Папки-передвижки

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста Тема «Маленькие дончата. Казаки, их традиции и обычаи».

Ольга Тыртышникова
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста Тема «Маленькие дончата. Казаки, их традиции и обычаи».

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

Тема «Маленькие дончата. Казаки,их традиции и обычаи».

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества.

Задачи:

Публикация «Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста Тема „Маленькие дончата, Казаки, их традиции и обычаи“,» размещена в разделах

Образовательные: формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, - приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

Развивающие: - развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Ход деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям назвать ласково: мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочка-доченька.

–Скажите, как можно назвать одним словом, о ком мы сейчас говорили? (о семье). Сейчас я покажу вам необычный портрет. Кто изображен на нём? (казачья семья : дедушка, бабушка, мама, папа, сын и дочь, брат и сестра). Как вы узнали, что на портрете казаки? ( по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха).

-Так кто же такие казаки?

-Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

-Какая река протекает вблизи нашего города?

Река Дон. Значит, у нас донские казаки. Помните – вольные казаки селились по берегам рек.

Казачество донское,

Казачество лихое

Основой послужило

Казачьим всем войскам.

Куда бы ни кидали,

Куда б ни выселяли –

Границы охраняли

На зависть всем врагам.

- Так какое же главное призвание казаков?

-Да, быть военным. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь.

Казак без коня – что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

-Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена

- В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и с рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.

С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот (показ иллюстрации). Когда мальчику исполнялось 7 лет, он собирал свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих братьев.

Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. В самые тяжёлые дни для нашей страны казаки всегда стояли на защите Родины.

Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень-так называли забор, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку!» Давайте поиграем, но сначала выберем считалочкой водящего, который должен узнать петушка.

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

Раз, два, три,

А водить-то будешь ты!

Физминутка: «Петух»

Дети стоят в кругу, повторяют слова:

Утром кто зарю встречает,

Песни звонко распевает,

Казакам спать мешает?

Воспитатель указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал.

- А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

- Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

- А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.

- Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? А за что вы любите свои дома?

(ответы детей)

- Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите. Когда я была маленькой, то любила гостить у бабушки. У нее был вот какой дом, у ее соседей были такие же дома. (Детям предлагаются иллюстрации и с изображением жилища казаков).

-Вы догадались, что это за дома?

- Это казачьи курени.

- А что означает слово курень?

- Курень значит круглый.

-Значит, дом должен быть круглым?

- Все комнаты были построены вокруг печки (казаки называли их грубками, по кругу.

- Кто в них жил?

- Донские казаки.

- Кто они такие, Донские казаки?

- Это сильные и уверенные в себе люди, настоящие рыцари донских степей,они умели делать сами всё, что нужно для жизни: семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать, жилище строить.

- Да, таких домов больше ни у кого не было на Руси.

Чем они отличаются от других домов и домов, в которых живете вы?

- Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.

- Поэтому про курень говорят

Курень, куренек

Он не низок, он высок…

- А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие?

- Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.

- А верхний этаж был деревянным, там жили люди.

- Казаки говорили : «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».

- Ребята, у казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою.

У казаков офицеров называют есаулами, послушайте, я прочитаю вам очень интересную историю:

ЕСАУЛ И ЕГО КОНЬ

Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак в чине есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок.

Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ—его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.

А у казаков был такой закон—раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.

Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь—уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.

Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа. Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.

А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы. А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат—кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула».

Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.

Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.

А история эта разнеслась по всей Кубанской области. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища—его коня.

Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история? С кем воевал есаул? Кто был у него самым верным и надёжным товарищем? Что случилось с конём в бою? Как его спас есаул? Что случилось с есаулом? Как спас его верный и преданный друг?

- Вы хотите посетить завод,где разводят лошадей?

(виртуальная экскурсия на хреновской конезавод)

Игра «Заря».

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

- Что нового вы сегодня узнали?Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Как называется дом, где жила казачья семья? (курень). Как они называют комнату в доме? (горница). А как называют печку в доме, где готовится еда? (грубка). Назовите теперь забор вокруг дома? (плетень).

Публикации по теме:

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «У меня зазвонил телефон…» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дюймовочка» Конспект мероприятия для детей старшего.

Конспект НОД для детей 6–7 лет «Народные праздники, обычаи и традиции русского народа». Игра «Умники и умницы» Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: • Закрепить знания детей о традициях и обычаях наших.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по продуктивной деятельности. Аппликация на тему «Домашние животные» Цель: Создание условий для развития коммуникативных навыков и творческих способностей посредством организации продуктивной деятельности.

Конспект совместной деятельности педагога и детей «Традиции и обычаи моей семьи. Новый год» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме «Традиции и обычаи моей семьи. Новый Год» Возрастная группа: старшая группа. Вид.

Методическая разработка «Традиции россиян» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской.

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Наша Родина — Кубань. История. Традиции» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Одежда» Задачи: Образовательные: -формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; -закреплять в речи детей обобщающее понятие.

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт Донского казачества» НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Традиции и быт Донского казачества» Подготовил старший воспитатель МБДОУ детский.

Спиридон Солнцеворот-Обряды обычаи и традиции. (знакомство детей с народными традициями)Спиридон Солнцеворот-Обряды обычаи и традиции. (знакомство детей с народными традициями) К нам уже приходили в гости куклы: " Вера, Надежда, Любовь", "Кузьма и Демьян", " Санница", а сегодня к нам пришла кукла " Спиридон Солнцеворот".

Занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт кубанских казаков» город. Усть-Лабинск Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение № 24 воспитатель Путилова Наталья Владимировна Тематическое занятие с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста Тема «Маленькие дончата. Казаки, их традиции и обычаи».
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 21:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД