Лучший педагог года

Конспект ООД в подготовительной группе «Что человек делает из глины»

Людмила Небензя
Конспект ООД в подготовительной группе «Что человек делает из глины»

Тема: «Что человек делает из глины»

Цель: Расширять знания детей о свойствах глины.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

Дать представления о том, что глина бывает разная по цвету и по качеству.

Расширять знания детей об изделиях, созданными из глины (сувениры, посуда, народная глиняная игрушка, керамика и др.)

Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве.

Продолжать учить детей делать выводы, умозаключения.

Развивающие задачи:

Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Что человек делает из глины“» размещена в разделах

Развивать познавательный интерес детей к опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей Родины, уважение к труду народных мастеров; аккуратность при проведении опытов и экспериментов.

Предварительная работа:

Рассматривание изделий из глины, иллюстраций, проведение опытов, чтение познавательной литературы.

Материалы и оборудование:

Емкости с песком, глиной, лупы, сосуд с водой. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая, салфетки влажные). Фаянсовая и глиняная посуда, игрушки, кирпич; кувшины с двумя стаканами, фарфоровые статуэтки. Презентация «Что человек делает из глины».

Ход ООД:

1. Мотивация

Воспитатель: Ребята, наше занятие сегодня не обычное. Я вас приглашаю на интересную выставку. Помните - на выставке надо быть осторожным, не толкаться, экспонаты руками не трогать. Посмотрите, какие красивые изделия!

Стук в дверь. Приход Хозяйки Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте ребята! Я – Хозяйка Медной горы, владелица земных богатств. А что вы здесь рассматриваете? Из чего сделаны все эти предметы?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из чего сделаны эти предметы?

Дети: Все эти предметы сделаны из глины.

Хозяйка Медной горы: Вы ошибаетесь мои друзья! Я – Хозяйка Медной горы, знаю все о своих полезных ископаемых. Глина твердая, из нее такое сделать нельзя.

2. Целеполагание:

Воспитатель: Ребята, а вы согласны с нашей гостьей? Почему она так думает?

Дети: Нет, не согласны. Хозяйка Медной горы не все знает о глине. Глина может быть мягкой и из нее можно лепить.

Воспитатель: А как нам убедить Хозяйку Медной горы в этом?

Дети: Рассказать ей о глине, о ее свойствах, показать мягкую глину. Можно провести опыты.

Воспитатель: Хозяйка Медной горы, ты согласна остаться с нами и узнать о глине больше? Как и почему человек использует глину?

Хозяйка Медной горы: Хорошо, попробуйте меня переубедить. Пока я вам не верю.

Воспитатель: Ребята и ты, Хозяйка Медной горы, садитесь на стулья.

3. Совместная деятельность:

Воспитатель: Ну, что, приступим доказать нашей гостье, что она не все знает о глине. Давайте посмотрим презентацию, что такое глина, откуда она берется, какая бывает глина.

Просмотр презентации.

Воспитатель: - Глина - образуется в результате разрушения гор и в процессе их выветривания. (слайд № 1)

Это мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии и пластичная при увлажнении. (слайд № 2)

Глина - это осадочная горная порода. Но что бы в этом убедиться и доказать, что глина действительно осадочная порода, давайте проведем опыт. Для проведения этого опыта, мне нужен, помощник.

Опыт: В стакан насыпать 1 ложку глины и 1 ложку песка, налить воды - размешать, и накрыть салфеткой. Нужно немного подождать.

Проводится опыт.

Воспитатель: Ну а мы продолжим просмотр. Глину окрашивает камень-создатель и другие полезные ископаемые, оказавшиеся рядом. В глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Её цвет зависит от того какие минералы входят в её состав. В её состав входят: полевой шпат и слюда. Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины. (слайд № 3) Посмотрите, я приготовила для вас глину трех цветов. Хозяйка Медной горы, ты подтверждаешь, что глина бывает разного цвета?

Хозяйка Медной горы: Это правда.

Воспитатель: Ребята, какого цвета бывает глина?

Дети: Белой, серой, голубой, красной.

Воспитатель: Глину добывают по берегам рек и озер, в карьерах. (слайд № 4)

Воспитатель: - А вы знаете, что чистая глина, без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей, в приготовлении некоторых лекарств и масок для лица и тела. (слайд № 5)

Воспитатель: А сейчас мой помощник, покажет нам стакан, и что же мы видим?

Дети: Глина осела на дно.

Воспитатель: Какой вывод можем сделать?

Дети: Что, глина действительно является осадочной горной породой.

Воспитатель: Хозяйка Медной горы, ты согласна с ребятами?

Хозяйка Медной горы: Убедили.

4. Самостоятельная деятельность: Опытно-экспериментальная деятельность с глиной.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас сесть за столы и заняться опытами. Для чего мы с вами будем это делать?

Дети: Чтобы доказать Хозяйке Медной горы, что из глины можно лепить.

Воспитатель: Но сначала, давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: Не шуметь, работать всем вместе, не пробовать ничего на вкус, работать аккуратно.

Воспитатель: Возьмите в руки сухую глину и скажите, какая она?

Дети: Твердая как камень, крошится.

Хозяйка Медной горы: Вот, я же говорила.

Воспитатель: Скажите, из чего состоит песок и глина? Возьмите лупу и рассмотрите их.

Дети берут лупу и рассматривают песок и глину.

Дети: Песок состоит из маленьких зёрнышек, песчинок и они лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель: Посмотрите через лупу на глину, видны ли такие же частицы в ней?

Дети: Нет, они очень мелкие.

Воспитатель: Правильно, в глине все частицы слепились, прилипли друг к другу. А как вы думаете, дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети: Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Воспитатель: Да глина плохой проводник воды. А что происходит с песком, если в него налить воды.

Дети: Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду, а глине нужно время, чтобы намокнуть, она плохо пропускает воду

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Глина тяжёлая - внутрь неё плохо проходит вода.

Воспитатель: А теперь возьмите - мокрую глину. Какая она?

Дети: Мягкая, меняет форму.

Воспитатель: Да, мокрая глина пластичная из неё можно лепить. Хозяйка Медной горы, убедили мы тебя в том, что из глины можно лепить?

Хозяйка Медной горы: Ну, не знаю.

Воспитатель: Ребята нужна ли человеку глина? Что человек делает с глиной?

Дети: Лепят посуду, игрушки, вазы.

Воспитатель: Давайте с вами отправимся за глиной.

Физминутка

Дружно мы пошли за глиной,

Накопали целый воз.

Привезли его домой.

Долго, долго разминали,

И ногами, и руками,

И руками и ногами.

Получили нежный ком.

А теперь лепить начнем.

Слепим много мы посуды: вазу, чашку и кастрюлю.

Понесем все на базар

Посмотрите наш товар.

Воспитатель: Ребята, так какими свойствами обладает глина?

Дети: Глина липкая, пластичная, плохо проводит воду.

Воспитатель: Эти её свойства используют мастера глиняной игрушки. Сейчас об изготовлении глиняных игрушек нам расскажет Татьяна, т. к. она была в настоящей гончарной мастерской и сама сделала все эти игрушки.

Ребенок: Посмотрите, у меня в руках глиняная игрушка. Хотите узнать, как делают глиняные игрушки? Глину замешивают в воде, когда она становится мягкой, из неё лепят игрушки, которые затем обжигают в печи. Затем игрушки белят, покрывают белым цветом и после высыхания их расписывают. Они становится вот такими яркими и красивыми.

Воспитатель: Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек. Сегодня мы с вами много узнали о глине и ее свойствах. Я думаю, что Хозяйку Медной горы мы все же убедили в том, что из глины можно лепить. Давайте еще раз подойдем к выставке.

Посещение выставки «Изделия из глины»

Воспитатель: Какие игрушки собраны на выставке? Все ли они одинаково расписаны?

Дети: Здесь есть дымковские игрушки, каргопольские. Они расписаны по -разному.

Воспитатель: Правильно этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особыми узорами. А ещё на нашей выставке есть посуда, статуэтки, которые тоже сделаны из глины. А ещё - кирпич. Как вы думаете, почему он здесь?

Дети: Он тоже сделан из глины.

Воспитатель: Производство кирпича мало изменилось с древнейших времен. Разница только в том, что основную часть работы в наши дни выполняют машины. Глина добывается экскаваторами. После просушки она измельчается, чтобы частички стали одинакового размера. Глина смешивается с водой до состояния густой пасты, которая под давлением выпускается через выходное отверстие квадратной формы, как из огромного тюбика зубной пасты. Эта выдавленная лента автоматически разрезается на части нужного размера ножами или проволокой. Мягкие кирпичи сушатся в нагретых тоннелях и на железнодорожной тележке отправляются в печь для обжига. Почему из глины делают игрушки, посуду, кирпичи?

Дети: Потому что из нее можно лепить, она эластичная. А если ее обжечь, она становится твердой, не пропускает воду.

Воспитатель: Правильно, а еще потому, что глина самый чистый экологический природный материал.

И нам с вами нужно с детства учиться беречь природные богатства нашей Родины, бережно относится к изделиям из глины, потому что много людей трудилось, для их создания.

5. Рефлексия.

Воспитатель: Ну, теперь Хозяйка Медной горы, ты с нами согласна?

Хозяйка Медной горы: Согласна, вы мне доказали, что из глины действительно можно лепить.

Гончар для нее разведёт жаркий пламень.

Сухою, и твёрдою бывает как камень.

Размочат - как тесто, податливой будет.

Может превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата.

Ее отыскать поможет лопата.

Белая, красная и голубая.

Вот моя глина, какою бывает.

Ну а мне пора возвращаться к себе, в свои владения.

Воспитатель: Ребята, пригласим Хозяйку Медной горы, к нам в гости еще раз?

Дети: Хозяйка Медной горы, приходи к нам в гости.

Хозяйка Медной горы: Спасибо ребята, приду. До новых встреч.

Воспитатель: Ребята, а что мы делали, чтобы наша гостья согласилась с нами?

Дети: Проводили опыты и эксперименты, делали выводы.

Воспитатель: А для чего мы проводили опыты?

Дети: Чтобы узнать свойства глины.

Воспитатель: Какими же свойствами обладает глина?

Дети: Глина плохо пропускает воду, пластична, после высыхания и обжига становится твердой.

Воспитатель: Вам было сложно проводить опыты? Какой опыт понравился больше?

В свободное время мы с вами попробуем слепить, предметы из глины, зарисуем опыты, которые помогли нам выяснить свойства глины.

Публикации по теме:

Дидактические игры «Природа и человек. Наоборот. Назови растение с нужным звуком» в подготовительной группе ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ подготовительная группа К 1. «Природа и человек». Цель: систематизировать знания детей о том, что создано.

Конспект беседы «Природа и человек» для детей подготовительной к школе группы Цели: Закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений, животных и насекомых. Научить детей отличать природные объекты.

Конспект НОД по экономике в старшей группе «Кто что делает? Люди труда» Конспект НОД по экономике в старшей группе Тема:«Кто что делает?» (люди труда) Составила : Лазарева М. А. Цель: - Видеть важность и необходимость.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект занятия по лепке из солёного теста или глины «Печенье для пупсика Саши» во второй младшей группеКонспект занятия по лепке из солёного теста или глины «Печенье для пупсика Саши» во второй младшей группе Цель: • Продолжать учить детей катать шарик из соленого теста (глины) круговыми движениями ладоней, сплющивать его между ладоней и нажимать.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Человек и космос» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Человек и космос»Цель: Закрепление и уточнение элементарных представлений.

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Я — человек. Система кровообращения» Цели, задачи: дать представление детей о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека;.

НОД «Что делает шофер» в младше-средней группе Цель: Образовательная: Продолжать знакомить с профессией “шофёр”, упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний. Развивающая:.

Проект в подготовительной группе «Мама — самый родной человек!»Проект в подготовительной группе «Мама — самый родной человек!» Проект в подготовительной группе «Мама – самый родной человек!» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно.

Технологическая карта ООД «Как и для чего человек дышит?» в подготовительной группе ДЕТСКИЙ САД №230 ОАО «РЖД» Технологическая карта организованной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД в подготовительной группе «Что человек делает из глины»
Опубликовано: 29 ноября 2019 в 01:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД