Лучший педагог года

Конспект НОД «В лес за грибами»

Галина Галина
Конспект НОД «В лес за грибами»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени А. П. Чехова»

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С МИРОМ ПРИРОДЫ

«ИДЁМ ЗА ГРИБАМИ В ЛЕС»

Воспитатель: Валиева Г. М.

Конспект НОД по ознакомлению детей с миром природы

«Идём за грибами в лес»

Публикация «Конспект НОД „В лес за грибами“» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с разнообразием и ролью грибов в природе. Формировать представления о необходимости их охраны, закладывать основы экологически грамотного и безопасного для здоровья самого ребенка поведения (Съедобные и несъедобные грибы). Воспитывать интерес к природе.

Задачи:

Познавательные:

вспомнить и закрепить с детьми знакомые названия грибов, где растут грибы, как их нужно собирать, обратить внимание детей на строение и окраску грибов, что можно делать из грибов, вспомнить правила поведения в лесу.

Развивающие

Развивать и обогащать словарный запас детей, зрительное внимание и восприятие, мышление, память, речевой слух, связную речь; координацию речи с движением, мелкую моторику; познавательный интерес.

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: организация наблюдений на прогулке. Рассматривание муляжей грибов, книг о грибах самостоятельно. Проведение конкурса загадок по теме. Разучивание стихов, поговорок, пословиц о грибах. Составление описательного рассказа по опорной схеме. Оформление фотовыставки «Чудеса в природе», «Как мы грибы искали». Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» (показ малышам).

Развивающие игры: «Грибная полянка», «Кузовок», «Собери гриб», «Соедини по точкам», лото «Грибы». Пальчиковая игра «За грибами»; комплекс массажа «

Изобразительная деятельность:

Рисование на тему «Грибники», лепка «Грибное лукошко», «Пень с опятами», оригами «Гриб».

Чтение художественной литературы:

П. Синявский «Грибная электричка», М. Михайлов «Лесные хоромы», С Аксаков «Грибы», М Пришвин «Последние грибы», А Майков «Люблю дорожкою лесною…».

Музыкальная деятельность:

разучивание песенки «За грибами», музыкальная игра «Танец опят», «Грибники».

Работа с родителями: оформление стенда для родителей по лексической теме: «Грибы»; организация выставки поделок на тему: «Грибное царство».

Материал и оборудование: колокольчик, банка с солеными грибами, шапочки для инсценировки (петух, ежик, корзина, разрезные картинки грибов, минусовка песенки «За грибами», музыкальная композиция «Звуки леса», магнитная доска. Магнитные картинки: части гриба (шляпка, ножка, грибница, деревья леса, грибы. Макет пня, древесный гриб, цветные карандаши, листы - формат А4 на каждого ребенка.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй,

Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

У всех хорошее настроение? (Да). Послушайте загадку:

У кого одна нога, да и та без сапога?

Шапочка да ножка – вот и весь Ермошка. (Гриб)

- Посмотрите, что я вам принесла. (Воспитатель обращает внимание на банку консервированных грибов). Что это? (соленые грибы)

- В какое время года собирают грибы? (Осенью). Именно в это время в лесах растет много разных грибов. Про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».

Грибы собирают не только осенью, но и летом, когда часто идут дожди (летние грибы). Есть даже такое выражение «грибной дождь».

Ребенок:

Грибной дождь

-Говорят, что дождь грибной,

Разве так бывает?

Вместо капелек грибы,

Что ли выпадают?

- Вот и нет, совсем не так!

Это дождь обычный,

Но зато после него

Рост грибов отличный!

Воспитатель: летние грибы долго не хранятся. Их собирают и едят. Осенние грибы самые крепкие и вкусные. Их можно солить, сушить. Такие грибы собирают и люди и животные, готовят запасы на зиму.

- Сейчас я вам расскажу историю про одного грибника.

Инсценировка «Петух – грибник» (детям надеть шапочки)

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: - Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой.

Из-под ёлки фыркнул ё ж:

- Все грибы ты растрясешь!

Ё жик прав: у Петуха

В кузовке одна труха.

Дети смотрят в лукошко, в котором разрезанные картинки грибов. Воспитатель предлагает собрать грибы из частей.

- Давайте разберемся, какие грибы собрал Петя – Петушок.

Игра «Собери грибок»

Дети называют знакомые грибы, определяют съедобные и несъедобные. (Мухомор, бледная поганка, свинушка)

Мухомор

Гнуть над ним не стоит спину,

Не украсит он корзину.

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор!

Не спешите сбивать мухоморы ногами и топтать их.

Мухомор - красный используется в быту для уничтожения мух. Его шляпку кладут на тарелку, заливают горячей водой и посыпают сахарным песком. Получается ядовитый сироп, к нему слетаются мухи, чтобы полакомиться и погибают. В лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Для них мухомор лекарство. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму в лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней. Например – настойки для натирания ног и спины при болях.

Мухомор - желтый очень ядовитый гриб. Можно умереть, если во время не обратиться к врачу.

Поганка

На полянке спозаранку

Повстречала я поганку

-Почему ты бледная?

-Потому что вредная!

Бледная поганка – одна из самых смертельно опасных грибов.

Свинушки

Ни для жарки, ни для сушки

Непригодные свинушки,

Не едят их даже хрюшки –

НЕСЪЕДОБНЫЕ свинушки!

Свинушка – ядовитый гриб, содержит опасные для здоровья вещества.

-Каких грибов набрал петушок (Ядовитых, несъедобных). Разве в лесу только ядовитые грибы растут?

- Какие еще ядовитые грибы вам известны? (сатанинский гриб, ложные опята, желчный гриб) выставляются картинки

- Ядовитые грибы очень горькие.

Воспитатель: в лесах много разных грибов и съедобные и ядовитые, но все они имеют одинаковое строение. Из каких частей состоит любой гриб? (шляпка, ножка). (воспитатель выкладывает части на магнитную доску). Но это только верхние части, которые выступают на поверхности. Существует еще одна часть – грибница. (воспитатель показывает картинку). Это корни гриба, похожие на тонкие переплетенные нити. По этим нитям к грибам поступает вода и питательные вещества. Грибы нужно не срывать, а срезать. Почему? (Ответы детей). Чтобы не разрушить грибницу – корни грибов. Ворошить ее также нельзя, потому что без листьев и мха грибница засыхает. Без грибницы не бывать новым грибам. Если ее беречь, она может прожить сотни лет и давать богатый урожай.

В народе говорят: «Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок».

Какие еще пословицы и поговорки известны вам о грибах?

Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.

Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.

Собирай по грибку - наберешь кузовок.

Стоит Антошка на одной ножке: кто мимо ни пройдет, всяк поклон отдает.

Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.

- Не умеет Петушок собирать грибы и ничего о них не знает, он очень огорчен. Что будем делать? Как нам помочь горе – грибнику? (ответы детей)

- А не отправиться ли нам за грибами. И нашего гостя возьмем с собой. Пусть учиться грибы собирать.

В лесу много опасностей. Необходимо для начала повторить правила поведения в лесу. (Дети называют правила)

• следить за солнцем, чтобы не заблудиться;

• если пасмурно и солнца невидно, смотрим на кору деревьев. Если на стволе мох и кора мокрая – это север, а напротив – юг.

• Можно взять компас (рассматривают компас).

(На доску выставляется схема правил в картинках).

- Чтобы поход в лес был удачным важно еще знать правила грибника.

(Воспитатель выставляет схему правил).

А сейчас послушайте основные правила «грибника» :

• Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу, на поляне.

• Несъедобные грибы не губим, ими лечатся многие животные.

• Не разрывай палкой мох и листву около гриба можно повредить грибницу.

Гриб аккуратно срежь ножом, или осторожно придерживая ножку гриба, отломи шляпку.

Грибами любят полакомиться червячки, поэтому, срезав гриб, внимательно посмотри на ножку.

• Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

• И еще запомни, что нельзя грибы рвать около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержат выхлопные газы автомобилей.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы запомнили правила хорошего грибника? (Да) Можно отправляться в поход.

Надеваем головные уборы, закрываем все открытые места, чтобы опасные насекомые не смогли нам навредить, взяли лукошко и в путь.

Музыкальная игра «За грибами»

По лесной тропинке в темный лес пойдем,

И грибы в корзинки наши соберем.

Листья под ногами ласково шуршат,

Вы, грибы, не прячьте шляпки от ребят.

Припев:

Где ты, прячешься, грибок,

Мы найдем тебя, дружок,

С нами в прятки не играй,

А в корзинку полезай!

Вот мы и на месте. Как хорошо и тихо в лесу. Вдохнули глубоко… Воздух свежий, чистый. Пахнет сырым мхом и опавшей прелой листвой. (ставлю корзинку на пень)

Физминутка «Грибы»

Меж еловых мягких лап (Дети поочередно, то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Дождик кап, кап, кап! (Дети щелкают пальцами)

Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох!

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип, (дети трут ладони)

Вырос гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

На магнитной доске выставляется лесная поляна.

Воспитатель читает стихотворение:

В лесу

Сто грибов в лесу найдем,

Обойдем полянку.

В кузовок мы не возьмем

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Елки и осинки,

И хорошие грибы,

Соберем в корзинки.

- посмотрите сколько грибов! Помните! Незнакомый гриб – не бери!

(Дети поочередно берут картинки или муляжи грибов и рассказывают о них, после чего кладут грибы в корзину)

Боровик

По дорожке шли –

Боровик нашли.

Боровик боровой,

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли.

Волнушки

Волнуются волнушки:

- Как быть нам без кадушки?

Все грибы в кадушках!

Забыли о волнушках!

Поищи волнушки ты!

Очень вкусные грибы!

Груздь

Под раскидистой сосной

Отыскала белка

Непонятный гриб лесной.

Гриб, не гриб – тарелка!

- Больно странен он на вид, -

Говорят ей звери. -

- Может быть он ядовит?

Надо бы проверить.

Но смеется им в ответ

Белочка лесная.

- В нем ни капли яда нет,

Этот гриб я знаю.

А вода в нем, ну и пусть,

Даже пить удобно.

Этот гриб зовется груздь.

Он вполне съедобный!

Дождевик

Этот гриб называется так :

Дождевик, или дедов табак.

Только тронешь его за бочок,

И начнёт он курить табачок.

Лисички

Золотистые лисички -

Любопытные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Масленок

Сел мышонок на масленок,

А масленок - липкий гриб,

Вот мышонок и прилип.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

Мама, мама, выручай!

Моховик

Среди мха он жить привык,

прячется искусно,

незаметный моховик.

Очень-очень вкусный.

Подберезовик

Подберезовик,

Подберезовик,

Ловко спрятался,

Под березою.

Да не прячься ты,

Так старательно –

Я найду тебя

Обязательно.

Подосиновик

Под осинкой у ворот

Подосиновик растёт.

И горит, горит огнём

Шапка красная на нём!

Рыжик

Под сосной,

В хвоинках рыжих

Не ищи весною рыжик.

Рыжий рыжик

Рыж не зря:

Рыжик –

Вестник сентября.

Сморчок

Сморчок, сморчок,

От рожденья старичок.

Вырос на опушке.

Шапка на макушке.

Дунул ветер … и сморчок,

Повалился на бочок,

Весь в морщинах –

Старичина!

Сыроежки

И в лесу и на лужайках

Сыроежки в ярких майках,

Всех спешат очаровать.

«Почему бы не сорвать?»

Опята

В тесноте,

На пеньке сто опят.

- Очень тесно тут! – вопят. –

Позовите грибника,

Собирать опят с пенька.

Опята – солят на зиму. Очень вкусно! Можно спутать с ложными опятами, а они опасны для здоровья.

Воспитатель обращает внимание детей на древесный гриб. Посмотрите, какой гриб я нашла! Кто знает, что это за гриб, а может быть это и не гриб? Это древесный гриб. Растет на древесине. В природе встречается много разновидностей таких грибов. (Чага, Трутовик) Многие из них очень полезны и их употребляют в пищу. Из Чаги заваривают полезный чай. У природы много таин и секретов, о которых вы узнаете в школе.

Воспитатель: если вы заметили, грибы получили свое название либо по месту, где чаще всего растут, либо по внешнему виду. Что будет, если исчезнут грибы? (ответы детей).

Воспитатель: ну, что, грибники, сколько грибов собрали? Давайте сосчитаем? (дети повторяют количественный счет в пределах 10) Какой цифрой обозначим это количество? (ответы детей). Молодцы! Удачный поход! Время к обеду, пора в обратный путь. Собирать грибы дело нелегкое. Сейчас немного отдохнем и в обратный путь пойдем.

(Дети садятся на стулья - пенечки и выполняют массаж)

Массаж «Комары»

- Как же много комаров в лесу, совсем закусали.

Мой приятель Валерий Петров (дети сидят друг за другом, спина прямая)

Никогда не кусал комаров, (растирают спины ладонями)

Комары же об этом не знали, (легко постукивают пальцами)

И Петрова часто кусали.

«Кусь – кусь – кусь, кусь – кусь – кусь! (Легко пощипывают)

Я Петрова не боюсь!

Буду я его кусать (Поколачивают кулачками)

Буду я его щипать».(Легко пощипывают)

Эй, Валерий убегай, (Поглаживают ладонями, затем поворачиваются на 180 и повторяют массаж)

Комаров не догоняй!

- от комаров пора убегать

Воспитатель:

Мы идем дорожками, мы идем с тропинками

Мы идеи с лукошками, мы идем с корзинками.

- Ребята вот принесли мы грибы. Что мы с ними сначала

будем делать? (помоем, почистим, сварим). А вдруг, среди хороших грибов попался ложный гриб, как проверить. Я открою вам секрет. Поможет нам простая луковица. Вовремя варки нужно бросить ее в воду с грибами и если она посинеет, то есть плохой гриб.

- Что можно делать с грибами? (Пожарить, сушить, солить, заморозить).

- Какой суп можно приготовить из грибов? (грибной)

Вручаем тебе Петушок корзину с грибами и луковицу в придачу.

Петух: спасибо.

- Понравилось вам наше путешествие в лес за грибами? (Да)

- Я уверена, что после нашего путешествия всех можно назвать настоящими грибниками. Предлагаю порисовать на тему «Как я собирал грибы» и подарить свои рисунки Петушку на память о нашей встрече.

(Включить музыкальное сопровождение «Звуки леса).

Публикации по теме:

«За грибами в лес пойдём». Конспект занятия в средней группе«За грибами в лес пойдём». Конспект занятия в средней группе .

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и лепке с детьми 5–7 лет «В лес за грибами»Конспект интегрированной НОД по развитию речи и лепке с детьми 5–7 лет «В лес за грибами» Конспект интегрированной НОД по развитию речи и лепке с детьми 5-7 лет по теме «В лес за грибами» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД «Лепка в подготовительной группе «Корзина с грибами»Конспект НОД «Лепка в подготовительной группе «Корзина с грибами» Конспект НОД «Лепка. в подготовительной группе «Корзина с грибами» Цель: Расширить знания о грибах; упражнять детей в передаче формы разных.

Конспект НОД по аппликации «Корзина с грибами»Конспект НОД по аппликации «Корзина с грибами» Цель: развитие творческих способностей, выполнение аппликации с элементами рисования «Корзина с грибами». Задачи: -расширять познавательные.

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Корзинка с грибами»Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Корзинка с грибами» Тема: «Корзинка с грибами» Образовательные области: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи.

Конспект НОД в старшей группе по аппликации «В лес за грибами»Конспект НОД в старшей группе по аппликации «В лес за грибами» Конспект НОД в старшей группе по аппликации «В лес за грибами» Цель: закрепить умения вырезать предметы круглой и овальной формы из прямоугольника,.

Конспект ОД по математике «Корзинка с грибами. Количество и счёт»Конспект ОД по математике «Корзинка с грибами. Количество и счёт» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект ОД по лепке в подготовительной к школе группе «Корзина с грибами»Конспект ОД по лепке в подготовительной к школе группе «Корзина с грибами» Цель:формирование умения лепить корзинку с грибами. Задачи: - расширять знания о грибах; - способствовать развитию речи. - упражнять детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «В лес за грибами»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 16:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД