наталья немкова
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Дом, квартира, мебель»
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе
«Дом, квартира, мебель»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе обобщения знаний детей о доме, мебели.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе „Дом, квартира, мебель“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. создать условия для формирования у детей умений сравнивать, классифицировать мебель по форме, материалу, назначению.
2. обеспечить условия развития поисковой активности детей.
3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
4. способствовать развитию навыков взаимодействия
Организация детских видов деятельности:
• Общение ребёнка с взрослым;
• Общение ребёнка со сверстниками;
• Умение совместно договариваться;
Оборудование и материалы:
• картинки и иллюстрации по темам
• фишки
• мнемотаблица по теме «Мебель».
Ход ООД:
1. Мотивация к деятельности:
- Ребята, вы знаете героев рассказа, которые жили в Цветочном городе?
- Как зовут основного героя? (Незнайка)
- Почему его так звали?
- А противоположный герой – кто? (Знайка)
- Вот сегодня мы проверим, кто мы с вами «Знайки» или «Незнайки». Правильно отвечаем - «знайку» получаем.
Воспитатель читает стихотворение о доме:
Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища – беда.
А людям для жизни нужны всем? (ДОМА)
Воспитатель: Для чего человеку нужны дома? (чтобы было уютно, чтобы укрыться от холода, зноя, ветра, дождя, снега)
- Какие части есть у дома? (стены, окна, пол, потолок, крыша, фундамент, лестница, ступенька, комната, балкон, подъезд, дверь).
- Какие помещения есть в доме, квартире? (гостиная, кухня, спальня, детская).
-Какие бывают дома?
2. Актуализация знаний
Игра «Слова слушай, не зевай, что какое называй»
Дом из кирпича-…. ,
Дом из бревен-….
дом из блоков-….,
дом в деревне-,
дом в городе-….
дом из камней- ….
- Однажды на улице родился домик и стал расти.
Сначала у него был один этаж, и он был (одноэтажный) дом или домишко?
Потом он вырос в 2 этажа и стал - (двухэтажным домом).
Потом он вырос в 3 этажа и стал - (трехэтажным домом).
Потом он вырос в 5 этажей и стал - (пятиэтажным домом).
Потом он вырос в 10 (много) этажей и стал — (десятиэтажным, многоэтажным домом).
-А какие дома строят у нас в поселке? Чем отличаются дома города и поселка?
Физкультминутка: «Вот какой красивый дом!»
«1, 2, 3, 4, 5 – будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Нам уютно в доме том».
3. Поисковый этап
Воспитатель: А сейчас я буду загадывать загадку, а вы выставляете соответствующие картинки.
Он чудак или невежда? На любого посмотри: Сверху носится одежда, у него она внутри? (Гардероб)
Днем спит на нем подушка, а по ночам - Андрюшка? (Кровать)
Под крышей - четыре ножки, а на крыше - суп да ложки? (Стол)
В квартире нашей новый дом, живет посуда в доме том, в нем место есть и для конфет, он называется? (Буфет)
Я на стол чуть-чуть похожа, есть на кухне, и в прихожей, в спальне я бываю редко, а зовусь я? (Табуретка)
На него ты сможешь сесть, коль к столу позвали есть? (Стул)
Воспитатель: - Как эти предметы назвать, одним словом? (Мебель)
- Где делают мебель? (В столярной мастерской делают мебель)
-Из чего делают мебель? (Из дерева, из кожи, из стекла, из пластмассы, из железа).
Упражнение "Из чего - какой?":
Однажды табуретка вспомнила, что, когда она была новой, все обращали внимание на ее красивые блестящие металлические ножки. Предлагаю детям закончить предложения.
Ножки табуретки из металла. Они какие?
Дверцы шкафа из стекла. Они какие?
Ручки на дверцах из пластмассы. Они какие?
Столешница стола из дерева. Она какая?
Обивка на кресле из кожи. Она какая?
Стул из пластмассы. Он какой?
Упражнение "Скажи одним словом".
- Ребята, необходимо закончить предложения.
Стол для газет и журналов называется… (журнальный).
Стол, за которым обедают, называется. .
Стол, за которым пишут, называется. .
Шкаф для одежды называется. .
Стол для компьютера называется. .
Полка для книг называется. .
Шкаф для книг называется. .
Гимнастика для пальчиков «Мебель».
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать, полка,
тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал – десять пальчиков зажал.
Воспитатель: - У меня карточки с предметами мебели в первом окошечке, а во втором и третьем окошке – кружочки. Они показывают, сколько здесь должно быть предметов мебели. Вам надо назвать. (1 кресло, 3 кресла, 5 кресел и т. д.)
Упражнение «Для чего этот предмет мебели?»
— Это книжная полка. Книжная полка для кабинета.
— Это кровать. Кровать для спальни.
— Это диван. Диван для гостиной.
— Это посудная полка. Посудная полка для кухни.
— Это платяной шкаф. Платяной шкаф для спальни.
— Это буфет. Буфет для кухни.
— Это обеденный стол. Обеденный стол для кухни (для гостиной).
— Это табуретка. Табуретка для кухни.
— Это стул. Стул для гостиной (для кабинета).
Составление рассказа-описания по плану (мнемотаблица)
Давайте вспомним план для рассказа-описания. Сначала мы называем предмет. Затем говорим, из какого материала он сделан, далее, какого он цвета, из каких деталей состоит; поскольку мы будем говорить о мебели, то нам нужно сказать в какую комнату можно поставить этот предмет, и, наконец, для какой цели используют этот предмет.
Сравнение предметов.
- Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что лучше стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета.
Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле и на кресле можно сидеть; и у стула и у кресла есть сидение, ножки, спинка; и стул и кресло – это мебель). А теперь скажите, чем они отличаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью). А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, в гостиную, в спальню). А кресло, куда можно поставить? (Только в гостиную).
Прежде, чем идти за покупкой, надо решить, для какой цели нам нужна мебель и потом уже, выбирать ее.
Рефлексивно-оценочный этап:
Воспитатель: Молодцы, ребята. Знайками сегодня стали все. Вспомните, что вам понравилось? А с чем было трудно справиться?