Получи документы

Конспект ОД по развитию речи «Смоленск — город мой»

Людмила Калинина
Конспект ОД по развитию речи «Смоленск — город мой»

Конспект ОД по развитию речи

"Смоленск-город мой"

Подготовительная к школе группа

Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Калинина Л. В.

Программные задачи:

• расширить и обобщить знания детей о родном городе, о его достопримечательностях, героическом прошлом, о знаменитых земляках

• закреплять умение отвечать на вопросы полно, связно, распространенными предложениями

Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Смоленск — город мой“» размещена в разделах

• воспитывать любовь к родному городу

Материал: аудиозапись песен «О Смоленске», фотографии с видами разрушенного в годы войны Смоленска, альбом с видами Смоленска, просмотр видео «Памятник русскому солдату - Теркину».

Предварительная работа:

1) экскурсия по Смоленску, целевые прогулки по улицам Губенко, Кутузова, Лукина, Фрунзе, Островского, на братское кладбище;

2) обсуждение статей из газет о героических событиях в годы Великой Отечественной войны, о подвигах смолян;

З) занятия: Беседа на тему «Что я видел на экскурсии», «Беседа об улице Губенко», составление рассказов на тему: «Памятные места Смоленска», рисование на тему: «Моя улица», «Памятники Смоленска».

4) чтение художественной литературы о Смоленске, о знаменитых земляках.

5) рассматривание альбомов, наборов открыток о Смоленске, подбора значков о Смоленске и смолянах.

Ход занятия

Дети за столами. Звучит песня о Смоленске «Первый солдат».

- Дети, о чем поется в этой песне? Смоленске)

- На какой реке расположен Смоленск? (На Днепре)

- Какое почетное звание носит наш город? (Город-герой)

- За что Смоленску присвоено почетное звание города-героя? (За героизм и мужество, проявленное в борьбе с фашистами)

- Как еще называют наш город? (Город-щит, город-ключ)

- А почему так называют Смоленск? (Смоленск расположен перед Москвой. Все враги, которые нападали на нашу страну, стремились захватить ее столицу - Москву. Но на пути к Москве надо было пройти Смоленск, захватить его. И Смоленск, как щит, закрывал собой путь к Москве)

- Какие враги бывали под Смоленском? (Татаро-монголы, поляки, французы, фашисты)

- Да, ребята, много врагов видала смоленская земля. Но самое трудное испытание выпало на долю смолян в годы Великой Отечественной войны, когда на нашу страну напал страшный и коварный враг - фашисты. И здесь опять Смоленск, как щит, встал на пути врага. Развернулись жестокие бои с фашистами в Смоленске. Мы были на экскурсии, и нам показывали улицу, по которой в июле 1941 года ворвались фашисты в Смоленск. Кто помнит эту улицу? (По Краснинскому большаку)

- Куда фашисты смогли пробраться в первый день боев в Смоленске? (К вечеру немцам удалось оттеснить наши войска к Днепру)

- Где развернулись бои в последующие дни? (Бои начались в Заднепровье)

- Да, ребята, страшные бои развернулись в нашем районе, на тех самых улицах, на которых мы сейчас живем. Фашисты во чтобы то ни стало стремились захватить Заднепровье. Ответьте, почему они сюда рвались? (Недалеко от Заднепровья проходит трасса «Москва-Минск», которая открыла бы немцам дорогу на Москву).

Да, ребята, фашисты рвались к Москве, и войска, защищающие Заднепровье, это понимали. Вспомните, кто командовал нашими войсками при обороне Заднепровья? (Генерал М. Ф. Лукин)

- Правильно, дети, войсками командовал генерал Лукин. Он вспоминал после войны, что впервые в истории войны фашисты встретили в Смоленске такое сильное сопротивление наших войск. Впервые завязались такие длительные уличные бои. Наши части не только держали оборону, но и переходили в наступление, очищая от фашистов улицу за улицей. Наши войска измотали фашистов, им пришлось подтягивать резервы. Они увязли в Смоленске на целых дне недели. Бои в нашем городе спутали все планы гитлеровцев. Ведь они надеялись за день-два захватить Смоленск и идти на Москву. Впервые за войну гитлеровское командование вынуждено отдать приказ своим войскам перейти к обороне под Смоленском. В боях сражались не только воины, но и мирное население. Генерал М. Ф. Лукин рассказывал: «Тысячи смолян рыли окопы и противотанковые рвы, устраивали заграждения, оборудовали взлетные площадки для самолетов, перевязывали раненных и очень часто, когда шли бои в городе за каждый дом, заменяли убитых бойцов, сражались с ружьями в руках с ненавистным врагом. Нужно честно, по справедливости сказать, что смоленские жители были героями в трудный период боев 1941 года».

- Два долгих года в нашем родном городе зверствовали фашисты. Но смоляне не покорились захватчикам. Какую борьбу вели смоляне? (В городе было много подпольщиков, партизан. Они передавали сведения о движении немецких частей, сигнализировали световыми сигналами нашим летчикам, вызывая бомбардировку немецких частей. Организовывали побеги военнопленным ним из лагерей, взрывали вражеские поезда, расклеивали листовки, в которых призывали всех смолян к борьбе).

- Правильно, ребята. Не склонили смоляне головы, фашисты расстреляли и замучили тысячи патриотов.

- Через два года, в сентябре 1943 года, Смоленск освободили наши войска. То, что увидели солдаты на месте города, вызвало слезы. Жители не узнали своих родных улиц: вокруг чернели руины и каменные коробки, внутри которых на занесенных землей грудах кирпича уже густо рос бурьян. Трудно было поверить, что город можно восстановить. (Показываю фотоснимки времен оккупации)

- Но город восстановили. На помощь израненному Смоленску пришла вся страна. Смоленску помогли залечить раны. Теперь наш город хорошеет, но люди помнят страшные годы войны. В нашем городе очень много памятников, которые напоминают гостям и жителям Смоленска о героическом прошлом города. Мы были на экскурсии и видели много памятников. Вспомните и расскажите о них.

Рассказы детей:

1 ребенок: «Я хочу рассказать о смоленской Крепостной стене. Смоленская Крепостная стена была построена очень давно для защиты города от врагов. Руководил строительством Ф. Конь. Стена построена из красного кирпича, сверху украшена зубчиками. Крепостная стена очень длинная, высокая и широкая. Сверху по этой стене может проехать даже легковой автомобиль. В стене много бойниц, из которых воины вели огонь по неприятелю. Внизу глубоки ниши, где устанавливали пушки и стреляли. Много красивых башен украшает Крепостную стену, но когда-то эти башни были не только украшением, но грозным стражем города. Вокруг Крепостной стены был сооружен ров, заполненный водой, и врагам было трудно перебраться через него. Через ров были построены мосты, но ночами и в опасное время эти мосты поднимались».

2 ребенок. «А я расскажу о памятнике с орлами, расположенном в сквере Памяти героев. Это один из самых красивых памятников Смоленска. Сооружен он в честь защитников Смоленска от французской армии Наполеона. Памятник - это высокая каменная скала как бы Россия, сверху два огромных орла защищают свое гнездо (Смоленск) от врага, который подбирается по скале к гнезду. Орлы - это как бы русские воины».

З ребенок. «На экскурсии мы были в сквере Памяти героев. Этот сквер расположен у смоленской Крепостной стены. В сквере захоронены герои нашей страны, погибшие в боях за Смоленск. Я хочу рассказать о некоторых героях. Мария Октябрьская - женщина -танкист, жена офицера Красной армии. Узнав о смерти мужа, на собственные деньги построила танк «Боевая подруга» и сама воевала на нем. Была ранена под Витебском. Умерла в Смоленском госпитале. Похоронен здесь и самый юный Герой - комсомолец -партизан-Володя Куриленко. В сквере Памяти героев горит Вечный огонь Славы».

4 ребенок: «Я расскажу о памятнике «Скорбящая мать». Это памятник женщине. Сделан он из камня. Женщина стоит, опустив голову, плечи; лицо у нее печальное. Она скорбит по детям, которых расстреляли фашисты. У нее огромные руки, потому что женщинам приходилось очень много трудиться во время войны. Ведь мужчины все были на войне, а женские руки изготавливали снаряды, танки, выращивали хлеб, шили одежду для солдат, ухаживали за детьми».

- Молодцы, ребята. Хорошо вы запомнили и рассказали о памятниках, о нашем городе. Действительно, красив наш город. Хорошеет, растет он с каждым годом. Много новых микрорайонов появилось в Смоленске. Какие микрорайоны вы знаете? (Поповка, Покровка, Киселевка, Ситники, Королевка) В каком микрорайоне мы живем? На какой улице расположен наш детский сад? (На улице Вторая Краснинская).

- Расскажите, на каких улицах вы живете и чьими именами они названы?

- Я живу на улице Кутузова - великого русского полководца.

- А я живу на улице Фрунзе, одного из первых красных командиров.

- Я живу на улице Чкалова. Это был летчик - герой.

- Я живу на улице Островского. Это был известный русский писатель.

- А я живу на улице Маршала Еременко. Это великий полководец.

- Я живу на улице Чехова, известного русского писателя.

- Я живу на улице Юрьева. Это известный конструктор вертолетов.

- Наш родной смоленский край прославили замечательные люди. Многие имена наших земляков известны всей стране. А кто такие земляки? Каких знаменитых людей Смоленщины вы знаете? (Великий композитор М. И. Глинка, путешественник Я. М. Пржевальский, скульптор С. Т. Коненков, полководец М. Н. Тухачевский, конструктор самолетов С. А. Лавочкин, поэты - М. В. Исаковский, А. Т. Твардовский и Н. И. Рыленков, первый космонавт - Юрий Гагарин).

- Молодцы, ребята, вы много знаете о нашем родном городе. Чувствуется, что вы его любите. Теперь посмотрите видеофильм «Памятник русскому солдату - Теркину» (любительская видеозапись родителей).

- Где установлен памятник? В честь кого установлен памятник?

- Смоляне гордятся своими героями - земляками, часто бывают у их памятников. В ближайшее время мы проведем экскурсию к памятнику Василия Теркина.

(Звучит песня о Смоленске)

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект НОД по развитию речи «Город — село» Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, восприятие.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором я живу. Нижний Новгород» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста «Город, в котором я живу» Наталья Студнева Конспект занятия по развитию речи.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Макет «Битва за город Смоленск»Макет «Битва за город Смоленск» Для ознакомления детей младшего возраста с понятиями "война", "сражение", "бой" я решила изготовить макет. Для этого мне понадобилась.

НОД по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной группы «Путешествие в Цветочный город» Представляю вашему вниманию НОД с элементами координации речи и движения по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по развитию речи «Смоленск — город мой»
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 20:50
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД