МААМ-картинки

Конспект НОД «У наших казаков обычай таков» в подготовительной к школе группе

Скворцова Ольга
Конспект НОД «У наших казаков обычай таков» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

«У наших казаков обычай таков»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Публикация «Конспект НОД „У наших казаков обычай таков“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Сибирского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о жизни Сибирского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.

Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: бурка. глэчик, каракуль, коромысло, макитра, папаха, саманная хата, светлица, светелка, ухват, люлька, шашка, нагайка.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Сибирского казачества, любознательность.

Демонстрационный материал: Казачий костюм для воспитателя; макет «Казачья изба»; фотографии казаков; аудиозапись песни Кубанского Казачьего Хора «Распрягайте хлопцы коней…»

Раздаточный материал: краски, кисти, салфетки, стаканы с водой.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание предметов быта казаков, макета «Казачья изба», физкультурная минутка: подвижная игра «Сон казака», пение частушек, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Словарная работа: бурка, глэчик, каракуль, коромысло, макитра, папаха, саманная хата, светлица, светелка, скрыня, черкеска, ухват, люлька, шашка, нагайка.

Ход НОД:

Звучит песня «Распрягайте хлопцы коней…» (в исполнении Кубанского Казачьего Хора)

В группу входит воспитатель одетый в казачий костюм. Казачка Ольга : Приветствуем вас, люди добрые! Доброго здоровья вам, гости дорогие!

Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить песни, танцы да обычаи казачьи, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим. Меня зовут казачка Ольга, я помогу вам окунуться в обычаи, традиции и быт наш казачий… Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом, встретить щедро, от души, с уважением большим, то гостей таких встречаем круглым, пышным караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником, с караваем соль подносим, поклоняясь - гостить просим!

Ребё нок 1: Над станицей моей - солнце яркое

Над станицей моей - солнце жаркое,

А вокруг как ковер – зеленеют поля

Это – Родина моя!

Казачка Ольга : Хлопцы да девицы красные, как называется край, в котором мы с вами живём?

Дети: Алтайский.

Казачка Ольга : А как называется село, в котором мы живём?

Дети: Станица «Антоньевская».

Казачка Ольга : А что вы видите,перед собой.

Дети: Дом.

Казачка Ольга : А это не просто дом. Это казачья хата.

Рассматривание макета «Казачья изба».

Казачка Ольга : Солнце окрашивает в жёлтый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом. Какого цвета были хаты?

Дети: Белого.

Казачка Ольга : Из чего делали хаты?

Дети: Из глины.

Казачка Ольга : В хате было два, три окна и двери, посреди хаты стояла большая печь. Хата была разделена на две половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.

Давайте дружно повторим, как называлась половина, где принимали гостей.

Дети: Светлица.

Казачка Ольга : Как вы думаете, что это? (показывает на печь)

Дети: Печь.

Казачка Ольга : Верно. А для чего в хате нужна была печь?

Дети: Чтобы было тепло, зимой на ней спали, для приготовления еды.

Казачка Ольга : Умницы. Казак не казак, если не может похвастаться своей скотиной. Казаки знали толк в ведении хозяйства, были очень трудолюбивы. Кто обитал на казачьем дворе?

Дети: Овцы, куры, лошади.

Казачка Ольга : Молодцы. «Своё добро нужно оберегать постоянным трудом» – говорили в станицах. Что же это значит?

Дети: Нужно много трудиться, чтобы хозяйство было в порядке.

Казачка Ольга : В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает тёплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу. (Рассматривание макета).

Казачка Ольга : Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. Ну а чай пили, конечно же, из самовара. Запомнили название посуды? Давайте повторим.

Дети повторяют.

Казачка Ольга : В прошлом в каждой казачьей семье было много детей. И не последним делом была для них организация своего досуга, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые приживались среди станичных мальчишек и девчонок.

Подвижная игра «Сон казака».

Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами: Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычалисъ на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но недолго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря»

Действие повторяется, «утку» казак забирает.

Надоело казаку «кря-кря-кря» с «ку-ка-ре-ку»

Казак : я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

Казачка Ольга : Хорошо поиграли, весело. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Но несмотря на длительное отсутствие, главным в семье был мужчина. После долгого похода казаки работали в поле, выращивали урожай.

Казачка Ольга : А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о труде, о смелости казаков.

Дети: Казак без службы – не казак.

Где враг, там и казак.

Не в усах казачья слава.

Казак и в беде не плачет.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб, и водица.

С песней и работа ладится.

Казачка Ольга : Ребята, а у казака кто был верным другом?

Дети: Конь был верным другом казака.

Казачка Ольга : У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Казаки не расставались с ними ни в бою, ни в труде. Мальчишек с раннего детства учили верховой езде. А какие пословицы и поговорки о казацких лошадях вы знаете?

Дети: Без коня казак кругом сирота.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Конь казаку – лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Казачка Ольга : Много пословиц вы знаете. Молодцы! Казаки умели не только воевать и трудиться, но и веселиться. Казак брал в руки гармошку, а казачки запевали шуточные песенки – частушки!

Ребенок 1: Я частушку запеваю

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Здесь народу очень много

Здесь народу сто один.

И из этого народа

Мне понравился один.

Ребенок 2: Мой милёнок по деревне

Ходит, улыбается.

Оказалось, зубы вставил -

Рот не закрывается.

Ребё нок 3: Говорят я боевая.

Боевой остануся.

Ох, и горе тому будет

Кому я достануся.

Ребё нок 4: Мы подружки боевые,

Боевые только две.

Мы нигде не подкачаем,

Ни в работе, ни в гульбе.

Мы сибирские девчата.

Мы нигде не пропадем.

Сами музыку играем

Сами пляшем и поем.

Ребенок 5: Тише, тише топайте,

Пол не проломите!

У нас под полом мышата,

Их не разбудите.

Ребенок 6: Хватит, хватит песни петь

Хватит, наигрались.

У нашего гармониста

Рученьки замаялись.

Мы частушки вам пропели,

Дорогие зрители

Нынче сами мы поэты,

Сами исполнители!

Казачка Ольга : А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и нарисовать мужской и женский казачий костюм. Давайте внимательно рассмотрим наших кукол, в казачьих костюмах. Женский костюм состоит из юбки и кофты с баской. На ногах красные сапожки, на голове платок.

Казак одет в рубаху, брюки с лампасами, сапоги. На голове папаха.

(Дети рисуют костюмы.)

Казачка Ольга : Молодцы ребята. Костюмы получились очень нарядные.

Выставка детских работ.

Итог:

(пока дети рассматривают свои рисунки, Казачка Ольга быстро переодевается в воспитателя).

Воспитатель: Ребятки, расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? Что больше всего вам понравилось? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, спасибо вам за ваши умения и старания.

Список используемой литературы:

1. Александров С. Г. «Народные подвижные игры кубанского казачества : учебно-методическое пособие» Краснодар: КГАФК, 1977.

2. Губарев Г. В. Энциклопедия казачества, 2007.- 544 с.

3. Савельев Е. П. Казаки. История. Издательство: Спас Год: 1991 г.

4. «Казачество» : энциклопедия / гл. ред. А. П. Федотов. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 400 с. : ил.

Публикации по теме:

Конспект игрового тренинга для родителей «К школе готовы!» в подготовительной к школе группе Игровой тренинг для родителей «К школе готовы!» в подготовительной к школе группе «Сказка» ЦЕЛЬ: Выработка новых навыков взаимодействия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воинская слава казаков» для детей подготовительной группы Конспект непосредственно образовательной деятельности Педагог: Усова Людмила Викторовна Группа: подготовительная Тема занятия: «Воинская.

Конспект ОД «Быт кубанских казаков» в старшей группе Методики проведения: Воспитатель в кубанском костюме входит вместе с детьми в имитированную кубанскую комнату. Воспитатель. Здорово дневали,.

Конспект занятия по познанию в средней группе «Быт терских казаков» Воспитатель: Кулумбегова А. В. Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Терского казачества. Развивать познавательный интерес.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Доброта в наших сердцах»Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Доброта в наших сердцах» Задачи: - способствовать формированию понятий "доброта","добрые дела"; учить выражать впечатления о доброте и добрых делах в своих рисунках;.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Незнайка в Школе светофорных наук» Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «НЕЗНАЙКА В ШКОЛЕ СВЕТОФОРНЫХ НАУК»Гаршина А. А., воспитатель.

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе. Задачи: Ознакомление.

План-конспект «Наше здоровье в наших руках» для подготовительной к школе группы План-конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберигающих технологий для детей подготовительной к школе группе. Автор:.

Сценарий праздника «Сегодня праздник наших мам», посвященного 8 марта, для детей подготовительной к школе группы 2019 г Цель: создать праздничную атмосферу. Воспитывать у детей уважительное отношение к своим мамам, бабушкам и ко всем людям, желание.

«Сегодня праздник наших мам». Шоу-программа «Устами младенца» для детей подготовительной к школе группы Под веселую, быструю музыку дети обегают зал и строятся полукругом у центральной стены. Дети: 1. Зал сверкает весь огнями, гостей любимых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «У наших казаков обычай таков» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 7 октября 2019 в 18:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД