Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Анна Торопчина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима»

Тема: «Зимушка - зима»

/итоговое занятие/.

Цели: - Закрепить знания детей о зиме, как времени года /состояние погоды и изменения в природе; названия зимних месяцев; зимующие птицы; особенности деревьев и кустарников; жизнь животных зимой/.

- Учить замечать и высказывать впечатления о красоте зимних явлений.

- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах

Оборудование: Картины с зимними пейзажами, картины «Птицы у кормушки», «Птицы зимой», «Звери зимой», фланелеграф, старичок-лесовичок. Подбор материала к д\и

«Кому что?»; «Зимняя одежда».

Запись произведений П. И. Чайковского «Февраль», «Март», песня Л. Дербенева «Три белых коня».

Предварительная работа: Рассматривание картин на тему: «Зима», «Зимний лес», «Птицы зимой», «Зимние развлечения»;

чтение сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Заучивание стихов, загадок, поговорок о зиме, морозе, снеговике, сосульках.

П/игра «Снежки», упражнение на развитие дыхания «Снежки и ветер».

Ход НОД:

/Часть групповой комнаты оформлена зимней поляной, картинами с зимним пейзажем. /

Воспитатель: Отгадайте-ка ребятки,

Про кого моя загадка.

Кто поляны белит белым.

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(зимушка – зима)

- Правильно. Это зима. (Исполняется песня Л. Дербенева «Три белых коня»).

Чем зима отличается от других времен года? /Ответы детей/ Назовите зимние месяцы. /Декабрь, январь, февраль/

Скатерть бела всю землю одела. Что это? /Снег/ Какой бывает снег? /Белый, пушистый, холодный…/ Когда мы идем по снегу, что с ним бывает? /Хрустит, скрипит, поет песенку/

- Какая бывает погода зимой? /Морозная, холодная и т. д. /

- Итак, какими словами можно сказать о зиме? Какая она? /Снежная, морозная, сверкающая, вьюжная…/

- Ребята, давайте проведем сегодня день в зимнем лесу.

/Дети вместе с воспитателем отправляются в зимний лес. Воспитатель читает стихотворение «Зимний лес»/

«Зимний лес». В. Орлов

Снеговая мельница стихла поутру:

Белая метелица замела нору.

Под пушистой елкою норка не видна,

Чуть заметна тонкая щелочка одна.

Вся земля наряжена в белоснежный мех,

От зари оранжевый вспыхивает снег.

У знакомой елочки незнакомый вид,

И лисенок в щелочку на нее глядит.

На лесной поляне замечают старичка-лесовичка, который, шепотом здоровается с детьми.

Воспитатель: - Почему ты шепчешь, лесовичок?

Лесовичок: - А вы послушайте, как в лесу тихо. Вы знаете, почему здесь так тихо? /Звучит музыка П. И. Чайковского «Февраль»/.

Ответы детей: - Сейчас зима. Все кругом: и деревья, и земля покрыто снегом, как одеялом, потому и тихо. Птиц нет. Они улетели в теплые края. Остались только зимующие : вороны, сороки, голуби, снегири, синицы.

Воспитатель: Рассмотрите картинку «Птицы у кормушки».

Спозаранок скачут птицы.

По заснежинным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетают в гости к нам.

Какое время года нарисовал художник? Почему вы так считаете?

Какие птицы сидят на дереве? Расскажите, какие синички и снегири? (эти птицы крупнее воробья, у синички желтая грудка, а снегиря – красная).

Многие птицы осенью улетели в теплые края. Это перелетные птицы. Назовите их (грачи, скворцы, жаворонки, гуси, лебеди).

А синицы и снегири почему не на юге? (эти птицы не любят жару, особенно снегирь – он все лето был на севере, а на зиму прилетел в наши края). Это тоже перелетная птица. А вот синички – не перелетные птицы, они остаются на зиму вместе с воробьями, воронами, галками. Это зимующие птицы.

Лесовичок: - Правильно. А еще я охраняю сон хозяина леса. Знаете, кто он? /Это медведь. Он спит сейчас в берлоге, сосет лапу. / А кто еще спит зимой? /Еще спит ежик. /

Лесовичок: - А кто же в лесу не спит?

Дети: - Не спят зайцы, белки, лисы, волки.

Лесовичок: - А как вы думаете, почему они зимой не замерзают?

Дети: - Они покрыты теплым пушистым мехом, шерстью.

Лесовичок: - Вот здесь я приготовил им лесные лакомства. Угадайте, какое кому?

Д/ и: «Кому что?» На фланелеграфе – лиса, заяц, белка. Дети выставляют под каждым зверем его любимое лакомство: лисе – мышку, зайцу – молодые веточки, белке – шишку.

Лесовичок: - Молодцы! Справились с моим заданием. А почему в лесу зимой не слышно птиц?

Дети: - Птицы зимой прилетают поближе к жилью человека. Люди подкармливают птиц. Мы тоже насыпаем им в кормушки крошки и зерна.

Лесовичок: - Дети, а вы любите играть зимой? Какие игры вам нравятся? /Любим кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика и т. д. /

Дети рассказывают стихотворение «Снеговик» Д. Чуяки.

Снеговик.

Среди нашего двора снеговик стоял вчера.

Мы его слепили сами, был он с пышными усами.

А сегодня за окном потекли ручьи кругом.

Ночью снеговик исчез. Может быть, ушел он в лес?

Очень просим вас, ребята,

Если снеговик усатый повстречается в пути,

Помогите нам найти.

Воспитатель: - Ребята, давайте вместе с лесовичком поиграем в снежки.

Игра «Снежки».

/Дети «лепят» снежки из альбомных листов, комкая их в руках. Затем делятся на две команды и становятся друг напротив друга, один ребенок – между командами, в центре. /

Дети: - Ах ты, зимушка-зима!

Много снега принесла.

Будем мы играть в снежки,

Начинаем: раз, два, три!

/Дети перекидывают «снежки» друг другу так, чтобы ребенок, находящийся в центре смог поймать как можно меньше «снежков»./ - 2 раза.

Лесовичок: - Ребята, а вам не холодно?

Дети: - Нет, мы одеты тепло.

Лесовичок: - А вот я сейчас проверю, знаете ли вы, что нужно одевать зимой?

Д/ и: «Подбери зимнюю одежду». На фланелеграф выставляются фигуры мальчика и девочки. На столе для них одежда /летняя, осенняя, зимняя/. Дети одевают кукол, называя одежду.

Лесовичок: - Все-то вы знаете. За это я угощу вас, вкусной конфетой /дает детям сосульку/. Ешьте на здоровье.

Воспитатель: - Что ты, Лесовичок! Эту «конфету» есть нельзя. Это сосулька, она холодная.

Лесовичок: - Ой, а почему она вдруг стала капать?

Дети: - Потому, что на холоде вода превращается в лед, а в тепле лед и снег тают.

- Ой, лесовичок, разве можно есть сосульку изо льда? Мы же заболеем!

Воспитатель: - Дети, пригласите Лесовичка поиграть с нами.

Физминутка: «Прогулка в зимнем лесу».

- Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес! /Ходьба по кругу друг за другом. /

Справа – березка в шубке стоит,

Слева – елка на нас глядит. /Отводят руки в стороны. /

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся. /«Фонарики», кружатся, приседают. /

Вот зайчишка проскакал,

От лисы он убежал. /Прыжки. /

Это волк голодный рыщет,

Он себе добычу ищет. /Руки на поясе, наклоны в стороны. /

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет волчище нас. /Приседают, прячась. /

Лишь медведь в берлоге спит… /Имитируют сон. /

Пролетают снегири: «Ри – ри – ри!» /Имитируют полет птиц. /

Зимой в лесу красота и покой,

А нам пора возвращаться домой. /Разводят руки в стороны. /

Воспитатель: - Лесовичок, а где твой дом?

Лесовичок: - Мой дом под елочкой. Кто-нибудь знает, что это за дерево такое.

Дети: - Ель – хвойное дерево. У нее вместо листочков – иголочки. И зимой, и летом ель зеленая.

Лесовичок: - А что вы можете сказать, о зимних деревьях? /Зимой деревья и кусты спят. Ветки у них очень хрупкие, легко ломаются; их надо беречь. /

Воспитатель: - Лесовичок, а ты загадки умеешь отгадывать?

/Дети загадывают загадки, помогают их отгадывать. /

Загадки:

«Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит, а стоять не велит». /Мороз. /

«Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет». /Снег. /

«Белая морковка выросла зимой». /Сосулька. /

«Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке». /Снежинки. /

«Когда все укрыто седыми снегами

И солнышко рано прощается с нами?» /Зимой. /

Лесовичок: - Мне очень приятно было познакомиться с вами, ребята. Я уверен, что вы все очень добрые; вы любите природу и, надеюсь, будете бережно к ней относиться. Приходите в гости. А сейчас мне пора в лес.

До свидания.

/Дети прощаются с Лесовичком и «возвращаются» в группу. / Звучит музыка «Времена года» П. И. Чайковского.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие в лес? /Дети говорят, что им больше всего понравилось, запомнилось. /

Можно предложить детям нарисовать зимний лес, а затем рисунки отправить Старичку-лесовичку.

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимушка-Зима» Цель: формирование представлений детей о пейзаже. Задачи: -Продолжать закреплять знания детей о зиме; -Учить детей выполнять работу на одну.

Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе «Здравствуй, зимушка-зима» Цель: Формирование элементарных представлений о зиме, о зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях. Задачи: 1. Способствовать.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема. «Зимушка - зима». Цель: - активизация словаря по теме.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Ах, ты, зимушка-зима» Тема: «Ах ты зимушка - зима!» Задачи: 1. Познакомить с поговоркой, объяснить её смысл и помочь запомнить 2. Закрепить содержание потешки,.

Конспект НОД в старшей группе «Ах, зимушка-зима, для чего ты нам нужна?» .

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Зимушка-зима» Программные задачи : Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Закреплять умения детей отвечать на вопросы.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Зимушка-зима» Цель: Закреплять и расширять знаний детей по лексической теме "Зима". Задачи: Познавательная: - закреплять представления детей о зиме, ее.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Зимушка-зима» .

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Зимушка-зима!» Конспект занятия по рисованию. Тема: «Зимушка – зима!» Цель: 1. Учить детей отмечать в рисунке признаки зимы и её красоту. 2. Продолжать.

Конспект НОД «Зимушка-зима» в старшей логопедической группе Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе образовательная область «Коммуникация» программная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»
Опубликовано: 9 декабря 2015 в 17:02
+152Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД