Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему «Животный мир Мордовии»

Валентина Суркова
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему «Животный мир Мордовии»

Программное содержание:

1. Уточнить и расширить представление детей о разнообразии животного мира мордовского края

2. Развивать разговорную речь.

3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, фишки разного цвета, вспомогательная схема «Описание животных».

Предварительная работа

Посещение мини-музея национальной культуры, чтение рассказов о животных, составление описательных рассказов по вспомогательной схеме, рассматривание альбома «Дикие животные», беседа о Мордовии.

Словарная работа

«Красная книга», пойма реки, среда обитания, на грани исчезновения, барсук, тушканчик, браконьерство.

Ход занятия

Вводная беседа о Мордовии.

-Ребята, кто знает, как называется республика, в которой мы живем? (Мордовия)

-Какие города Мордовии вы знаете? (Саранск, Ковылкино, Рузаевка, Инсар)

-Какие реки Мордовии вы знаете? (Мокша, Сура, Алатырь)

-Столица Мордовии? (Саранск)

Сегодня я вам расскажу о жизни животных, которые обитают в Мордовии.

-Какие животные живут в лесу? Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.

-А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан)

-Молодцы! Итак, в лесах Мордовии живут зайцы (рассматривание картинки). Опишите мне зайца.

Дети описывают животных используя вспомогательную схему.

- Заяц серого цвета, с длинными ушами, быстро бегает.

- А в какое время года шуба у зайца белая? (Зимой)

- А серая? (Летом)

В лесу живут волки - это хищники, они питаются мелкими грызунами. Что можно сказать о волке? (Большой, серого цвета, с большими зубами)

- Посмотрите на эту картинку, кто на ней изображён? (Лиса). - Расскажите мне о лисице (Рыжая плутовка, с пушистым длинным хвостом). У лисицы очень красивая шуба. Зимой в такой шубе ей не холодно. Питается лиса мелкими животными.

-А на этой картинке кто изображён?. (Свинья) Нет, ребята, это дикий кабан, он живёт в лесу и похож на домашнюю свинью. У кабана очень большие и острые клыки. Он большого размера, роет землю клыками, питается желудями и пойманной добычей.

-Посмотрите на эту картинку, кого вы видите? (Белку)

Если присмотреться в лесу на деревья, то можно заметить среди листвы белку. Кто знает, что ест белка? (Орехи, грибы, шишки).

Белка небольшой зверёк, очень быстро бегает и прыгает. Она на зиму заготавливает себе еду и прячет в дупла деревьев. У неё очень красивый хвост.

Ребята, вот, сколько диких животных обитает в лесах нашей области. Давайте их назовём? (Заяц, кабан, белка, лиса, волк)

Но я вам рассказала только о некоторых из них, на самом деле их гораздо больше.

Физкультминутка:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли. В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнулись

В Мордовии также обитают: лось, бобер, хомяк, бурый медведь, черный хорек. (Воспитатель рассказывает о животных, сопровождая рассказ показом картинок).

В лесах Мордовии живут лоси.

Лось очень красивое животное. Питается листьями деревьев и кустарников, а также корой деревьев.

Бобер живет в поймах рек, питается корой деревьев. Днем спит, а ночью он выходит из своей норы. При опасности бобер громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Так он предупреждает всех остальных бобров об опасности.

Черный хорек питается мышами. Охотится только ночью, днем почти не выходит из своей норки, если только очень сильно проголодается.

Игра: «Будь внимателен».

А сейчас мы с вами поиграем. Я буду вам называть признаки то го или иного животного, а вы должны будете его отгадать. Кто будет самым внимательным, получит фишку. Итак.

- Это животное маленького размера. У него длинный, пушистый хвост, бегает по деревьям, грызёт орехи? (Белка)

- Животное похоже на свинью, у него большие клыки, ест жёлуди? (Кабан)

- У этого животного очень красивая рыжая шубка. Это животное очень хитрое? (Лиса)

-Это животное зимой спит в берлоге. Питается ягодами, зелеными растениями, насекомыми? (Медведь)

Дидактическая игра «Размышлялка»

Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает выполнить задания.

-Как можно назвать, одним словом всех тех, кто изображен в верхнем ряду? (дикие животные)

-Какое животное не обитает в лесах Мордовии? (слон)

- Кто лишний в нижнем ряду? (стрекоза)

- Назови всех хищных животных? (волк, лиса, тигр)

В настоящее время в лесах Мордовии очень редко встречаются такие животные как: бурый медведь, выдра, норка, барсук, бобер, тушканчик.

Эти животные занесены в «Красную книгу».

-Ребята вы знаете что такое «Красная книга?»

Воспитатель обобщает ответы детей.

В «Красную книгу» записаны все редкие и исчезающие виды растений и животных.

- Как вы думаете, почему этих животных становится все меньше и меньше? (ответы детей).

-Правильно. Из-за загрязнения окружающей среды, вырубки лесов, браконьерства эти животные находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране.

Ребята вместе с воспитателем рассказывают о правилах поведения в лесу. (Рассказ сопровождается показом картинок).

Итог занятия

В завершении воспитатель читает стихотворение М. Пляцковского «Родина».

Слышишь песенку ручья?

Это - Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это - Родина твоя.

Звон дожей и шум ветвей,

И в саду смородина-

Это тоже Родина.

Каждый ребенок говорит по одной строчке из стихотворения Е. Каргановой.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы белочка скакала,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Используемая литература:

1. Валдоня. Программа и методические рекомендации. - Саранск 2001г.

2. Л. П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми. - Минск 1996г.

3. А. Ф. Терехин. Достопримечательности Мордовии. - Саранск 1989г.

4. В. П. Гуламов. Тематические загадки для дошкольников. - М 2002г.

5. Ц. Целищева. «Дикие животные». - ж / Дошкольное воспитание., №7., 2005г.

Публикации по теме:

«Экологическая акция». План мероприятий 22 марта - Международный День воды; Просмотр документальных фильмов о воде. Исследовательская деятельность «Вода в природе» Выпуск листовок.

Презентация группового творческого проекта «Сыплет черемуха снегом» Актуальность проекта. Пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Расширить представление о черемухе.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему «Животный мир Мордовии»
Опубликовано: 6 августа 2013 в 22:27
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...