МААМ-картинки

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа»

Галина Пантюхова
Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа»

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка»

«Осенние традиции и обычаи русского народа»

(с использованием ИКТ)

Подготовили и провели: Логинова Т. В. - учитель - логопед,

воспитатели: Пантюхова Г. Н., Булкина О. В.

МДОУ – детский сад компенсирующего вида № 23 г. о. Жуковский

Публикация «Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе „Осенние традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Коммуникация».

Цель: способствовать развитию гармонизации детско-родительских отношений.

Программные задачи.

Коррекционно – образовательные:

- познакомить детей и родителей с традициями и обычаями русского народа;

- дать представление о русской народной игрушке, народном фольклоре;

- расширять представление о русской народной культуре.

Коррекционно – развивающие:

- развивать эстетическое и нравственное восприятие мира.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории своего народа и народному творчеству.

Здоровьесберегающие задачи:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- создание условий, способствующих формированию у детей и взрослых здорового образа жизни.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с бытом и культурой русского народа,

просмотр презентаций «Как трудились на Руси», «Профессии на селе»,

разучивание народных игр и хороводов.

Оборудование: USB - носитель с презентациями «Осенние традиции и обычаи русского народа», «Профессии на селе вчера и сегодня», «световой куб» с динамической подсветкой, атрибуты для игр: две «лошадки», два ориентира, сапожок, кусочки ткани – 15х15 см., нитки, магнитофон, записи русских народных мелодий «Сени», «Частушки», угощение для детей и взрослых.

Ход мероприятия.

I.Организационный момент.

Детей и родителей встречают взрослые, одетые в русские народные костюмы и приглашают в зал, оформлен под «русскую народную избу».

II.Основная часть.

Учитель – логопед. - Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас в нашем вечернем клубе «Секреты волшебного сундучка».

Сегодня мы приглашаем вас войти в мир красоты осенней природы, в мир теплоты и доброты русских народных традиций и обычаев.

Презентация «Осенние традиции и обычаи русского народа».

- Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Некоторые из них мы забываем либо совсем не знаем, другие продолжают существовать.

Красоту осени воспели в своих произведениях многие поэты и писатели. В любом времени года есть свои прелести, Осень – это «в багрец и золото одетые леса», а над ними убаюкивающий их лазоревый купол неба, это «пурпурный блеск огня и злата».

Немного развлечений было в деревне осенью – после сбора урожая опустели поля и огороды, только ветер завывает под хмурым непогожим небом. На улицу лишний раз выходить не хочется. Но жизнь в деревне не замирала.

У осени есть три сына – это осенние месяцы.

СЕНТЯБРЬ. Русский народ этот месяц называл «хмурень», «ревун», «златоцвет». Сентябрь - ревун от завывающего звука рева осенних ветров и зверей. В сентябре русский народ отмечал праздник ОСЕНИНЫ - встреча осени.

14 сентября на Руси начинали отмечать Осенины. Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай.

Осенины встречают у воды. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим, а также кормили им домашний скот.

В праздник люди веселились, пекли большие пироги, желали друг другу, чтобы и следующий год был также плодороден. Отмечали этот праздник осенними хороводами.

Хоровод – самый древний из танцев русского народа. Он имел огромное значение. Танец этот отражал три эпохи в году: весну, лето, осень.

21 сентября – Вторые Осенины. В этот же день праздновали Рождение Пресвятой Богородицы.

23 сентября – Петр и Павел Рябинники. В этот день собирали рябину для компота, кваса. Окна украшали рябиновыми гроздьями, считалось, что они уберегут дом от всякой нечисти.

Третьи Осенины - 27 сентября. По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

С осенин начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одной избе, к ним приходили парни с гармошкой и угощением, исполнялись игровые песни.

Осень – это не только пора сбора урожая, но и пора охоты. Охотники выезжают в поле на зайца русака и лисицу. Охота проходила очень шумно, весело, была уделом людей сильных.

ОКТЯБРЬ называли «листопадник», «грязник», «позимник» или «свадебник».

После сбора урожая с 27 сентября (Воздвиженье) начинали снимать, рубить, солить капусту. Начинались «капустники», которые длились две недели. Это были вечерние посиделки, или беседки молодежи, на которых девушки рубили и квасили капусту, а парни помогали им, развлекали шутками и игрой на гармошке. В этот день девушки щеголяли обновами, наряжались. На рубку капусты приглашали соседей, родственников. Приходя в дом, поздравляли хозяев с капусткой как с праздником.

НОЯБРЬ – «листогной», «полузимник». В ноябре зима с осенью борются.

14 ноября – Кузьминки – встреча зимы. Кузьма – покровитель ремесел: кузнецкого искусства, женского рукоделия. С этого дня женщины принимались за зимнюю пряжу и обращались к святым, прося помощи. Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником.

Одна из главных традиций в начале осени — это обновление огня. Весь старый огонь в доме гасили и зажигали новый. Традиция была связана с поверьем, что зажженный в Осенины огонь способен наполнить все вокруг новой энергией, а людям и животным — дать прилив новых сил.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.

Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Куклы-обереги имели особое значение и делали их исключительно своими руками, при этом применяли только природные материалы. Они призваны защищать человека. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная.

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала.

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Такая игрушка выполняла важную роль – развивала воображение ребенка, приобщала его к традициям и культуре своего народа.

Воспитатель: - Я хочу пригласить вас в нашу избу и по традиции русского народа зажечь в ней новый огонь.

Родители с детьми проходят в «избу» и садятся. Частично выключается свет.

Упражнение «Ассоциации».

С помощью дистанционного пульта постепенно включается световой куб разным цветом. На каждый цвет дети и родители придумывают ассоциацию: красный – закат; синий – тучка; зеленый – трава; желтый – солнце; белый – ветер.

Воспитатель останавливает движение подсветки куба на определенном цвете. Участники игры называют выбранную ранее ассоциацию на этот цвет.

Воспитатель: Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение и название.

Сейчас мы поиграем в игру и сравним, как назывались одни и те же профессии тогда и сейчас.

Игра «Угадай профессию».

Воспитатель задает по очереди вопросы родителям и детям.

(слайд 18) - Вопрос родителям. Как называли в старину сельских жителей, которые занимались земледелием? (Крестьяне).

Вопрос детям. А сейчас? (Фермеры).

(слайд 19) - Как называли профессию человека, который пахал землю? (Пахарь). А как сейчас называется эта профессия? (Тракторист).

(слайд 20) - Как называли человека, который жал в поле хлеб? (Жнец).

А как называется он сейчас? (Комбайнер).

(слайд 21) - Как называли профессию человека, который перевозил грузы? (Извозчик). А сейчас? (Водитель).

(слайд 22) - Как называли человека, который продавал разные товары? (Коробейник). А как называется он сейчас? (Продавец).

(слайд 23) - Как называли профессию человека, который лечил людей? (Знахарь). А сейчас? (Врач).

Воспитатель: - Русский народ издавна славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми, как для детей, так и для взрослых.

Дети на Руси обожали игру в «лошадки». Что может быть проще! Нашел подходящую палку и скачи себе, куда душа пожелает. Если «лошадка» удачная, она будет «напоена», «накормлена» овсом, почищена и поставлена в «конюшню». В нее можно играть как детям, так и взрослым.

Русская народная игра «Лошадка»

Родители и дети делятся на две команды. Первым игрокам даются «лошадки». Нужно на «лошадке» проскакать к ориентиру, вернутся обратно, и передать «лошадку» следующему игроку. Игра считается законченной тогда, когда все игроки проскачут на «лошадке».

Воспитатель: - На Руси издавна почитали сокола. Его образ присутствовал во многих сказках и былинах. Это символ красоты и удали, смелости и честности.

Русская народная игра «Сокол»

«Сокол» - выбранный ребенок или взрослый, «летит» внутри круга противоходом, в руках сапожок.

Дети идут хороводом по кругу и поют под русскую народную мелодию «Частушки»:

Как за синею горой,

Летел сокол молодой,

И на батюшкин порог

Уронил свой сапожок!

После этих слов сокол роняет сапожок между двумя игроками и говорит: Саша, Коля, вы летите,

Сапожок мне принесите!

Раз, два, три - лети!

Выбранные соколом игроки бегут в разных направлениях по кругу. Кто первый прибежит и возьмет сапожок, становится соколом.

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: - А сейчас я хочу пригласить вас в нашу мастерскую. Осенними вечерами крестьяне рукодельничали: пряли, ткали, шили одежду, делали игрушки своим детям.

Сегодня мы с вами будем делать игрушку «птицу счастья» из кусочка ткани и ниток (показывает образец). Это игрушка-оберег. Для оберега ткань положено рвать, а не отрезать. У вас на столах уже лежат заготовки.

(слайд 24) Игрушка – оберег «Птица счастья».

Порядок работы:

1. Тканевый квадрат складываем по диагонали пополам.

2. Сначала отвернуть один угол, получившегося треугольника, к середине, потом второй.

3. Потом ещё раз сложить боковые уголки к середине.

4. Затем получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.

5. Перевязав нитью уголок, формируем клюв птички.

6. Расправить фигурку и, положив внутрь кусочек наполнителя, сформировать головку, перевязать нитью.

7. Затем положить ещё наполнитель и сформировать тело, расправив в стороны крылышки, и перевязать нитью.

8. Перевязать в виде креста спинку птички, обмотав каждое крылышко.

9. Подсунуть петельку из нитки под крестик, отрезать лишнюю нитку, продеть кончик нитки в петельку и затянуть.

- Наша птичка готова. Так из небольшого и невзрачного лоскутка ткани получилась игрушка. Такую симпатичную птичку можно подарить кому-нибудь или подвесить у себя дома над столом или под люстрой.

Дети совместно с родителями выполняют работу.

III. Заключительная часть.

- По старинным обычаям принято угощать гостей, и мы последуем этим традициям. (Детей и взрослых угощают вкусной выпечкой).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Отчет заседания семейного клуба «С миру по нитке»Отчет заседания семейного клуба «С миру по нитке» Доброго всем время суток,дорогие коллеги. 14 февраля мы собрали наших родителей и детишек на очередное заседание семейного клуба. Тема вечера.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Сценарий заседания детско-родительского клуба «Семейные посиделки» в группе раннего возраста Задачи: Воспитывать у детей чувства любви к родному дому, семье, детскому саду, России. Воспитывать желание участвовать в играх, драматизациях,.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа»
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 00:56
+174Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД