Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица»

Анастасия Мишина
Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица»

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

• Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.

• Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)

• Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа.

• Воспитывать у детей чувство музыкального ритма.

• Развивать певческие навыки детей.

«Речевое развитие» (чтение художественной литературы)

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Масленица“» размещена в разделах

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит минусовка «Масленница».

Воспитатель: Дети, о каком празднике вам напомнила эта музыка? А кто вас веселит на празднике Масленница?

Воспитатель: Да, это Скоморох. О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Скоморох? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Скоморох вас послушает.

Сказка о Масленице.

В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Губы - покрыты инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные.

Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство.

Приказала тогда Зима своим слугам:

- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась.

Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

- Сожгите меня, - сказала Масленица.

Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:

- Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

- О ком она?

- Какая была Зима?

- Какая была Масленица?

- Что задумала Зима?

- Что придумала Масленица?

- Зачем нужно было есть блины?

- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?

- Из чего люди сделали чучело?

Игра «Горячий блин»

Воспитатель: Дети, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Горячий блин». Нужно под слова стихотворения быстро передавать блин по кругу. У кого на последних словах в руках останется блин, тот выбывает из игры.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи.

Воспитатель: Хороша была игра. А теперь садитесь на свои места.

Масленицу празднуют целую неделю.

Будем праздник справлять,

Зиму провожать,

Весну-красну встречать,

Масленицу зазывать!

Начинается Масленица в понедельник, который называется «Встреча».

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу : «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.» А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Вторник называют «Заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр, молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда называется «Лакомка». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей В этот день ходят в гости друг к другу на блины.

Четверг – самый веселый день «Разгул». В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, ходили по дворам и желали здоровья и благополучия хозяевам.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Пятница - это гостевой день и называется «Тещины вечерки». В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота – «Посиделки». Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, а еще пряли, плели, ткали

Воскресенье – «Проводы» Масленицы. Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.

Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

В христианской традиции смысл Масленичной седмицы – это примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту – время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Предложить детям несколько раз проговорить заклички, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Воспитатель: Сейчас, ребята, я расскажу вам о символах масленицы и пословицах о ней.

Символы масленицы.

Символ Масленицы - Блины

Блины - это главный символ Масленицы.

Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Символ Масленицы - Медведь

Медведь - тоже является символом Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя. Потом это переходило в игру, Медведь старался поймать кого-нибудь из хоровода. Особенно такая забава - игра нравится детям.

Символ Масленицы - Чучело из соломы

Ещё один символ масленицы - Чучело - Марена. Вернее это символ зимы — персонаж, воплощающий уходящую зиму. Чучело мастерили из соломы, обряженное в женскую одежду. Его носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело на костре,

Пословицы о Масленице

Не житье-бытье, а Масленица.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица идет, блин да мед несет.

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.

Как на масляной неделе в потолок блины летели.

Без блина не масляна.

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.

Блин не сноп – на вилы не наколешь.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте встанем в хоровод вокруг нашей масленицы и повторим заклички.

После этого вся группа выходит на улицу, где под музыку продолжается праздник. Ребята играют в подвижные игры «Попади снежком», «Гори, гори ясно», «Кто быстрее на метле», водят хоровод и поют песни.

Потом дети становятся вокруг масленицы, каждый берет привязанную к ней ленточку и загадывает желание.

В конце праздника сжигается чучело Масленицы, под музыку дети веселятся и танцуют, а потом все угощаются блинами.

Публикации по теме:

«Широкая Масленица, мы тобой хвалимся». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе«Широкая Масленица, мы тобой хвалимся». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.

Детский мастер-класс по конструированию «Масленица» в подготовительной группеДетский мастер-класс по конструированию «Масленица» в подготовительной группе Программные задачи: Формировать умение детей изготавливать «Масленицу» на палочке, применяя способ работы с бумагой – вырезание листа по.

Фотоотчет о коллективном занятии «Масленица» в подготовительной группеФотоотчет о коллективном занятии «Масленица» в подготовительной группе Какая же долгая и холодная сибирская зима! И взрослые и дети с нетерпением ждут солнца и тепла, возможно поэтому мы всегда стараемся весело.

Фотоотчет «Масленица в подготовительной группе»Фотоотчет «Масленица в подготовительной группе» МАСЛЕНИЦА — славянский праздник, пришедший к нам из глубины веков. Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.

Фотоотчёт о развлечении «Широкая Масленица» в подготовительной группеФотоотчёт о развлечении «Широкая Масленица» в подготовительной группе Традиция отмечать Масленицу не потеряла своей актуальности, несмотря на ограничения в связи с коронавирусом. И даже погода как-то не.

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной логопедической группы «Здравствуй, Масленица»Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной логопедической группы «Здравствуй, Масленица» Цель: систематизация знаний детей о праздниках и обычаях русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: -обобщение знаний о проведении.

Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица»Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «Широкая масленица» Педагогический проект в подготовительной логопедической группе «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Фотоотчет «Праздник «Широкая Масленица!» в подготовительной группе»Фотоотчет «Праздник «Широкая Масленица!» в подготовительной группе» В России отмечают множество различных праздников. Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица! Масленицу празднуют.

Развлечение в подготовительной группе «Масленица»Развлечение в подготовительной группе «Масленица» Цель проведения праздника - приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством народных игр, активизация речевого развития.

Тематическая беседа в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица» Тематическая беседа с презентацией Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица»
Опубликовано: 24 марта 2021 в 08:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД