НОД в старшей группе «Все о транспорте». Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром

Наталья Леонидовна Лобачёва
НОД в старшей группе «Все о транспорте». Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром

В рамках консультпункта по ТРИЗ-ртв

Цель:

Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром».

Программное содержание

• Формировать основы диалектического мышления детей при ознакомлении с транспортом.

• Используя генетическую линию СО, рассмотреть развитие транспортных средств от старинных до современных видов, постепенно выделяя изжившие себя качества.

• Подводить детей к умению формировать противоречие. Учить находить ресурсы для решения поставленной проблемы, сопоставлять свои варианты с предложенными, находить наиболее точные (ИКР).

• Продолжать формировать умение объяснять свойства и качества объектов в ракурсе 2 противоположных сторон.

• Развивать способность детей находить объект путём сужения поля поиска с помощью алгоритма вопросов (Игра «Да – нет»).

• Используя символическую аналогию, закреплять умение классифицировать разновидности транспортных средств.

• Развивать воображение, умение находить нестандартные решения при установлении ассоциативных связей объекта (автомобиля со случайно выбранным объектом) (МФО).

• Формировать интерес к познавательной деятельности, обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать грамматически правильную речь.

Словарная работа:гужевой, двигатель, кондиционер.

Воспитатель показывает красивую коробочку.

- Ребята, отгадайте мою загадку.

Д/и «Да – нетка»

- Это природный мир? – нет.

- Это рукотворный мир? – да.

- Это сделано из дерева? – нет.

- Это сделано из ткани? – и да, и нет.

- Это сделано из металла? – да, в основном.

- Это транспорт? – да.

- Это воздушный транспорт? – нет.

- Это наземный транспорт? – да.

- Этот транспорт перевозит грузы? – нет.

- Это пассажирский транспорт? – да.

- Он много перевозит людей? – нет.

- Это легковой транспорт? – да.

- Это автомобиль? – да.

(«показывается» автомобиль-игрушка)

- А что это такое? (в салоне лежит конвертик с картинками или схемами с изображениями транспорта в прошлом и настоящим).

- Ребята, наш автомобиль просит помочь узнать и разобраться, кем он был в прошлом? Кто возил вместо него пассажиров?

- Разложите по порядку эти картинки.

Д/и «Что сначала, что потом?»

Дети раскладывают в кармашки или на магнитной доске последовательно картинки.

1. Карета с тройкой лошадей

2. Паровой автомобиль

3. Современный автомобиль

Карета, запряжённая тройкой лошадей.

- Этот вид транспорта называется гужевой. Здесь используются лошадиные силы. До сих пор измеряют мощность двигателя лошадиными силами.

- Если запряжены 3 лошади, – значит, используются 3 лошадиные силы. А в автомобили, например, мощность двигателя равна 100 лошадиным силам.

- Что хорошего в гужевом виде транспорта?

- Пассажиры доезжают до того места, куда им нужно: в больницу, в гости, на природу… и т. д.); не устают при этом; экологически чистый – не загрязняет воздух.

- Чем же не устраивает этот вид транспорта людей?

- Нужно было содержать лошадей; строить для них жильё, кормить, поить, на зиму сено запасать, ухаживать, лечить; медленное передвижение.

- Такой вид транспорта в городе не используется. В деревне же люди с помощью лошадей перевозят небольшие грузы.

- На смену пришёл паромобиль. Назовите, ребята, хорошие стороны паромобиля.

- Лошадей не надо было содержать; скорость была выше.

- А чем он был не удобен?

- Очень много места занимало устройство (конструкция) двигателя: котёл, в котором нагревалась вода, топка, куда бросали дрова, уголь, труба, по которой поднимался дым и выходил наружу; паромобиль загрязнял воздух дымом; скорость его всё равно была низкая.

- И наконец-то появился автомобиль.

Хорошо: быстро можно доехать, куда только захочется: на дачу, на юг, в другие страны и т. д. ; не устанешь; если захочешь, можно спать на разложенных сиденьях; можно слушать музыку и т. д. ; если жарко открыть окно.

Плохо: опасно, можно попасть в аварию, загрязняет воздух выхлопными газами, которые вредны для здоровья; может поломаться – затрачиваются средства на починку, можно простудиться, если открыть окно и т. д.

- Автомобиль благодарит вас, ребята, всё было интересно. Оказывается, кроме положительных качеств, есть и отрицательные, и автомобиль с вами согласен.

Всё в мире состоит из противоположностей.

Д/и «Где спрятались противоположности в автомобиле»

Дети встают в круг, воспитатель бросает по-очереди мяч.

Восп. : Реб. :

Быстрое - медленное движение

Открытое – закрытое окно

Увеличивается - уменьшается скорость

Твёрдое – мягкое кресло

Гладкий - шершавый корпус внутри

Разогревается – охлаждается мотор

Подвижное – не подвижное сиденье

Физминутка

Детям показываются символы, обозначающие воздух, воду, землю, уточняется знание этих символов, например:

- Что, это, по-вашему, ребята?

- Облако, небо.

- Какой вид транспорта должен здесь находится.

- Воздушный.

- Это, что, по-вашему, ребята?

- Дорога.

- Какой вид транспорта должен здесь находится.

- Наземный.

- А это, что, ребята?

- Река, море, вода.

- Какой вид транспорта должен здесь находится.

- Водный.

Каждому ребёнку прикрепляется эмблема с изображением: самолёта, вертолёта, катера, корабля, автобуса и т. д.

- Представим, что мы находимся в необычном городе, где всё перепуталось: едут автомобили, плывут корабли, летят самолёты, пока звучит музыка – мы в движении, смолкнет – быстро находим своё место (т. е. символ)

Например, ребёнок выбрал символ-облачко:

- Почему ты выбрал это место?

- Потому что я самолёт, я воздушный транспорт и т. д.

- Ребята, недавно я смотрела передачу, где принимали участие наши любимые телевизионные друзья.

- Оказывается, Степашка собрался в путешествие на своём автомобиле вместе с Хрюшей. Но вот в чём проблема: Хрюше нельзя ехать с открытым окном, так как он после болезни и может опять простудиться, а с закрытыми окнами ему будет плохо от недостатка свежего воздуха. Как сделать так, чтобы Хрюша мог дышать свежим воздухом не открывая окна автомобиля? Давайте попробуем решить с вами эту проблему.

Обсуждение ресурсов.

Можно вентилятор включить – Варианты ответов детей: Свежего воздуха от этого не добавится, так как вентилятор только охлаждает

Остановить автомобиль – проветрить его - Варианты ответов детей: Потеряется много времени

Выйти подышать свежим воздухом- Варианты ответов детей: Очень долго придётся ехать

Люк на крыше сделать - Варианты ответов детей: Для этого необходимо время, чтобы поставить автомобиль в ремонт, мастерскую, нужно тратить деньги

Кондиционер поставить- Варианты ответов детей: Это очень хорошо, только дорого

Поставить чувствительные пластинки и автомобиль будет чувствовать сам состояние человека, регулировать температуру в салоне, будет понимать желание пассажира и выполнять его. - Варианты ответов детей: Идеальный конечный результат (ИКР)

- ребята, автомобиль удивлён и обрадован тем, что узнал ещё о том, каким он может быть в будущем.

- Давайте постараемся его ещё раз удивить.

Д/и «Необычный автомобиль»

МФО (метод фокальных объектов)

Автомобиль благодарит детей, а детям предлагается нарисовать автомобиль будущего.

Публикации по теме:

«Волшебное превращение бабочки». Тестопластика. Коллективная работа«Волшебное превращение бабочки». Тестопластика. Коллективная работа Вот уже много лет я веду кружок по тестопластике "Волшебные ладошки". Лепка для малыша это: • безопасное и увлекательное занятие; • развитие.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
НОД в старшей группе «Все о транспорте». Формирование основ диалектического мышления при ознакомлении детей с окружающим миром
Опубликовано: 28 января 2014 в 15:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....