Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, Топтыжка»

Ирина Крашкина
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, Топтыжка»

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цели: Познакомить детей с простейшими правилами профилактики нарушения слуха, дать простейшие понятия о строении и функционировании уха, показать значимость этого органа для человека, обсудить вопросы гигиены слуха, формировать способности к наблюдению, к анализу полученных результатов. Учить детей делать простейшие выводы по итогам проводимых экспериментов.

Планируемые результаты: знают об особенностях функционирования и безопасности органов слуха, умеют поддерживать беседу, отвечать на вопросы, делают самостоятельные выводы.

Материалы и оборудование:

У педагога:, раковина морского моллюска; воронка, склеенная из плотной бумаги; круг из картона, имитирующий барабанную перепонку; ёмкость с узким носиком; тазик; шарф для завязывания глаз; пищащая игрушка; ширма; две ёмкости с водой, лист бумаги, ножницы, чашка с чайной ложкой; мишка, шапочка для мишки.

Содержание организованной образовательной деятельности.

Вступление.

Воспитатель: Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, умным, энергичным: бегать, прыгать, смотреть мультфильмы, слушать музыку, читать книжки, играть с друзьями, гулять во дворе. Поэтому каждый должен с детства помнить о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Ноги длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать тело. Руки находятся посередине туловища, чтобы ими было удобно пользоваться. Голова находиться вверху – в надежном месте. Голова укреплена на шее так, что может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему мы видим, что находиться вокруг. На голове спереди – то, с помощью чего мы узнаём об окружающем мире, познаём его. Глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы ощущать запахи, язык во рту – чтобы чувствовать вкус пищи.

Сегодня мы поговорим с вами об ухе.

Основная часть.

1 – рассматривание уха.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ухо друг друга. Те, кто сидит справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями. Что видно снаружи?

(Ответы.)

Воспитатель: То, что вы описали, называется ушная раковина. Повторим. (Хоровой повтор.) Называется она так, потому что похожа на морскую раковину. Посмотрите (показ раковины.)

- Что ещё видите?

(Ответы.)

Педагог направляет внимание детей на наружный слуховой проход.

Воспитатель: Обследуйте своё ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали.

(Ответы.)

Воспитатель: Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход?

(Ответы.)

Воспитатель: Чтобы в слуховой проход не проникали пыль, грязь и микробы его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая и липкая, к ней прилипают грязь и микробы, потом сера выходит из прохода и мы смываем её, когда моем уши. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадается?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вы смогли бы добраться пальчиком до конца прохода?

(Ответ: нет.)

Воспитатель: природа сделала так, чтобы никто не смог туда добраться. Потому, что в конце прохода есть тонкая- тонкая плеточка. Она называется перепонкой. Повторим это слово. Звук ударяется об эту перепонку, и мы его слышим.

2 – значение ушной раковины и барабанной перепонки.

Воспитатель: Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт. (Его демонстрирует педагог.) Представьте себе, что воронка это ухо, широкая часть воронки - ушная раковина, узкая слуховой проход. Вода – это звук, который проходит в ухо, картон – барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Воздух через ушную раковину идёт к перепонке и ударяется об неё. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка. (Педагог сопровождает объяснения экспериментом – льёт воду на картон через воронку. Дети слышат звук, возникающий от удара воды о картон. Вначале вода льётся отдельными каплями; при повторении педагог льёт воду струёй. Эти опыты имитируют слабый и сильный звуки.)

- Проверим, как помогает ушная раковина слышать звуки. Возьмите бумажную воронку и приставьте её к уху узким концом к слуховому проходу. Потом уберите. Как будет лучше слышна музыка? (Педагог включает магнитофон так, чтобы сила звука была слабой. Дети проверяют качество восприятия звуков и делают вывод: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше.)

- А теперь представьте, что какой- то мальчик решил ковыряться тонкой палочкой или чем-то острым в ухе. Что может произойти с перепонкой?

Ответы детей: тонкая перепонка прорвётся, проколется.

Педагог делает в картоне или бумаге большую дыру.

Воспитатель: Льём воду. Что получается?

Вода должна литься в таз через это отверстие – бесшумно.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да вы правы. Вот и остался человек глухим на всю жизнь. Починить перепонку нельзя.

- Скажите, как же надо беречь свои уши?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А что может случиться, если вы нечаянно втолкнёте в слуховой проход, какой - нибудь маленький предмет, например горошину? Давайте посмотрим. Вот узкая трубочка; предположим, это проход. Вот в него попала горошина. Как её достать оттуда? Попробуйте. (Дети как не стараются достать не могут.) Так будет и с вами, если вы заиграетесь и не заметите, как в проход попадёт мелкий предмет. Иногда и врачи не могут его вытащить. Так что будьте внимательны при игре с мелкими предметами.

3- острота слуха и влияние шума на слух.

Воспитатель: Проверим, хороший ли у вас слух, не повреждена ли перепонка. Я буду произносить слова, а вы будете их повторять.

Педагог произносит отдельные слова сначала обычным голосом, а потом всё тише и тише. Последние слова произносятся настолько тихо, что их могут расслышать только отдельные дети. Весьма важным моментом занятия, к которому следует привлечь внимание, является прислушиванием детей к очень тихо произносимым словам.

Воспитатель: Когда лучше слышно: когда произноситься тихо или громко?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Что вы делали, чтобы услышать тихий голос?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Следующий опыт будет шумным. Но сначала запомните правило. Когда я подниму руку – вы громко закричите, когда опущу, сразу же перестанете кричать. Понятно. Я скажу вам слово. Вы его повторите. Готовы.

Далее действуем по описанной методике. Шум продолжается не более 2-3 секунд. Во время крика воспитатель произносит обычным голосом любое слово, например «заяц». После восстановления тишины педагог спрашивает, какое слово было названо во время шума. Выясняется, что его никто не слышал.

Воспитатель: Представьте, что вы будете так кричать каждый день. Что может произойти с вашим слухом?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А если дома телевизор включён на полную мощность, и вы, чтобы друг друга услышать, разговариваете ещё громче? Что тогда случится с нашим слухом?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вы поняли, что от крика и шума страдает не только тот, кто кричит, но и все остальные – дети и взрослые?

4- определение расстояния до источника звука и направления его расположения с помощью слуховых анализаторов.

Воспитатель: Сейчас выясним, могут ли уши выполнять какие–нибудь другие обязанности, кроме слушанья звуков.

Педагог приглашает всех детей подойти к нему. С помощью считалочки, которую знают дети, выбирается один из воспитанников.

Воспитатель: Мы завяжем тебе глаза, и будем бросать мешочек с горохом, а ты говори, где он упал, далеко или близко.

Педагог указывает, кто из детей бросает мешочек. Ребёнок определяет расстояние, а остальные наблюдают за ним и делают выводы. Опыт повторяют с другими испытуемыми.

Воспитатель: можно ли определить с помощью ушей расстояние до предмета?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Для следующей игры встаньте в круг. Водящему завяжем глаза. По команде «начали» вы будете передавать игрушку друг - другу, по команде «Стоп» тот из вас, у кого в руках окажется игрушка, подаст ей сигнал. Водящий рукой покажет, откуда раздался звук.

Педагог повторяет игру 2-3 раза. В течение занятия каждый из детей должен принять участие в опытах или играх.

Воспитатель: можно ли определить с помощью ушей, откуда раздался звук?

(Ответы детей.)

5- анализ слуховых раздражителей.

Воспитатель: А теперь присядьте на ковёр и мы с вами послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?

Дети замолкают и слушают звуки, раздающиеся в здании, на улице, на участке детского сада.

(Ответы детей.)

Вывод, какие хорошие у вас уши.

Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я буду сейчас делать.

Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, рвёт бумагу, мешает чайной ложкой в стакане.

(Ответы детей, что они слышали.)

6- профилактика заболеваний уха.

Воспитатель: ребята, к нам в гости пришёл Мишка. Посмотрите, у него забинтованы уши. Что с ним случилось? Как вы думайте?

(Ответы детей.)

Мишка: Я гулял в лесу, дул сильный ветер, было холодно. А я забыл одеть шапку. И у меня заболели уши. Ой-ой-ой!

Воспитатель: Надо беречь свои уши, защищать их от холода, ветра.

Заключение.

Воспитатель: Как вы думаете, уши – важный орган?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Зачем они нужны?

(Ответы детей: уши позволяют слышать, определять, откуда доноситься звук, далеко или близко он от нас, разговаривать друг с другом, слушать музыку, танцевать, слушать радио и телевизор, избегать несчастных случаев.)

Воспитатель: Нужно ли их беречь?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А как?

(Ответы детей: мыть уши, не кричать громко, не засовывать посторонние мелкие предметы в ухо, не ковырять ничем в ухе, надевать шапку в холодное время года.)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Я приготовила вам небольшие подарки. До свидания!

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю. Вторая младшая группа. Событие:осень Тема:Птицы и животные осенью. Цель:Дать представление о подготовке животных и птиц с зиме. Литература:Фисенко М. А. "физкультура.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, Топтыжка»
Опубликовано: 19 января 2014 в 20:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ. Фотоотчет.
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....
Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи:...
Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению сравнивать...