на тему: «Что.

Занятие по рисованию-экспериментированию в старшей группе «Чудесные превращения кляксы»Занятие по рисованию-экспериментированию в старшей группе «Чудесные превращения кляксы» Занятие в старшей группе по рисованию-экспериментированию (пятно-кляксография) «Чудесные превращения кляксы» Цель: Научить детей использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 8 марта 2016 в 07:31
+521Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 274.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД