Получи документы

Конспект образовательной деятельности Тема: «Что такое тепло?» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Наталья Галанцева
Конспект образовательной деятельности Тема: «Что такое тепло?» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: создание условий для развития представлений о тепле как основе жизни на Земле.

Образовательные задачи:

• создавать условия для развития представления о том, каким образом все живые организмы научились сохранять тепло, о применении тепла в жизни человека, о теплопроводности материалов;

Публикация «Конспект образовательной деятельности Тема: „Что такое тепло?“ (образовательная область „Познавательное развитие“)» размещена в разделах

• создавать условия для развития исследовательских умений детей: составлять алгоритм своей деятельности (умение видеть проблему, аргументировать гипотезу, подбирать методы исследования, проводить исследование, анализировать и делать самостоятельно опыты и выводы, подготовить рассказ-рассуждение, оценивать свои действия.

Развивающие задачи:

• создавать условия для развития детской вопросительности, умения вести координированный диалог между детьми, преследуя и достигая поставленную цель в ходе работы в мини-группах;

• создавать условия для развития образно-схематического мышления.

Воспитательные задачи:

• создавать условия для воспитания дружеских отношений, взаимопонимания, умения слышать друг друга.

Методические приемы: метод организации поисково-исследовательской деятельности (составление алгоритма действий, самостоятельная работа детей в мини-группах, метод организации опытно-экспериментальной деятельности (проведение опытов, определение выводов, метод словесной передачи (беседа, метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, моделирование (модели, символы, метод стимулирования познавательной деятельности (игра, метод самоконтроля (рефлексивное задание).

Словарная работа: теплопроводность, облака-изоляторы.

Оборудование: 1) картинки, изображающие тепло: солнце, вулкан, гейзер, тело человека, теплокровные животные, огонь;

2) схемы проведения опытов;

3) картинки для музея: печь (русская, голландская, камин, батареи (центральное водяное отопление, нагреватели и обогреватели, обжиг глиняных горшков и посуды, плавка металла, стекла, инкубатор; утюг; фен; печь (кирпичная, электро- и газопечи);

4) картинки с изображением людей, животных, растений, показывающих, как сохраняется тепло (жилища, одежда, перья, шерсть);

5) 4 стакана, ложки: деревянная, алюминиевая, керамическая, пластмассовая, одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, алюминия; три таза, вода: горячая, холодная, теплая.

6) фишки для игры.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие умения выделять проблему, цель, находить способы решения проблемно-исследовательских ситуаций, игры на развитие воображения. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».

Ход деятельности

Организационный момент

Игра «Необычное приветствие»

Цель: помочь детям преодолевать присущие им эмоциональные барьеры в межличностных контактах и оптимизировать их общее самочувствие (прикосновение ладонями)

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Приходит письмо от Громозеки. «Здравствуйте, ребята. У нас беда. Весельчак и Грот украли тепло на нашей планете, и теперь нам всем грозит гибель. Помогите нам спасти нашу планету».

II. Поисковый этап

- Ребята, что произошло на третьей планете?

- Мы можем как-то помочь жителям планеты?

– Ребята, что мы знаем о тепле? (высказывания детей)

- Хотели бы вы еще узнать что-нибудь о тепле, чтобы помочь Громозеке? (определение учебной задачи)

- Давайте составим план наших действий. (На основе высказываний детей составляется графический план действий. Каждый из вопросов дети схематически обозначают символами на доске).

- Что сначала мы будем узнавать о тепле?

План действий:

1. Где живет тепло? (символ – вопрос)

2. Как люди воспринимают тепло? (символ - рука)

3. Нужно ли сохранять тепло и как его сохранять? (символы - человек, животное)

4. Как человек научился применять тепло? (символ – дом)

5. Какие предметы принимают и отдают тепло? (символ - стрелки)

- Как мы с вами будем искать ответы на эти вопросы? (Дети называют методы исследования и помещают их рядом с планом: подумать (восклицательный знак, рассмотреть иллюстрации (глаз, посмотреть в книгах (книга, спросить у других (вопросительный знак, провести опыт (рука)

- Кем мы с вами будем? (исследователями)

- Как отправим результаты наших исследований Громозеке?

III. Практический этап

1. - С чего начнем наше исследование? (Ответ на первый вопрос «Где живет тепло?» - рассуждения детей.)

- Давайте рассмотрим, где может жить тепло?

(картинки, изображающие тепло: солнце, вулкан, гейзер, тело человека, теплокровные животные, костер)

2. Опыт «Восприятие тепла человеком (теплообмен)»

- Теперь мы знаем, где живет тепло. Что будем делать дальше? (Узнаем, как мы воспринимаем тепло)

(Детям предлагается схема проведения опыта. Обговариваются правила безопасности при проведении опыта.)

Правую руку опустить в таз с горячей водой, левую в таз с холодной водой. Затем обе руки в третий таз.

Вывод: Тепло идет от теплого тела к более холодному. Правая рука теряет тепло – ей холодно, левая рука получает тепло – ей может показаться, что теплая вода горячая.

3. Сохранение тепла

- Для того, чтоб найти ответ на это вопрос в нашем плане, нам нужно разделиться на пары.

1 пара – Схема «Сохранение тепла на Земле»?

2 пара – Как животные сохраняют тепло?

картинки:

белый медведь – шерсть и жир – уменьшают потерю тепла

лайка – густая шерсть защищает от морозов

воробей – распушает перья зимой

3 пара – Как растения сохраняют тепло?

картинки:

цветы закрывают лепестки, если нет солнца и тепла (одуванчик, тюльпан)

у деревьев толстая кора

4 пара – Как человек сохраняет тепло?

картинки:

теплая одежда – шуба, валенки, шапка (из шерсти, шкур, меха)

жилище – строят дома из материалов, сохраняющих тепло

термос, стеганый чехол для чайника – горячее питье в любое время

(После того как дети закончат рассматривать иллюстрации и составят рассказ, они делятся своими выводами с другими группами.)

- К чему может привести потеря тепла?

Вывод: Потеря тепла приводит к гибели.

4. Опыт «Теплопроводность»

- Ребята, как люди узнали, из каких материалов лучше строить жилища, сохраняющие тепло? (предположения)

Д: - Пробовали делать из разных материалов, наблюдали, делали выводы.

- Сейчас мы с вами тоже понаблюдаем, какие материалы быстро нагреваются и хорошо проводят тепло, а какие задерживают его. Проведем два опыта. (разделиться на две команды)

- Во время проведения опыта не забудьте правила безопасности. Как будете работать с горячими предметами? (осторожно, чтоб не обжечься)

- Что вам нужно узнать при проведении опыта? (постановка исследовательской задачи)

- Какими должны быть ложки и емкости, если они соприкасаются с горячей водой? (прогнозирование результата - предположение)

- Из какого материала лучше строить жилища?

1 схема (рисунок) 2 схема (рисунок)

Стаканы с горячей водой и ложками в ней

Емкости из разных материалов с горячей водой

В каждый стакан помещаются ложки из разных материалов. Каждый стакан обозначается цифрой. Дети наблюдают и в таблице ставят цифры от горячего к холодному материалу.

Вывод: все материалы нагреваются по-разному. Алюминиевая ложка нагревается быстрее всех. Затем керамическая, пластмассовая и деревянная. Дерево не пропускает тепло В каждый емкость из разных материалов налита горячая вода. Емкости обозначаются цифрами. Дети наблюдают и в таблице ставят цифры от горячего к холодному материалу.

Вывод: все материалы нагреваются по-разному. Емкость из алюминия нагревается быстрее всех. Затем керамическая, пластмассовая и деревянная. Дерево не пропускает тепло

Вывод: Жилища лучше строить из дерева

5. Как люди научились применять тепло?

- Что еще мы не узнали про тепло? (обращаемся к плану действий)

- Я вам предлагаю посетить музей тепла. (На стендах размещены картинки с изображением разных способов применения тепла: печь (русская, голландская – местное отопление для одного дома, камин (для одного дома, батареи (центральное водяное отопление, нагреватели и обогреватели, обжиг глиняных горшков и посуды, плавка металла, стекла, инкубация – выведение птенцов; утюг; фен; печь (кирпичная, электро- и газопечи) – приготовление пищи.)

- Давайте поиграем в игру «Вопрошайка». Команды по очереди задают вопросы и отвечают на них. За правильно заданный вопрос команда получит поощрительную фишку.

Вывод: Человек использует тепло с целью обогрева, приготовления пищи и использования в быту и на производстве.

6. Игра «Мои друзья»

- Ребята, теперь мы знаем о тепле много интересного. Какой вопрос у нас остался без ответа?

а) Детям предлагается картинка «чайник на плите»

- Что здесь принимает и отдает тепло? (отдает: плита, чайник, вода)

принимает: чайник, вода, воздух)

б) Представьте, что вы на улице в сильный мороз. Вы сняли варежки, и у вас замерзли руки. Вы снова надели варежки. Почему руки согрелись, ведь варежки холодные?

- Не варежки согрели руки, а, наоборот, вы своими руками согрели варежки. Сами по себе варежки не греют, но они сохраняют тепло.

- Ребята, я слышала такое выражение «теплые отношения». Как вы его понимаете?

- Помогут ли жителям третьей планеты сохранить тепло их дружеские теплые отношения?

IV. Рефлексивно-оценочный этап

- Давайте посмотрим на план, всё ли вы узнали о тепле?

- Что помогло вам справиться с работой?

- Что было в этой работе самым трудным, интересным?

- Сможем мы теперь помочь жителям третьей планеты? (Все результаты исследования отправить по почте)

Публикации по теме:

«Есть ли пришельцы в нашей группе?» (Родина комнатных растений)«Есть ли пришельцы в нашей группе?» (Родина комнатных растений) ель: развитие умений устанавливать причинно-следственные связи Задачи: Образовательные: - развивать исследовательские умения детей: составлять.

Конспект образовательной деятельности «Какая бывает зима?» Тема: Какая бывает зима? Цель: развитие интереса детей к природным явлениям Задачи: Образовательные: - систематизировать на основе имеющихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности Тема: «Что такое тепло?» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 19:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД