МААМ-картинки

Конспект ОД по познавательному развитию «Традиции русского народа»

Мишина Марина
Конспект ОД по познавательному развитию «Традиции русского народа»

Конспект ОД по познавательному развитию

«Традиции русского народа»

Цель: Формировать представление детей о традициях русского народа.

Задачи: Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.

Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Традиции русского народа“» размещена в разделах

Познакомить с другими традициями : хлебосольство, хороводы, чаепитие

Обогащать словарь детей новыми словами.

Воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

Оборудование:

Выставка книг «русские народные сказки», презентация «Традиции русского народа»,

музыкальное сопровождение.

Ход: Дети:

Здравствуйте, гости дорогие!

Доброе утро.

Добро пожаловать к нам в гости.

Проходите, пожалуйста.

Не устали ли вы дорогой?

Будьте как дома.

Мы вас ждали - поджидали.

Для каждого найдётся словечко, местечко.

Присаживайтесь, пожалуйста, отдохните с дороги.

- Мы сегодня я хочу с вами познакомимся с традициями русского народа. Что такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Какие? Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки.

В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции? (именины, проводы в Армию, Масленица, коляда, Пасха) (обратить внимание на страницы из папки «Наши праздники»)

- Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнает (дети садятся на стуле.)

Воспитатель - Ребята, вы никогда не задумывались, почему люди ходят в гости?

Дети: навестить родственников, поделиться новостями, повеселиться, отдохнуть, решить деловые вопросы.

Воспитатель: А как вы думаете, в старину люди тоже ходили в гости?

- Дети, скажите, как в старину встречали гостей?

Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками). Затем калачи, бублики, сладости. Знаменитые калачи пекут только в России.

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл

Дети рассматривают слайд и отвечают: красиво наряжались, прибирали дом, готовили гостинцы, накрывали стол, встречали хлебом-солью, кланялись в пояс, усаживали гостей в красный угол, пили чай из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы, играли.

-Зачем люди ходили в гости?

Дети: Раньше не было телевизора, поэтому люди общались друг с другом, рассказывали о своих радостях, горестях, помогали друг другу.

Воспитатель: Как сейчас встречают гостей?

Дети: красиво наряжаются, прибирают в доме, готовят гостинцы, угощение, накрывают стол, наливают чай из чайника, развлечения, пекут или покупают торт, включают музыку, танцуют.

В: Можно сейчас обойтись без того, чтобы ходить в гости?

Дети: Меньше будут знать друг о друге, помогать меньше друг другу, меньше дружить.

Хлебосольство.

- В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких? (хлеб и соль). И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты? (хлеб и соль)

Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Жива традиция. Жива –

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Кланяются гостям, детям, воспитателям и вручают хлеб – соль.

- Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (Показ иллюстрации).

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

-Хлеб-соль, гости дорогие! (гости, затем дети отламывают хлеб и едят).

-Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор.

Воспитатель. А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или: иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России?

Дети. Пшеницу, рожь, разные овощи.

Воспитатель. Да, в России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия).

Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы?

Дети. Блины, оладьи, пирожки.

Воспитатель. А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи?

Дети. Картошка, капуста, лук, морковь.

Воспитатель. Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка (пословица).

А кто вспомнит эту поговорку?

Дети. «Щи и каша - пища наша».

Воспитатель. Значит, что ещё любят готовить в России?

Дети. Кашу.

А из чего можно сварить кашу?

Дети. Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев.

Воспитатель. В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду?

Дети. Квас.

Воспитатель. Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

Хороводы.

- Традиция русского народа :

Девушки и парни

При луне ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели,

Да водили хороводы.

- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы.

- Мы тоже с вами умеем водить хоровод под русские народные песни (дети водят хоровод)

Национальный костюм русского народа

Воспитатель: Посмотрите ребята вы все одеты в простую повседневную одежду, а у нас есть девочка в национальном костюме. А теперь отгадайте и найдите русский народный костюм.

(Дети выбирают девочку в русском народном костюме.)

Воспитатель: вот она – русская красавица! Из чего состоит ее костюм?

Дети: Из сарафана и кофты.

Воспитатель: (Показ слайда «Женский русский народный костюм»). Раньше на Руси женщины и девочки в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые назывались сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее называли лебедушкой. Ребята, а чтобы сарафаны были красивыми, чем их украшали?

Дети: Ленточками, бисером, кружевами.

Воспитатель: Вот такие костюмы во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. А теперь посмотрите, что за головной убор у красавицы?

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Он тоже украшен. Чем? (Бусинами, ленточками). Еще кокошники украшали тесьмой. Вот такие сарафаны и кокошники шились и вышивались руками мастериц-рукодельниц.

Ярмарка.

Эй? честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите…

Посмотрите, посмотрите.

Воспитатель. А сейчас мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному изделию и садитесь на свои места. (Дети берут с изделия народно-прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.)

Воспитатель. Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.

(Рассказы детей о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи и др.)

Русские сказки

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев).

2. Лепка

Сейчас мы с вами будем лепить птиц – жаворонков из теста.

Раскладывается соленое тесто и стеки для лепки на парты.

Потрогайте, помните тесто в руках, какое оно мягкое, эластичное. А сейчас я вам покажу, как сделать из этого кустка теста «птичку». Мы сделаем птичек разными способами.

Раскатываем из теста длинную колбаску. Концы колбаски складываем в круг. Один конец вставляем в середину круга и затягиваем. Вытягиваем клюв. Стеком делаем хвостик. А чтобы совсем стало похоже на птичку, сделаем ей глазки. Их мы сделаем из бусинок. Вот какая красивая птичка получилась! Эта птичка называется жаворонок.

А теперь приступайте к работе.

-Молодцы! Какие замечательные птички у вас получились.

Итог

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят.

Что вы узнали нового?

Что было самое интересное?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье» Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи: Закреплять.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию «Традиции русского народа»
Опубликовано: 30 мая 2023 в 20:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД