Лучший педагог года

Конспект ОД «Как жили наши предки. Устройство русской избы»

Ираида Иванова
Конспект ОД «Как жили наши предки. Устройство русской избы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 г. Липецка

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Как жили наши предки.

Устройство русской избы».

Разработала:

воспитатель Иванова И. Л.

Цель: уточнить и закрепить знания детей о жилище наших предков : внешнем

Публикация «Конспект ОД „Как жили наши предки, Устройство русской избы“» размещена в разделах

виде русской избы, её убранстве, предметах быта и домашнего обихода.

Задачи:

• познакомить детей с жилищем наших предков – «русской избой», её убранством, предметами домашнего обихода и предметами быта русской избы, традициями русского народа;

• объяснить детям назначение предметов обихода;

• поддерживать и развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре (к корням истории наших предков);

обогащать словарь детей: красный угол, сруб, русская печь, изба, коромысло, ухват, чугунок, рубель; народными пословицами и поговорками;

• развивать речь детей, умение высказывать свое мнение, обосновывая его;

• воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям; интерес к русскому народному фольклору, русской народной мелодии, песням.

Предварительная работа :

• рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением русских изб, предметов быта и обихода наших предков;

• чтение и разучивание пословиц и поговорок, загадок о предметах быта древности; малых форм фольклора: колыбельных песен, потешек, пестушек, прибауток;

• чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним;

• посещение музея «Русская изба» в детском саду;

• рассматривание макета «Русская изба», беседа;

• изготовление поделок из бросового материала, пластилина, бумаги предметов быта русской избы;

• рисование русских народных сказок (элементов быта русской избы);

• прослушивание русских народных мелодий.

Развивающая среда:

• презентация «Как жили наши предки. Устройство русской избы»;

• экспонаты экспозиции музея «Русская изба»;

• телевизор,

• иллюстрации с изображением эпизодов из русских народных сказок;

• запись русской народной мелодии, клубок ниток;

• карточки для игры «Русская изба».

Ход НОД:

(Проводится в музее детского сада «Русская изба»)

Педагог: Ребята! Мы с вами побывали в древнем поселении наших предков. Давайте вспомним, в каких домах жили наши предки и из чего они были сделаны.

Дети: Лесов вокруг Городища было очень много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен.

Педагог: Такие дома называли срубами или избами. А кто же помогал строить дом?

Дети: Строить дом созывали все село (деревню). «Чем больше рук, тем легче труд», - говорили в народе. За помощь расплачивались пирогами, сытным ужином. (Слайды 2 – 4).

Педагог: Вход в избу располагали с определенной стороны. С какой же стороны был расположен вход в избу? (Слайд 5)

Дети: Вход в избу был расположен с южной стороны.

Педагог: Ребята, обратите внимание, дверь вв избу – низкая, а порог – высокий. Как вы думаете, почему?

Дети: Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло.

Педагог: Давайте войдем в избу. Ребята, посмотрите, а здесь лежит какой-то клубочек. Вы не знаете, для чего же он? (Слайд 6)

Дети: У наших предков был такой обычай. Все входящие в новую избу, должны были взяться за нить клубочка. И если мы хотим войти в избу, то тоже должны взяться за нить этого клубочка.

Педагог: Так давайте скорее возьмемся за нить и войдем в избу.

(Дети берутся за нить клубка и входят в избу. Звучит русская народная мелодия).

Педагог: В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном: (Слайд 7)

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром.

Дети: Посмотрите, здесь всего лишь одна комната. (Слайды 8 – 9)

Педагог: Верно! В избе наших предков была всего лишь одна комната и почти половину её занимала печь. (Слайды 10 – 11) Русские пословицы гласят «Хорош тот хозяин, что избу на печи поставил», «Без печки хата – не хата». Как вы думаете, для чего нужна была печь?

Дети: В те давние времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и живности – коров, коз, свиней – готовили в печке. (Слайд 12 – 14) Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно было даже спать.

Педагог: Печь служила одновременно и источником тепла, и местом для сна. Особенно любили спать на печи старики и дети. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами! Во многих русских народных сказках упоминается печь.

Игра «Назови сказку».

(На экране изображены эпизоды из русских народных сказок. Детям предлагается назвать сказку и рассказать, какие события, связанные с печью, в них происходят). (Слайды 15 – 23)

Педагог: Молодцы! Хорошо знаете русские народные сказки.

(Педагог обращает внимание детей на красный угол)

Ребята, что вы видите в левом от печки углу?

Дети: В левом от печки углу всегда стоял большой стол. Около него – простые длинные скамейки. (Слайд 24)

Педагог: А кто из вас знает, почему такой большой стол?

Дети: Потому что была большая семья.

Педагог: Правильно! В избе жила большая семья: бабушка с дедушкой, их дети и внуки. Около стола ставили длинные лавки, на которых размещалась за обедом вся семья. А как назывался угол, где стояли стол и скамейки? (Слайды 25 – 26)

Дети: Этот угол назывался «Красный», то есть красивый.

Педагог: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Что вы видите в «красном» углу? (Слайд 27)

Дети: Иконы, Библию. Красный угол – священное место в доме, об этом говорит его название: красный – красивый, торжественный, праздничный. Здесь обедали, молились, принимали гостей, отмечали все праздники.

Педагог: В правом от печки углу размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Этот угол считался царством хозяйки дома. Ребята, что вы здесь видите?

Дети: Здесь висит люлька – кроватка для младенца, (Слайд 28) и стоит прялка (Слайд 29)

Педагог: Чтобы у хозяйки дела спорились, ей помогала Спорынья – добрый дух дома, а по-другому (по-иному) оберег. Наши предки верили, что сон младенца охраняет другой оберег Дрема. Он рассказывает детям сказки и охраняет их сон.

Ребята, посмотрите внимательно вокруг, что вы заметили?

Дети: В избе очень чисто.

Педагог: У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. Пол, стол, скамейки были тщательно вымыты. На стенах висели расшитые полотенца.

А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки :

• Стоит бычище –

Проклеваны бочища… (Изба)

• Кругом хаты

Синие лопаты. (Окна)

• Два брата всегда видятся,

А вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

• Всем, кто придёт,

Всем, кто уйдёт,

Руку подаёт. (Дверь)

Педагог: Молодцы! И загадки все отгадали. Давайте мы еще раз внимательно посмотрим вокруг и назовем все предметы обустройства избы.

(Ответы детей)

Педагог: А теперь я предлагаю поиграть.

Игра «Русская изба»

(Детям предлагается среди картинок, на которых изображены современные и старинные предметы быта, выбрать те, которые они увидели в избе. Необходимо назвать этот предмет и объяснить, для чего он был нужен.) (Слайды 30

Педагог: Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с традициями обустройства избы наших предков. Вам понравилось в избе?

(Ответы детей)

Педагог: А хотели бы вы жить в такой избе?

Дети: Нет.

Педагог: Почему?

(Ответы детей)

Педагог: Тогда нам пора прощаться с избой. А перед дальней дорогой давайте присядем на дорожку. Кстати, этот обычай пришел к нам от наших предков.

(Дети присаживаются на лавки, сундук)

Педагог: Изба – в ней мудрость вековая…

Полна загадок и проста!

Она и до сих пор живая,

Народа летопись святая,

Вселенной нашей чистота!

Некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор. Вновь популярны становятся деревянные дома, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке…

Слайд 30 – «Красный угол»

Слайд 31 - прялка

Слайд 32 – веретено

Слайд 33 – валёк для стирки белья

Слайд 34 – зыбка – люлька

Слайд 35 – кочедык для плетения лаптей

Слайд 36 - лучина

Слайд 37 – умывальник, корыто, ухват

Слайд 38 – чугунки

Слайд 39 – ушат

Слайд 40 – ухват

Слайд 41 – прялка и кудель

Слайд 42 - прялки

Слайд 43 - рубель для глажения белья

Публикации по теме:

Макет «Как жили наши прабабушки»Макет «Как жили наши прабабушки» Алексей Плещеев «Внучка» Бабушка, ты тоже Маленькой была? И любила бегать, И цветы рвала? И играла в куклы Ты, бабуся, да? Цвет.

Фотоотчет по изучению русской избы. Праздник «Веселые посиделки»Фотоотчет по изучению русской избы. Праздник «Веселые посиделки» Дефицит культуры и духовности негативно влияет на развитие личности, что отражается в поведении, нравственности. Нигилистическое.

Информационный проект «Традиции русской избы»Информационный проект «Традиции русской избы» ведение: Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Музей русской избы»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Музей русской избы» Цель: Познакомить с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта: печь, прялка, посуда, сундук и т. д. Воспитывать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Экскурсия в музей русской избы» Цель: Знакомить детей с бытом русского народа, развивать интерес к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. Задачи: • Формировать первоначальные.

Конспект НОД «Как жили люди на Руси» НОД «Как жили люди на Руси». Формирование толерантного отношения дошкольников к культуре народов России. Цель: Воспитывать интерес и.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как жили на Руси» Ход занятия: Мы с вами уже не раз беседовали о нашем народе, о том, как жили на Руси, в каких домах жили, что было в доме, как и с помощью.

Методическая разработка экскурсии «Мир русской избы» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является формирование у детей патриотических.

Экскурсия в мини-музей «Быт русской избы» для подготовительной группы Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа. Задачи: 1. Открытие детям доступа к культуре и быту русского народа. Знакомить.

Конспект занятия «Наши предки — славяне. Первые исторические факты зарождения Руси. Географическое месторасположение» Программное содержание: 1. познакомить детей с первыми историческими фактами зарождения Руси (причины и предпосылки образования единого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД «Как жили наши предки. Устройство русской избы»
Опубликовано: 7 июня 2018 в 22:22
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД