Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима» с применением ИКТ

Ольга Некрасова
Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима» с применением ИКТ

Подготовила и провела воспитатель Некрасова О. В.

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках.

Дать знания о русском празднике Масленица.

Расширять словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.

Развивающие:

Обогащать музыкальные впечатления детей.

Развивать у детей познавательный интерес, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Стимулировать проявление речевой активности у детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей эмоциональное отношение к живописи, музыке, искусству слова.

Формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

Предшествующая работа.

- Чтение художественных произведений и разучивание стихов, пословиц о зиме.

- Слушание музыки, и проведение бесед о времени года - зима;

- Наблюдение за зимними явлениями в природе.

- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимней природы.

Планируемый результат.

Систематизация знаний детей о времени года зима, развитие психических процессов: память, мышление, речь, воображение. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений и навыков, способности к самоанализу.

Ход занятия:

I. Организация детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя.

Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва).

II. Введение нового знания (сведения о Масленице); актуализация и закрепление знаний о зиме. Познавательно-исследовательская деятельность детей.

Воспитатель: Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Декабрь, январь, февраль. Это зимние месяцы.) Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).

Осталось несколько деньков и зима закончится, уступит место весне.

Эта неделя называется Масленичной. Кто знает, что это за праздник, Масленица? (Ответы детей). Это проводы зимы, встреча весны.

Масленица один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый и разгульный. Так его и называли – «Масленица широкая», «весёлая, объедуха», «сырная неделя». На Масленицу пекли блины и угощали всех гостей, играли в игры, катались на санках, устраивали игры со снежками.

Воспитатель: На масленичной неделе каждый день имел своё название.

Рассказ педагога сопровождается показом слайдов (картины о Масленице разных художников:

1. Виноградова А. Масленица. 2005.

2. Кустодиев Б. Масленица.

3. Кустодиев Б. Деревенская Масленица (гармонист).

4. Грузинский П. Н. Масленица. 1889.

5. Шелякин А. Н. Масленица. 2001

6. Черкашина А. Масленица.

7. Суриков В. И. Взятие снежного городка.

8. Кожин С. Масленица.

Понедельник – «Встреча» (встреча, закликания весны).

В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны. Да вот, например:

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали. (использование музыки)

Вторник на Масленице называли «Заигрыш».

С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.

Среда звалась «Лакомкой». В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Сколько съедалось блинов! Многие даже потом себя неважно чувствовали, но приговаривали: «Блин не клин, брюхо не расколет».

Четверг – «Разгуляй - четверток».

На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните пословицу "лежачего не бьют", вдвоем нападать на одного (двое дерутся - третий не лезь, бить ниже пояса (поговорка есть: удар ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один".

Пятница называлась «Пятницы - вечорки», "тёщины вечера".

Суббота – «Золовкины посиделки». В этот день ходили друг к другу в гости на блины.

Воскресенье – «Прощёный день». Люди просили друг у друга прощение за нанесённые за год обиды. Вспомните, ребята, не обидели ли вы кого-нибудь, помиритесь да обнимитесь!

Разминка

Пусть забористый мороз

Щиплет щёки нам и нос.

Любим мы играть в снежки,

Любим лыжи и коньки.

Нам зима-красавица

Очень-очень нравится!

Воспитатель: Давайте вспомним все, что мы знаем о зиме. Я загадаю вам загадки.

Загадки.

• Бел, как мел.

С неба упал

Зиму лежал,

А весной убежал. (Снег)

• Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец - … (Сосулька)

• Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка).

• Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка… (Мороз)

• Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима).

• Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед).

Освобождение пуговицы из ледяного плена.

Воспитатель: Я уронила пуговицу в воду, а Дед Мороз заморозил ее, и попала она в ледяной плен. Как ее освободить?

Дети выдвигают предположения.

После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:

- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут);

- можно отогреть в варежках (варежки намокнут);

- можно положить на батарею;

- разбить лед молотком (сломаешь пуговицу);

- можно отковырнуть ножом (можно пораниться);

- можно положить в теплую воду;

- можно просто оставить в стакане в группе (долго ждать).

Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.

Вывод. Пуговица быстро освободилась в теплой воде.

Воспитатель: А теперь продолжите предложения о зиме (в помощь детям воспитатель показывает картинки соответствующие тексту).

- Зимой солнце… (светит, но не греет)

- Зимой на небе… (снеговые тучи, из них идет снег)

- Зимой деревья… (стоят голые, а ветки деревьев покрыты снегом, чтобы не замерзли корни деревьев, надо «окучивать» деревья снегом)

- Зимой на земле… (лежит снег, земля замерзает от мороза и холода)

- Птицы зимой… (улетают в теплые края, их называют перелетные, а тех, которые остаются зимовать, зовут – зимующие)

- Звери зимой… (голодают, мерзнут, прячутся в норах, некоторые спят и просыпаются только весной)

- Люди зимой… (одеваются тепло, чтобы не замерзнуть; люди рады зиме – ведь только зимой можно кататься на санках и лыжах и встречать Новый год).

Игра «Зимние слова».

Дети встают у стены и называют слова о зиме, за каждое названное слово делают шаг вперёд.

Проводится игра “Бывает - не бывает».

1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.

2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.

3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки.

4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.

5. Зимой дети катаются на лыжах, а летом - на велосипедах.

(По ходу игры дети исправляют ошибки.)

III. Подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима» с применением ИКТ
Опубликовано: 8 марта 2014 в 22:10
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....