Алышева Анастасия Николаевна
Конспект ООД «Города самоцветы» для детей подготовительной группы
Возраст детей : подготовительная группа (дети 6 - 7 лет).
Цель: Формировать уважение к культурному наследию многонационального народа Мордовии.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с самобытностью городов России, городом Казань.
- Закрепить знания о государственной символике.
- Расширять знания о родном крае – Мордовии, о национальных ценностях и традициях мордвы и татар.
Развивающие:
Публикация «Конспект ООД „Города самоцветы“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Развивать понятие детей о принадлежности к одной из российских наций.
социальный и эмоциональный интеллект.
- Продолжать развивать чувство цвета и композиции при украшении головного убора.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за Родину.
- Воспитывать и поддерживать интерес к истории, культуре России и народов, живущих на её территории (русские, татары, мордва).
- Воспитывать умение уважительно относиться к их культуре и традициям.
Словарная работа: активизировать словарь детей (панго, флаг, гимн, герб, продолжать учить отвечать полными ответами.
Оборудование: мультимедийная система
Демонстрационный материал: :
1. Карта России.
2. Сундук с камнями – самоцветами.
3. Панго для игры.
Раздаточный материал:
1. Карта России на каждого ребенка (10 шт.)
2. Разноцветные стразы на липкой основе.
4. Муляж «панго» на каждого ребенка.
5. Куклы - мордовочки.
Предварительная работа:
1. Чтение и заучивание стихотворений о Родине.
2. Рассматривание флага и герба РФ и города Саранска.
3. Прослушивание гимнов РФ, песен о России и Мордовии.
4. Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, селе, детском саде.
5. Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
Ход организационной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня вас ждёт удивительное путешествие по городам России.
Давным-давно придумано на свете
Здороваться при встрече:
- Здравствуйте, дети!
Здравствуй друг! (воспитатель протягивает правую руку ребенку, дети повторяют)
Здравствуй друг! (воспитатель протягивает левую руку ребенку, дети повторяют)
Приглашаю всех вас в круг! (дети образовывают круг)
Встанем близко ты и я, (встают близко друг к другу)
Мы обнялись, мы - семья! (дети обнимаются)
Встанем в маленький кружок! (дети сужают круг)
Это Родина дружок!
Растяните круг, друзья! (дети делают большой круг)
Это Россия - наша страна!
Воспитатель: Приглашаю вас в увлекательное путешествие по городам России
(Дети садятся на стулья - полукругом перед телевизором)
Воспитатель: Давайте заглянем в этот волшебный сундучок (показывает сундучок, открывает его, в сундучке разноцветные камни - самоцветы).
Воспитатель: как вы думаете, что это? (камушки, самоцветы, бриллианты.)
Воспитатель: Это камни - самоцветы. Представьте себе, что вот эта шкатулка - наша страна, а разноцветные камушки, это гора самоцветов и каждый из них это город нашей страны. У каждого самоцвета, у каждого города есть своя удивительная история. Посмотрите, как их много и все они разные: красные, синие, зеленые, каждый из них красив и неповторим.
(Воспитатель проносит сундучок возле детей, дети перебирают самоцветы).
Воспитатель: Россия самая большая страна в мире, она такая большая, что, когда вы утром идете в садик, на другом конце края другие дети уже ложатся спать.
Воспитатель: хотите, познакомиться поближе с городами России? (Да.)
Воспитатель: Как называется город, в котором мы с вами живём? (Саранск)
Воспитатель: (воспитатель под мультипликационную презентацию про республику Мордовию, рассказывает рассказ).
ВИДЕО № 1
- Россия - самая большая страна в мире. На ее просторах живут разные народы и у каждого народа свои обычаи и традиции.
Мордовия - частица нашей большой страны. В междуречье Мокши и Суры расположилась она. Столица Мордовии - старинный город Саранск, его построили, как крепость еще в 1641 году, для защиты государства. Сейчас Саранск красивый, современный и культурный город, где много музеев, театров, концертных залов и стадионов. А, наверное, главная достопримечательность Саранска - это Собор Святого Праведного воина Федора Ушакова, самый большой собор в Поволжье.
Живут в Мордовии два братских народа - эрзя и мокша или как принято их называть, мордва. У мордвы очень богатая история и культура. Это уникальные народные костюмы, красивые песни, древние сказания и многочисленные персонажи из мордовской мифологии, описанные в героическом эпосе «Масторава». Саранск, можно по праву считать драгоценным камнем, среди других городов- самоцветов, украшающий нашу страну.
Воспитатель: Наша республика Мордовия - многонациональная, а это значит, что в ней проживает люди разных национальностей. Ребята, о каких национальностях, проживающих в нашей республике Мордовия, слышали вы? (мордва, татары, русские, украинцы и белорусы).
Воспитатель: Верно, и в нашей группе есть дети разных национальностей: мордва, татары и русские. И мы живём очень дружно, как и все народы, населяющие нашу республику. Все чтят свои традиции и культуру. У каждого народа свой язык, национальная одежда и кухня, а также игры. Предлагаю поиграть в игру «Панго».
Панго - это национальный головной убор мордвы - эрьзя. Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского - гриб) много лет назад повседневно и на праздники. Сейчас национальные костюмы принято одевать на праздник, в том числе и красивый головной убор «панго». Полюбуйтесь красивым узором на нём (показывает головной убор). А теперь поиграем: Правила игры: дети становятся в круг, выбираются два ребенка - игроки и становятся за кругом, «панго» у воспитателя, дети - игроки по сигналу и под мордовскую музыку бегут по кругу противоположно друг другу, кто быстрее добежит до воспитателя и дотронется до «панго», тот выиграл. Игра проводится 2р.
Воспитатель: отдохнули! Пора продолжить. У нашего города, есть много городов - соседей, городов - самоцветов.
Воспитатель: (достает зеленый самоцвет) Посмотрите, ребята, на этот удивительный самоцвет! Я вам расскажу еще одну удивительную историю про старинный город Казань.
(Воспитатель под мультипликационную презентацию про город Казань, рассказывает рассказ).
ВИДЕО № 2
- С давних времен на берегах великой реки Волги живут татары. Храбрые и трудолюбивые люди. У татар есть свой герб. Столица Татарстана - Казань. В центре Казани находится Кремль со знаменитой башней царицы Сююмбике. Татары бережно хранят традиции древних ремесел. Они умеют и трудиться, и веселиться. Как и у других народов, у татар много национальных праздников, один из них Нардуган - это большой зимний праздник посвящается «рождению солнца». Он не зря празднуется после самых коротких декабрьских дней. Ведь именно после праздника Нардуган, несмотря на начало зимы, световые дни будут становиться длиннее. И люди очень радуются этому и широко празднуют Нардуган.
В этот праздник принято готовить угощения для родных и соседей. Также проводятся веселые гуляния с театрализованными постановками.
Город Казань - это один из драгоценных камней, который украшает нашу страну.
Воспитатель: ребята, я вам рассказала истории только двух городов нашей необъятной страны, истории городов Казань и Саранск. Но наша страна богата «городами-самоцветами. Давайте посмотрим на карту, которая лежит на столах.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: Карта - это рисунок, на котором изображена наша страна - Россия. На ней изображены города России, реки, озёра, моря и горы. У каждого города есть свое отличие - это флаг, гимн, герб.
Что нарисовано на гербе нашего города Саранска? (лиса).
Воспитатель: верно, лиса
(Слайд герба Саранска).
Воспитатель: Это означает, что издавна на территории нашей республики Мордовия живет этот замечательная рыжая красавица, она такая забавная и милая, что является так же символом нашего города Саранска.
Воспитатель: Очень красивы и национальные костюмы мордвы. Посмотрите, это кукла - мокшанка, а это - эрьзянка….
Их костюмы украшены различными узорами, в которых преобладает много геометрических фигур, обратите внимание - это квадраты, ромбы, треугольники. Ребята, в древности мордва считала, что именно такой узор защитит человека от злых сил. Сегодня мы с вами будем украшать панго
Но, прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики (физкультминутка) :
Покажите мне ладошки, на ладошках пальчики!
(показывают ладошки с оттопыренными пальчиками)
Очень дружные ребята девочки и мальчики
(смыкают пальчики в замок, то выпрямляя и смыкая пальчики по очереди на каждой руке).
В нашей группе все едины, (сжали пальчики в кулачок)
Татары, русские, мордва (Выпрямляем на обеих руках по очереди сначала мизинцы, безыменные, средние пальцы)
Есть армяне и грузины (Выпрямляем указательные и большие пальцы по очереди)
И у всех одни права! (Кулачок об кулачок)
Пять, четыре, три, два, один! (Сжимаем-разжимаем пальцы в кулак)
Своей дружбой дорожим (Пожимать ладонью одной руки другую ладонь и наоборот)
Один, два, три, четыре, пять,
Пора, ребята, приступать!
(потирание ладошек)
Воспитатель: Дети, с помощью самоклеящихся разноцветных страз, мы будем украшать для кукол головной убор - панго. Вот как получилось у меня, а вы можете украсить по - своему
(Самостоятельная работа детей под национальную мордовскую музыку).
Воспитатель (после окончания работы)
Давайте полюбуемся нашими работами
«Пек мазы» - что по-мордовски означает - очень красиво! Ребята, вам понравились мои рассказы. С каким городом мы сегодня познакомились? Ответы детей :
Воспитатель: верно, много городов на просторах нашей страны. В единстве и дружбе всех городов и народов, состоит сила самой могучей и непобедимой страны мира - России.
Ребенок читает стихотворение.
Прекрасны города России,
Неповторима их краса.
Различны словно самоцветы
Богата ими Родина моя.
Живут они своею жизнью
Но дружбу свято берегут.
Мордовия - страны большой частица
Здесь люди добрые живут.
Ну, а теперь настало время прощаться, и я хочу вам сказать - «вастомазонок», что означает по-мордовски - до свидания!
Список литературы:
1. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Н. Н. Николаева. – М. : Детство – Пресс, 2012. – 336 с.
2. Майер А. А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческийподход) / А. А. Майер. – М. : Детство – Пресс, 2012. – 272с.
3. Савченко В. И. Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников / В. И Савченко. – М. : Детство – Пресс, 2013. – 320с.