Папки-передвижки

Конспект ОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет «Откуда взялся дождик»

Наталья Вешта
Конспект ОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет «Откуда взялся дождик»

Организационная информация

1. Доминирующая образовательная область. Познавательное развитие.

2. Виды деятельности детей. Коммуникативная, познавательная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, изобразительная.

Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности. «Откуда взялся дождик»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия Словесные: беседа, рассказ с опорой на презентацию «Весна»,

Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет „Откуда взялся дождик“» размещена в разделах

Наглядные: игрушка Снеговик, показ эксперимента «Дождик», прослушивание звуков дождя, записи А. Вивальди. "Времена года". "Весна"

Практический: экспериментально-опытническая деятельность

3. Интеграция образовательных областей. Речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

4. Возрастная группа Разновозрастная группа от 3 до 5 лет.

5. Цель. 2 младшая группа : Формирование интереса детей к экспериментальной деятельности.

Средняя группа : Систематизация знаний детей о весне, о видах дождя.

6. Задачи Обучающие.

2 младшая группа :

- формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;

- продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы.

Средняя группа :

- формировать умение выделять признаки весны;

- познакомить с моделью формирования дождя.

Развивающие.

2 младшая группа :

- развивать познавательную и речевую активность детей в процессе несложного экспериментирования

Средняя группа :

- способствовать расширению знаний о видах дождя.

Воспитательные.

2 младшая и средняя группа :

- воспитывать аккуратность в обращении с водой;

- продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу;

- воспитывать умение аккуратно выполнять работу в практической деятельности.

7. Планируемые результаты Ребё нок:

2 младшая группа :

- знает и правильно называет время года - весну;

- проявляет активность в процессе экспериментирования;

- имеет понятие количественных отношений "много", "мало".

Средняя группа :

- имеет представления о видах дождя (грибной, проливной);

- проявляет заинтересованность, любознательность, самостоятельность, интерес к совместной деятельности;

- умеет выдвигать элементарные гипотезы.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Для воспитателя: Снеговик – игрушка, аудиозапись "Шум дождя", А. Вивальди. "Времена года". "Весна", проектор, ноутбук, портативная аудио система, слайды презентации «Весна»

Для детей: материалы для экспериментальной деятельности по количеству детей на каждого ребё нка: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, салфетки для вытирания рук; для рисования: кисточка, тарелочка с краской, заготовка для "фотокопии", подставка для кисточки, влажные салфетки.

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в ре-жимные моменты. Дидактические игры «Малыши и краски», «Времена года»

Игры и упражнения с водой

Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.

Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".

1. Вводная часть.

1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) (Дети играют в игровом центре совместно с воспитателем в напольную мозаику, в это время за окном младший воспитатель держит игрушку Снеговика и тяжело вздыхает: «Ох - ох - ох!»)

Воспитатель: Ребята, кто так тяжело вздыхает? Ваня, это ты? Нет? А кто? (Дети обращают внимание на Снеговика). Посмотрите, Снеговичок хочет зайти к нам в гости. Что мы должны сделать, прежде чем пригласить гостей?

Дети: Убрать игрушки. (Младший воспитатель передаёт Снеговика в группу) 1 мин

1.2 Мотивация деятельности детей. Снеговичок: Ох - ох - ох! Как мне грустно. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, скоро я совсем растаю. Пора собирать вещи и отправляться на север, где всегда стоят морозы и лежит снег. А мне так не хочется. Я ведь даже не знаю, какое время года после зимы приходит. А вы, ребята, знаете?

Дети: Да, весна.

Снеговичок: Я зимой видел только снег, а весной тоже идёт снег?

Дети: Нет, весной идёт и снег, и дождь.

Снеговичок: А что такое дождь?

Дети: Дождь – это вода, которая капает с неба, из тучи.

Снеговичок: Я никогда не видел дождь, а мне очень хотелось бы. 1 мин

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Не грусти, Снеговичок. Ребята, а вы хотите вместе со Снеговичком послушать приближение весны? Для этого нам нужно сесть на ковёр, закрыть глаза и представить весну, разговаривать нельзя, иначе мы её не услышим.

Слушание аудиозаписи А. Вивальди. "Времена года". "Весна".

Воспитатель: Радостно становится от приближения весны?

Дети: Да, становится радостно.

Снеговичок: И мне веселее стало, даже настроение чуть - чуть улучшилось. А как же изменяется природа, когда наступает весна?

Дети: Весной становится теплее, тает снег, бегут ручьи. 2 мин

2. Основная часть

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё правильно рассказали Снеговичку. (Презентация)

Слайд 1.

Воспитатель: Как весной светит солнце?

Дети: Солнце светит ярко.

Воспитатель: Правильно, солнце начинает светить ярче и пригревать.

Слайд 2. Слайд 3.

Воспитатель: Что происходит со снегом?

Дети: Снег тает.

Воспитатель: Да, тает снег, становится грязным и серым.

Слайд 4.

Воспитатель: Во что собирается талая вода?

Дети: Талая вода собирается в ручейки.

Воспитатель: Правильно, текут первые весенние ручьи.

Слайд 5.

Воспитатель: Что происходит с почками на растениях?

Дети: Почки набухают, появляются листья

Воспитатель: Молодцы, распускаются листья на деревьях.

Слайд 6.

Воспитатель: Что появляется из-под снега?

Дети: Появляется травка и первые цветы.

Слайд 7.

Воспитатель: А какие птицы к нам прилетают из тёплых краёв?

Дети: Прилетают перелётные птицы.

Слайд 8.

Воспитатель: Ребята, что же появилось на весеннем небе?

Дети: Появляются тучи.

Воспитатель: Что же прольётся из такой тёмной тучи?

Слайд 9.

Дети: Дождь.

Воспитатель: Да, это первый весенний дождь.

Снеговик: Ух-ты, первый весенний дождик! Жалко, что я никогда не видел дождик и не слышал его!

Воспитатель: Не расстраивайся, Снеговичок. Давай вместе с ребятами послушаем шум дождя. Закрываем глаза и слушаем очень внимательно.

Слушают аудиозапись. "Шум дождя".

Воспитатель: Маша, что ты услышала?

Маша: Я услышала дождь.

Воспитатель: Как ты думаешь, какой это дождь?

Маша: Это сильный дождь.

Воспитатель: Диана, что ты услышала?

Диана: Я тоже услышала дождь.

Воспитатель: Как ты думаешь, какой это дождь?

Маша: Это дождь с грозой.

Воспитатель: Снеговичок, дождь бывает разным, наши ребята знают названия разных дождей. Вот послушай.

Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".

Сколько знаем мы дождей

Сосчитаем поскорей:

Дождик с солнцем,

Дождь грибной,

Дождик с радугой - дугой,

Дождик с ветром,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Снеговик: Молодцы, ребята, я и не знал, что бывает столько разных дождей!

Воспитатель: Слайд 10. Посмотрите, дождь прошёл, а капельки остались и приглашают нас поиграть. Проводится подвижная игра "Тучка и капельки". Слайд 11. 4 мин

2.2 Добывание (сообщение и принятие) нового знания Воспитатель: Ребята, а откуда берётся дождь?

Дети: Дождь идёт из тучи.

Воспитатель: А как он появляется в туче?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: А хотели бы вы узнать, как появляется дождь?

Дети: Да.

Воспитатель: Снеговичок, а тебе интересно, откуда берётся дождик? Я вам сейчас помогу это узнать. Для этого нужно пройти к столу, посмотрим, что же нам приготовила весна.

Опытно - экспериментальная деятельность.

Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и миски.

Воспитатель: Что лежит на подносе?

Дети: Губка, стаканы с водой, миска.

Воспитатель: Как вы думаете, на что похожа губка?

Дети: Губка похожа на тучу.

Воспитатель: Правильно, она похожа на тучу. Туча состоит из капелек. Сожмите её и посмотрите, течёт из тучи вода или нет?

Дети берут губку - тучку и сжимают в руке.

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему не идёт вода?

Воспитатель: Правильно, губка - тучка сухая. В тучке очень - очень мало капелек собралось и поэтому дождь не идёт. Положите свои тучки в миску. Перед вами стоят стаканчики, сколько их?

Дети: Два.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Белый и красный.

Воспитатель: Сколько воды в белом стаканчике?

Дети: Мало.

Воспитатель: Сколько воды в красном стаканчике?

Дети: Много.

Воспитатель: Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку - тучку. Для того, чтобы помочь воде пропитать тучку, нажмите на неё пальчиками. Что произойдёт, если мы поднимем и отожмём тучку?

Дети: Получится дождик.

Дети проверяют свои предположения опытным путём.

Воспитатель: Получается дождик. Вика, у тебя получился дождик?

Вика: Да.

Дети: Арина, какой у тебя получился дождик - сильный или слабый?

Арина: У меня получился слабый дождик.

Воспитатель: Как можно назвать такой дождик?

Дети: Грибной, с радугой - дугой, с солнцем.

Воспитатель: Дети, а какой дождик называют грибным?

Дети: Грибной дождик тёплый, после него растут грибы.

Воспитатель: Положите губки - тучки опять на поднос. Возьмите красный стаканчик и вылейте из него воду на тучку. Нажмите на неё пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдёт, если тучку отжать?

Дети: Получится сильный дождь.

Дети проверяют свои предположения.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много капелек воды собралось в губке. Капельки становятся слишком тяжёлыми для тучки и выпадают дождём. Какой дождь получился?

Дети: Получился сильный дождь.

Воспитатель: С каким дождём его можно сравнить?

Дети: Такой дождь можно сравнить с дождём с ветром, с градом.

Воспитатель: Как такой дождик называют?

Дети: Такой дождь называют проливной.

Воспитатель: Повторим все вместе «проливной».

Воспитатель: Никита, как такой дождь называют?

Никита: Проливной дождь.

Воспитатель: Полина, как такой дождь называют?

Полина: Такой дождь называют проливной.

Воспитатель: Вытрите руки салфетками. (Воспитатель выводит детей на ковёр)

Воспитатель: (обращается к детям 2 мл. гр.) Малыши, расскажите, как у вас сегодня получился дождь?

Дети: Мы налили воду на губку, отжали её, и получился дождь.

Воспитатель: (обращается к детям ср. гр.) Ребята, одинаковые ли у вас сегодня получались дождики, почему?

Дети: Сначала мы взяли мало воды, и дождик получился слабый, затем взяли много воды, и дождик получился сильный.

Воспитатель: Ваня, какой дождь у тебя получился сначала?

Ваня: Сначала дождь получился слабый.

Воспитатель: Почему дождь получился слабый?

Ваня: Дождь получился слабый, потому что мы добавили мало воды.

Воспитатель: С каким дождём в природе можно сравнить наш дождик?

Ваня: Такой дождь в природе называется, грибной, дождик с солнцем.

Воспитатель: Диана, какой ещё дождь у тебя получился?

Диана: Ещё у меня получился сильный дождь.

Воспитатель: Как у тебя получился сильный дождь?

Диана: Дождь получился сильный, потому что я добавила много воды.

Воспитатель: С каким дождём в природе можно сравнить такой дождь?

Диана: Такой дождик в природе называют проливным.

Воспитатель: Слайд 12. Вот так, Снеговичок, всё происходит и в природе: соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождём.

Снеговичок: Вот это да! Это для меня настоящее открытие! Слайд 13. Смотрите, ребята, какая чудесная капелька к нам в гости пришла!

Видео «Капелька чудесная».

Снеговичок: (обращается к детям 2 мл. гр.) Малыши, посмотрите на свои ладошки, не сидит ли там капелька? Полина, покажи свои ладошки. А у Никиты посмотрю ладошки. (Снеговичок смотрит на ладошки детей). А куда она делась?

Дети: Капелька лужицею стала.

Снеговичок: А где мы с вами можем встретить лужи?

Дети: Лужи можно встретить на улице.

Воспитатель: Я предлагаю малышам скорее собраться на прогулку и посмотреть, есть ли на улице лужи, и не там ли наша знакомая капелька, а потом они к нам придут и расскажут (дети 2 мл. гр. уходят) 5 мин

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. Воспитатель: Ребята, Снеговичок, а мы с вами поищем следы Капельки в группе. Посмотрите, дождик прошёл и оставил на полу капельки. Пройдём по следам дождя. (Дети проходят к мольберту, на котором расположена фотокопия). Весна нам оставила лужи, да не простые, а цветные! А ещё они волшебные! Хотите убедиться, что они волшебные? Я возьму кисточку, обмакну её в волшебную лужицу и аккуратно закрашу лист слева направо. Посмотрите, что у меня проявилось?

Дети: На бумаге появилось солнце.

Снеговичок: Как здорово! Ребята, смотрите, а на столе тоже появились волшебные лужи, теперь мы знаем, для чего они нам нужны.

Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краска в тарелочках, альбомная бумага.

Воспитатель: Выберите любую краску - лужицу, обмакните в неё кисточку и оживите белые картинки, которые лежат перед вами. Закрасьте всю поверхность листа слева направо.

Дети выполняют задание под спокойную музыку. 3 мин

3. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия.

Снеговичок: Посмотрите ребята, у вас на листах появляется картинка! Это весна проснулась! Расскажите, у кого какие картинки появились? (цветок, кораблик, солнышко, сосулька, листик, облако и т. д.) Снеговик любуется работами, хвалит детей.

Снеговичок: Ребята, пока ваши работы подсохнут, давайте пройдём по капелькам ещё разок мне так понравилось по ним шагать. (Дети со Снеговичком возвращаются на ковёр)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы объяснить Снеговичку, что такое дождь, и какой бывает дождь весной? Давайте ещё раз расскажем, чтобы он не забыл, а ты, Снеговичок, слушай внимательно. (ответы детей)

Снеговик: Мне с вами так интересно было. Я узнал, что такое дождь, вы мне рассказали о приметах весны, я познакомился с новыми играми. Так не хочется уходить, но у вас жарко, и я могу растаять. Пора мне всё - таки собирать вещи и отправляться в путь - дорогу. До свидания, ребята, увидимся следующей зимой! (Снеговичка уносит мл. воспитатель)

Воспитатель: Ребята, я думаю, что наши работы уже подсохли, и мы их можем вывесить на выставку в приёмной. 1 мин

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Облака» в разновозрастной группе Цель: Формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе, мыслительных операций через поисково – познавательную.

Конспект итогового занятия во второй младшей группе по нетрадиционному рисованию «Дождик, дождик» Цель: создание образа дождя нетрадиционным методом рисования (пальцеграфией). Задачи: Обучающие: учить детей рисовать дождь пальцами руки,.

Конспект НОД по познавательному развитию для разновозрастной группы детей 5–7 лет «Волшебный снег» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Улыбка» города Лесосибирска Конспект непосредственной.

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе детей 5–7 лет «Будем природу беречь!» Цель: Формирование у детей бережного отношения к природе. Задачи: Познавательное развитие: Уточнить представления детей об источниках.

Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе 5–7 лет «В гости осень к нам пришла» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Упражнять детей в умении интонационно выразительно.

Конспект НОД по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» (подготовительная группа) Конспект НОД (познавательное развитие) «Откуда хлеб пришел» (Подготовительная группа) Задачи: • обобщать и систематизировать знания детей.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» (средняя группа) Тема: «Откуда хлеб пришел». Цель: расширение и обогащение знаний детей о хлебе и его значении в жизни человека. Формирование у детей четкого.

Конспект ОД по рисованию «Дождик, дождик, пуще» в ранней группе Тема: "Дождик, дождик, пуще. "«Дождик, дождик, пуще» (рисование кисточкой; дорисовывание деталей) Программное содержание. Учить детей наносить.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет)Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет) Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей:.

Занятие по познавательному развитию с использованием пособия Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в разновозрастной группе Занятие по познавательному развитию с использованием пособия Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в разновозрастной группе 2-5лет Тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет «Откуда взялся дождик»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 09:47
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД