МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Пасхальный перезвон» для детей старшей группы

Годовикова Надежда
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Пасхальный перезвон» для детей старшей группы

Цель: продолжать знакомить детей с традициями праздника Светлой Пасхи.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с древним обычаем Светлой Пасхи – звоном церковных колоколов, историей возникновения колокола, его устройством, видами колоколов, особенностями их звучания;

Развивающие : развивать представление о колокольном звоне как о ярком явлении русской православной культуры.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к традициям и истории своего народа

Возраст детей : 5-6 лет

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Пасхальный перезвон“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Образовательная область : познавательное развитие

Словарная работа: колокольня, благовест, трезвон, перезвон, звонница, звонарь;

Тип занятия: тематическое

Методы и приемы:

словесный (беседа, художественное слово, вопросы, уточнения, поощрения);

наглядно-демонстрационный (иллюстрации на пасхальную тематику, колокольчики разных размеров) :

игровой (игры с колокольчиками);

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми;

Оборудование и материал: иллюстрации церковных колоколов, музыкальный центр, аудиозаписи и видеозаписи колокольного звона; колокольчики разных размеров;

Предварительная работа: беседа с детьми о празднике Пасха, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, хороводных игр и песен о Пасхе, просмотр презентации «Колокольные звоны»;

Ход

Воспитатель: Ребята, приближается самый великий христианский праздник -Светлая Пасха. Мы уже говорили о традициях и обычаях этого праздника.

Давайте вспомним, как мы готовимся к празднику и как его отмечаем? (ответы детей). Сегодня я вам расскажу об еще одной традиции –праздничном колокольном звоне.

Летит Пасхальный перезвон

От колоколен в гладь небес.

И слышится со всех сторон:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!»

В Пасху во всех храмах звонят колокола, звонят по-особенному, очень торжественно. Давайте послушаем звон колоколов (прослушивание аудиозаписи). Как красиво, звонко и радостно звучат колокола. В каждом храме под самым куполом находится колокольня или звонница. Там и живут колокола. Они бывают разных размеров. Большие колокола называют благовестники. Они очень тяжелые и издают очень низкий звук. Средние колокола называются подзвонные и самые маленькие – зазвонные. Давайте послушаем, как звучат большие, средние и маленькие колокола. (прослушивание аудиозаписи). А звонит в колокола – звонарь. Когда звонарь звонит в один большой колокол, это называется Благовестом. Слово благовест обозначает благая, добрая весть. Если звонарь поочередно звонит в каждый колокол, это называется перезвоном. А звон во все колокола - трезвоном.

Посреди небесной сини,

Там, где купола янтарь,

В колокольной паутине

По веревкам бьет звонарь.

Сложной сетью управляет

Со сноровкой паука,

Землю с Пасхой поздравляет,

Оглушая облака!

Давайте посмотрим, как звонит звонарь (просмотр фрагмента «Урок колокольного звона»). На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья,

Зазвучал со всех сторон.

Ребята, а давайте теперь посмотрим на наши колокольчики. Колокольчик представляет собой купол. Его еще называют юбочкой. А еще у каждого колокольчика есть язычок, который производит звучный удар. Давайте поиграем в игру «Угадай колокольчик».

Скажите, все ли колокольчики звучат одинаково? Что вы заметили? Правильно, большой колокольчик издает более низкий звук, а маленькие звучат звонче. А теперь поиграем в игру «Тихо-громко».

Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.

Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог.

Скажите, ребята, как еще может звучать колокольчик? Правильно, тихо и громко.

Ребята, а сейчас я расскажу вам историю о том, как появился колокол. Очень, очень давно жил на свете Святой Павлин Милостивый. Милостивым его звали потому, что он был очень добрым, щедрым. Он всегда помогал нищим, сиротам и обездоленным людям. Однажды Павлин увидел во сне поле, на котором росли колокольчики. Он сорвал колокольчик, тот зазвенел, после чего раздался голос: «и ты сделай так». Наутро Павлин повелел отлить колокол в форме цветка. Так и появился первый колокол.

Сейчас мы еще раз послушаем Пасхальный перезвон. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить. Старайтесь, чтобы ваши колокольчики звучали дружно, вместе с большими колоколами (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).

Колокольный звон над землей -

Звон Божественный, звон величальный.

Это голос Руси Святой -

Золотой перезвон Пасхальный.

Пусть звонят колокола России

И встречает новый день страна,

Город наш, ты такой красивый,

Милый город – родина моя.

Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали (вопросы по содержанию занятия).

Дорогие ребята, я поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира. Хочу подарить вам маленькие бумажные колокольчики.

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Мы – россияне» Образовательная.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Пасхальный перезвон» для детей старшей группы
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 12:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД