Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему «Животный мир Мордовии»

Валентина Суркова
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему «Животный мир Мордовии»

Программное содержание:

1. Уточнить и расширить представление детей о разнообразии животного мира мордовского края

2. Развивать разговорную речь.

3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: картинки с изображением диких животных, фишки разного цвета, вспомогательная схема «Описание животных».

Предварительная работа

Посещение мини-музея национальной культуры, чтение рассказов о животных, составление описательных рассказов по вспомогательной схеме, рассматривание альбома «Дикие животные», беседа о Мордовии.

Словарная работа

«Красная книга», пойма реки, среда обитания, на грани исчезновения, барсук, тушканчик, браконьерство.

Ход занятия

Вводная беседа о Мордовии.

-Ребята, кто знает, как называется республика, в которой мы живем? (Мордовия)

-Какие города Мордовии вы знаете? (Саранск, Ковылкино, Рузаевка, Инсар)

-Какие реки Мордовии вы знаете? (Мокша, Сура, Алатырь)

-Столица Мордовии? (Саранск)

Сегодня я вам расскажу о жизни животных, которые обитают в Мордовии.

-Какие животные живут в лесу? Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.

-А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан)

-Молодцы! Итак, в лесах Мордовии живут зайцы (рассматривание картинки). Опишите мне зайца.

Дети описывают животных используя вспомогательную схему.

- Заяц серого цвета, с длинными ушами, быстро бегает.

- А в какое время года шуба у зайца белая? (Зимой)

- А серая? (Летом)

В лесу живут волки - это хищники, они питаются мелкими грызунами. Что можно сказать о волке? (Большой, серого цвета, с большими зубами)

- Посмотрите на эту картинку, кто на ней изображён? (Лиса). - Расскажите мне о лисице (Рыжая плутовка, с пушистым длинным хвостом). У лисицы очень красивая шуба. Зимой в такой шубе ей не холодно. Питается лиса мелкими животными.

-А на этой картинке кто изображён?. (Свинья) Нет, ребята, это дикий кабан, он живёт в лесу и похож на домашнюю свинью. У кабана очень большие и острые клыки. Он большого размера, роет землю клыками, питается желудями и пойманной добычей.

-Посмотрите на эту картинку, кого вы видите? (Белку)

Если присмотреться в лесу на деревья, то можно заметить среди листвы белку. Кто знает, что ест белка? (Орехи, грибы, шишки).

Белка небольшой зверёк, очень быстро бегает и прыгает. Она на зиму заготавливает себе еду и прячет в дупла деревьев. У неё очень красивый хвост.

Ребята, вот, сколько диких животных обитает в лесах нашей области. Давайте их назовём? (Заяц, кабан, белка, лиса, волк)

Но я вам рассказала только о некоторых из них, на самом деле их гораздо больше.

Физкультминутка:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли. В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнулись

В Мордовии также обитают: лось, бобер, хомяк, бурый медведь, черный хорек. (Воспитатель рассказывает о животных, сопровождая рассказ показом картинок).

В лесах Мордовии живут лоси.

Лось очень красивое животное. Питается листьями деревьев и кустарников, а также корой деревьев.

Бобер живет в поймах рек, питается корой деревьев. Днем спит, а ночью он выходит из своей норы. При опасности бобер громко хлопает хвостом по воде и ныряет. Так он предупреждает всех остальных бобров об опасности.

Черный хорек питается мышами. Охотится только ночью, днем почти не выходит из своей норки, если только очень сильно проголодается.

Игра: «Будь внимателен».

А сейчас мы с вами поиграем. Я буду вам называть признаки то го или иного животного, а вы должны будете его отгадать. Кто будет самым внимательным, получит фишку. Итак.

- Это животное маленького размера. У него длинный, пушистый хвост, бегает по деревьям, грызёт орехи? (Белка)

- Животное похоже на свинью, у него большие клыки, ест жёлуди? (Кабан)

- У этого животного очень красивая рыжая шубка. Это животное очень хитрое? (Лиса)

-Это животное зимой спит в берлоге. Питается ягодами, зелеными растениями, насекомыми? (Медведь)

Дидактическая игра «Размышлялка»

Воспитатель показывает карточку-схему и предлагает выполнить задания.

-Как можно назвать, одним словом всех тех, кто изображен в верхнем ряду? (дикие животные)

-Какое животное не обитает в лесах Мордовии? (слон)

- Кто лишний в нижнем ряду? (стрекоза)

- Назови всех хищных животных? (волк, лиса, тигр)

В настоящее время в лесах Мордовии очень редко встречаются такие животные как: бурый медведь, выдра, норка, барсук, бобер, тушканчик.

Эти животные занесены в «Красную книгу».

-Ребята вы знаете что такое «Красная книга?»

Воспитатель обобщает ответы детей.

В «Красную книгу» записаны все редкие и исчезающие виды растений и животных.

- Как вы думаете, почему этих животных становится все меньше и меньше? (ответы детей).

-Правильно. Из-за загрязнения окружающей среды, вырубки лесов, браконьерства эти животные находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране.

Ребята вместе с воспитателем рассказывают о правилах поведения в лесу. (Рассказ сопровождается показом картинок).

Итог занятия

В завершении воспитатель читает стихотворение М. Пляцковского «Родина».

Слышишь песенку ручья?

Это - Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это - Родина твоя.

Звон дожей и шум ветвей,

И в саду смородина-

Это тоже Родина.

Каждый ребенок говорит по одной строчке из стихотворения Е. Каргановой.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы белочка скакала,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Используемая литература:

1. Валдоня. Программа и методические рекомендации. - Саранск 2001г.

2. Л. П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми. - Минск 1996г.

3. А. Ф. Терехин. Достопримечательности Мордовии. - Саранск 1989г.

4. В. П. Гуламов. Тематические загадки для дошкольников. - М 2002г.

5. Ц. Целищева. «Дикие животные». - ж / Дошкольное воспитание., №7., 2005г.

Публикации по теме:

«Экологическая акция». План мероприятий 22 марта - Международный День воды; Просмотр документальных фильмов о воде. Исследовательская деятельность «Вода в природе» Выпуск листовок.

Презентация группового творческого проекта «Сыплет черемуха снегом» Актуальность проекта. Пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Расширить представление о черемухе.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему «Животный мир Мордовии»
Опубликовано: 6 августа 2013 в 22:27
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Зимний пейзаж». Картина из шерсти
Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат, решила , что...