МААМ-картинки

Конспект НОД «Югра — мой край родной»

Людмила Савельева
Конспект НОД «Югра — мой край родной»

Тема: «Югра – мой край родной»

Цель: Формировать знания детей о «малой» родине ХМАО – Югре».

Обучающие:

• Расширять представления детей о родном крае.

• Формировать знания детей о растительном мире Югорского края

• Закрепить знания детей об особенностях природы родного края, культуры, быте коренных народов Севера.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес;

• Способствовать развитию произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти.

Публикация «Конспект НОД „Югра — мой край родной“» размещена в разделах

Воспитывающие:

Воспитывать нравственно - патриотические чувства: гордость, гуманизм, жела-ние сохранить и приумножить богатства своего края и страны.

• Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Предварительная работа:

Экскурсия в краеведческий музей ; рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», «Одежда народов севера»; чтение хантыйских сказок, рассказов; составление рассказа на тему «Моя малая родина», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «Что лишнее?»; создание мини-музея «Мой югорский край»

Материал: Презентация «Югра - мой край родной», наглядный материал, игра «Что растёт в северном лесу?», заготовки Хантов для продуктивной деятельности.

Ход деятельности

Хантыйка Энным: - Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут - Энным, я в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем.

- Ребята, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие!

- Наступил новый день.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Энным: - Ребята, кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра. (слайд №1)

Энным: - Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа?

Дети: - Город Ханты - Мансийск.

Энным: - Как же называется город, в котором вы живёте?

Дети: Когалым.

Энным: - Ребята, а вы знаете, что обозначает название города Когалым?

Когалым - В переводе с хантыйского языка означает «топь», «болото», «гиблое ме-сто».

Энным: - Ребята, как называют коренных жителей нашего округа?

Дети: Ханты и манси.

Энным: - Люди пока не нашли в нашем Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси.

- В красивом городе вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, оле-ни паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, жить в тайгу.

- Сегодня я вас приглашаю в гости, в лес - тайгу.

- А вы хотите туда отправиться вместе со мной? (Да).

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Давайте, повторим это слово - тайга.

- Как же мы попадём туда?

Дети: На поезде, самолёте, вертолете, пешком и т. д.

Энным: - Ребята, повсюду лежит снег, может мы с вами отправиться на лыжах? Да-вайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправляемся в путь!

(Дети, «на лыжах» отправляются на стульчики, где ширма оформлена изображением зимнего пейзажа леса.)

Ребенок:

Здравствуй, лес,

Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы – свои!

Энным:

- Снимайте лыжи и садитесь на лесной поляне удобнее.

Знакомство с тайгой:

- Ребята, просмотрите, сколько здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге. Скажите,

что такое тайга?

Дети: Тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья.

Энным: - Какие деревья называют хвойными?

Дети: Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки.

Энным: - Назовите хвойные деревья.

Дети: Ель, сосна, кедр, пихта, можжевельник.

Энным: - А какие лиственные деревья вы знаете?

Дети: Береза, осина, рябина.

Энным: - Ребята, давайте, на один мольберт мы высадим хвойные деревья, а во второй – лиственные деревья.

Игра: «Хвойный и лиственный лес» Дети по команде раскладывают отдельно хвой-ные и лиственные деревья.

Ребята, а как вы думаете, что еще растёт в тайге?

Дети: Ягоды, грибы, шишки.

Энным: - А какие ягоды вы знаете?

Дети: Черника, брусника, голубика, на болоте клюква и морошка.

Энным: Ребята, как вы думаете, что это за сооружение?

- Показываю детям макет чума.

Дети: Чум.

Энным: А что такое чум?

Дети: Это жилище хантов и манси.

Энным: Где находятся эти жилища?

Дети: Чумы собираются в стойбищах, в тайге.

Энным: А кто в них проживает?

Дети: Коренные жители: ханты и манси.

Энным: А почему они живут в чумах?

Дети: Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.

Энным: А почему это необходимо делать?

Дети: Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, стадо пе-регоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

Энным: - Как называется место, где пасут оленей?

Дети: Стойбище.

Энным: А из чего сделан чум?

Дети: - Чум (шалаш из тонких стволов деревьев, очищенных от ветвей, покрывае-мый оленьими шкурами). В центре чума разводили огонь, на крюк подвешивали чай-ник или котёл и готовили пищу. Также огонь служил источником тепла. Дым выходил через дымовое отверстие. Такое жилище удобно при частых переездах, легко можно разобрать и собрать на новом месте.

Энным: - Ребята, как вы думаете - Чем занимается коренное население?

Дети: - Охотой, оленеводством, сбором дикоросов.

Энным: - Что такое дикоросы?

Дети: - Это грибы и ягоды.

Энным: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажает и не ухаживает за ними, они сами вырастают.

Энным: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети: - Дико растут.

Энным: - Повторите, пожалуйста: Дикорос.

Энным: Мы все знаем, что представители народа ханты - хорошие охотники.

На чем ездят ханты на охоту?

Дети: Ханты ездят на санях.

Энным: Как эти сани называются?

Дети: Сани называют нартами.

Энным: Кого запрягают в нарты?

Дети: В нарты запрягают оленей и собак.

- Правильно, давайте, и мы покатаемся в оленей упряжке

Сибирское небо ночи темней

Струйками пар из оленьих ноздрей.

Хей, хей, хей,

хей, хей, хей.

Свистят по дороге полозья саней

Поземка скользит и струится по ней.

Хей, хей, хей,

Хей, хей, хей.

И ветер с веселою песней моей

Летит над просторами

Снежных по-лей. Дети поднимают руки над головой,

Покачивают ими в разные стороны.

Скрещивая руки над головой,

Бегут по кругу на носочках.

Имитируют скольжение лыж,

Держа руки за спиной.

Дети скрещивая руки над головой,

Бегут по кругу на носочках.

Дети бегут врассыпную.

Руками машут, как крыльями

Энным: - Ребята, вам понравилось кататься в оленьей упряжке?

Дети: Да.

Энным: - Ребята, зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

Дети: - Холодно, но люди тепло одеты.

Энным: - Во что одеты? (Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тунд-ры и людей)

Дети: - Зимой надевали одежду из оленьих шкур: Женщины одеты в сах (распашная верхняя одежда, мужчины в малицу (верхняя одежда в виде рубахи с капюшоном и рукавицами).

Энным: - А ноги во что обуты?

Дети: - Кисы и унты.

Энным: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная.

Что означает «нарядная одежда»?

Дети: - Одежда вышита орнаментом.

Энным: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?

Дети: - Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.

Энным: - Да, узоры взяты из природы.

Энным: - Ребята, а сейчас мы с вами изготовим фигурки коренных жителей Севера для пополнения вашего музея, заготовки мы уже подготовили, вам осталось решить какими узорами раскрасить хантыйский наряд, подумайте и приступайте к работе.

(Даю возможность определиться с решением, подобрать нужный материал и закончить работу).

Итог деятельности.

Энным: - Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие?

Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу Югре.

Энным: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свои умения. Спасибо за ваш труд!

- Но, а мне пора возвращаться

Дети рассматривают изготовленные фигурки хантов и приклеивают их к коллажу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край» Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край». Татьяна Назарова (Подготовительная группа) Цель: закрепить и.

Конспект НОД в группе «Дагестан — мой край родной»Конспект НОД в группе «Дагестан — мой край родной» Конспект НОД «Дагестан — мой край родной" Цель: Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. – Продолжать знакомить.

Конспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 летКонспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 лет Тема: «Наш край родной» Цели: Продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы, учить видеть красоту родной природы, устанавливать.

Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе.Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе. Заключительное занятие совместное с детьми и родителями проходит в музее «Симбирской Чувашской школы. Квартиры И. Я. Яковлева» с сотрудниками.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Конспект совместной творческой деятельности родителей и детей 2 лет «Затон — мой дом, мой край родной!»Конспект совместной творческой деятельности родителей и детей 2 лет «Затон — мой дом, мой край родной!» Совместная творческая деятельность родителей и детей 2 лет «Затон мой дом, мой край родной!» Цель: Сформировать эмоциональный образ и.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра — мой край родной» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра – мой край родной» Цель: Побудить внимание и любовь детей к родному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Югра — мой край родной»
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 16:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД