Конспект НОД в старшей группе детского сада «Труд взрослых. Как выращивают хлеб»

Елена Волкова
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Труд взрослых. Как выращивают хлеб»

Программное содержание:

- закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей, о том,что хлеб - один из главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить;

- познакомить детей с трудом хлеборобов осенью;

- воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

Образовательные области: познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, здоровье, социализация.

Демонстрационный материал:

- картинки с изображением города (многоэтажные дома, здания музеев, театров, широкие улицы с различными видами транспорта) и деревни (поля, одноэтажные дома с садами, ферма, стадо коров,техника, работающая в поле, картина И. Шишкина "Рожь";

- колоски пшеницы и ржи;

- черный и белый хлеб, печенье, баранки.

Раздаточный материал: на подносах зерна ржи и пшеницы.

Словарная работа:

- активизация словаря: пшеница, рожь, трактор, комбайн, зерно;

- обогащение словаря: крестьяне, тракторист, комбайнер, хлебороб, бункер, нива.

Ход НОД:

Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением города и деревни.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста сюда: вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите и попробуйте разделить эти картинки на две группы.

(Предположения детей. Если дети затрудняются это сделать,можно отставить одну картинку с изображением, например, улицы города с трамваем и предложить подумать, что еще можно добавить к этой картинке, постепенно подводя детей к выводу о том, что все картинки можно разделить на две группы - те, что относятся к городу, и те, что относятся к деревне).

Воспитатель: Мы с вами уже беседовали о том, чем отличается город от деревни. Кто из вас напомнит нам чем же отличается город от деревни?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Скажите мне, пожалуйста, чем занимаются люди в деревне?

Предположения детей. Воспитатель, показывая на соответствующие картинки, помогает детям назвать труд людей в деревне - разводят домашних животных, выращивают овощи.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об основной работе людей, живущих в деревне. Людей, которые живут и работают в деревне, называют - крестьяне. Повторите это слово.

(Дети повторяют слово крестьяне хором и индивидуально. Спросить 3 - 4-х человек).

Воспитатель убирает со стенда все картинки, выставляет на подносе черный и белый хлеб, печенье, баранки.

Воспитатель: Все мы каждый день едим черный и белый хлеб, многие любят баранки, печенье, пирожное. А кто знает, из чего все это делают? (Из муки). А что такое мука, из чего ее получают? (Предположения детей.)

- Муку получают вот из таких зерен, которые лежат у вас на подносах на столах. Рассмотрите их внимательно, зерна можно потрогать. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зерна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе - зерна пшеницы, на другом - зерна ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерне ржи - длинные. Рожь и пшеница - хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

- А вы знаете, как выглядят эти растения? (ответы детей.) Я принесла вам показать эти растения. (Показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски ржи и пшеницы. Давайте их рассмотрим, они, как и зерна, тоже разные.

(Показывает колосок ржи.) - Что вы можете сказать мне об этом колоске? Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?

- А что вы можете сказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче,толще, усики у него длиннее и зернышки круглее.)

- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Повторите это слово. (Дети повторяют.) Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова - "хлеб" и "работа". Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?

- Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

- А какая должна быть земля? (Ответы детей.)

- Каждому растению, чтобы хорошо расти, Нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот поэтому люди вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.)

Воспитатель выставляет картинку с изображением полевых работ весной (на поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.)

- Что это за техника? Это трактор. Кто работает на тракторе? Тракторист. Повторите это слово еще раз. (Дети повторяют.)

- На распаханное поле выходят другие машины - сеялки. Как вы думаете, почему они так называются? (С их помощью сеют хлеб.)

- Послушайте об этом стихотворение:

По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

- Как вы думаете, почему ы стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? (Предположения детей.)Потому что растения нужно посадить в определенный срок, чтобы они выросли, вот люди и торопятся.

- Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое. Посмотрите на картину Ивана Шишкина, которая называется "Рожь". С чем можно сравнить хлебное поле? (Предположения детей.)

Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Как и у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле еще называют нива. Повторите это слово. (Дети повторяют хором и индивидуально; спросить 2 - 3-х человек.)Нива от слова низ, так как поле находится низко - низко. Послушайте, как пишут о поле поэты. Смотрите на картину и слушайте стихотворение:

Нива моя нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе.

- Сейчас встаньте со своих стульчиков и покажите как ветер гуляет над полем.

Физкультминутка "Ветер веет над полями":

Ветер веет над полями, и качается трава

(дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами, словно белая гора,

(Потягивания, руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья-

Вправо - влево, взад - вперед, а потом наоборот

(наклоны вправо - влево, вперед - назад.)

Мы взбираемся на холм

(ходьба на месте.)

Там немного отдохнем

(садятся на стульчики.)

- Но вот зерна созрели. Теперь на поле выходят другие машины - комбайны. Посмотрите на картинку. (Выставить картинку с изображением комбайна.) "Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет" - есть такая загадка про комбайн. На комбайне работает комбайнер. Повторите, пожалуйста все это слово. (Дети повторяют.)Что делает комбайн? (Предположения детей.)Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву, который называется бункер, высыпаются в грузовые машины. Потом зерно везут на мельницу. Там его растирают, мелют. Получается мука.

- Куда везут муку? Правильно, на хлебозаводы.

- Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенье, баранки.) А еще из пшеницы делают маннную крупу. Вы любите манную кашу? Зерна пшеницы смелют не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа, можно кашу варить. А вот из ржаной муки пекут черный хлеб.

- Но не все зерно отвезли на мельницу, часть зерен - самых лучших - оставили, чтобы посеять и в следующим году снова собрать урожай.

- Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Наш народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много пословиц существует о хлебе. Какие вы знаете пословицы о хлебе?

- Хлеб всему голова.

- Без хлеба - нет обеда.

- Не шуба греет, а хлеб.

- Хлеб - батюшка, вода - матушка.

- Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и я надеюсь, что вы будете с уважением относится к хлебу:

- Его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье;

- Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения.

Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

А сейчас угощайтесь. Берите баранки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

«Труд людей осенью». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) 1-6 недели здесь 7 неделя. Тема: Труд людей осенью (6-10 октября 2014 года) Коммуникация. "Что посеешь, то и пожнёшь. ". Программное.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Безопасность детей
  • Весна
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Труд взрослых. Как выращивают хлеб»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 19:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Спорт — это сила, спорт — это жизнь». Летнее спортивное развлечение. Фотоотчёт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 210 « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по художественно-...
ДИ для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и «Коммуникации» (счет в пределах...
Д/И для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и "Коммуникации"( счет в пределах 5) для средн. возраста "Цветочная поляна" Цели и задачи:...
Рисуем лилии в нетрадиционной технике
Об этих цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Лилии называют повелительницей цветов. На Руси лилии ласково называют – ясными очами, солнечной...
Фотоотчёт «Творческие работы учащихся 1 класса»
Цель: развитие творческого умения учащихся первого класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу продемонстрировать Вам творческие работы моих...