Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, Топтыжка»

Ирина Крашкина
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, Топтыжка»

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цели: Познакомить детей с простейшими правилами профилактики нарушения слуха, дать простейшие понятия о строении и функционировании уха, показать значимость этого органа для человека, обсудить вопросы гигиены слуха, формировать способности к наблюдению, к анализу полученных результатов. Учить детей делать простейшие выводы по итогам проводимых экспериментов.

Планируемые результаты: знают об особенностях функционирования и безопасности органов слуха, умеют поддерживать беседу, отвечать на вопросы, делают самостоятельные выводы.

Материалы и оборудование:

У педагога:, раковина морского моллюска; воронка, склеенная из плотной бумаги; круг из картона, имитирующий барабанную перепонку; ёмкость с узким носиком; тазик; шарф для завязывания глаз; пищащая игрушка; ширма; две ёмкости с водой, лист бумаги, ножницы, чашка с чайной ложкой; мишка, шапочка для мишки.

Содержание организованной образовательной деятельности.

Вступление.

Воспитатель: Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, умным, энергичным: бегать, прыгать, смотреть мультфильмы, слушать музыку, читать книжки, играть с друзьями, гулять во дворе. Поэтому каждый должен с детства помнить о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Ноги длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать тело. Руки находятся посередине туловища, чтобы ими было удобно пользоваться. Голова находиться вверху – в надежном месте. Голова укреплена на шее так, что может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему мы видим, что находиться вокруг. На голове спереди – то, с помощью чего мы узнаём об окружающем мире, познаём его. Глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы ощущать запахи, язык во рту – чтобы чувствовать вкус пищи.

Сегодня мы поговорим с вами об ухе.

Основная часть.

1 – рассматривание уха.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ухо друг друга. Те, кто сидит справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями. Что видно снаружи?

(Ответы.)

Воспитатель: То, что вы описали, называется ушная раковина. Повторим. (Хоровой повтор.) Называется она так, потому что похожа на морскую раковину. Посмотрите (показ раковины.)

- Что ещё видите?

(Ответы.)

Педагог направляет внимание детей на наружный слуховой проход.

Воспитатель: Обследуйте своё ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали.

(Ответы.)

Воспитатель: Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход?

(Ответы.)

Воспитатель: Чтобы в слуховой проход не проникали пыль, грязь и микробы его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая и липкая, к ней прилипают грязь и микробы, потом сера выходит из прохода и мы смываем её, когда моем уши. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадается?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вы смогли бы добраться пальчиком до конца прохода?

(Ответ: нет.)

Воспитатель: природа сделала так, чтобы никто не смог туда добраться. Потому, что в конце прохода есть тонкая- тонкая плеточка. Она называется перепонкой. Повторим это слово. Звук ударяется об эту перепонку, и мы его слышим.

2 – значение ушной раковины и барабанной перепонки.

Воспитатель: Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт. (Его демонстрирует педагог.) Представьте себе, что воронка это ухо, широкая часть воронки - ушная раковина, узкая слуховой проход. Вода – это звук, который проходит в ухо, картон – барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Воздух через ушную раковину идёт к перепонке и ударяется об неё. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка. (Педагог сопровождает объяснения экспериментом – льёт воду на картон через воронку. Дети слышат звук, возникающий от удара воды о картон. Вначале вода льётся отдельными каплями; при повторении педагог льёт воду струёй. Эти опыты имитируют слабый и сильный звуки.)

- Проверим, как помогает ушная раковина слышать звуки. Возьмите бумажную воронку и приставьте её к уху узким концом к слуховому проходу. Потом уберите. Как будет лучше слышна музыка? (Педагог включает магнитофон так, чтобы сила звука была слабой. Дети проверяют качество восприятия звуков и делают вывод: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше.)

- А теперь представьте, что какой- то мальчик решил ковыряться тонкой палочкой или чем-то острым в ухе. Что может произойти с перепонкой?

Ответы детей: тонкая перепонка прорвётся, проколется.

Педагог делает в картоне или бумаге большую дыру.

Воспитатель: Льём воду. Что получается?

Вода должна литься в таз через это отверстие – бесшумно.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да вы правы. Вот и остался человек глухим на всю жизнь. Починить перепонку нельзя.

- Скажите, как же надо беречь свои уши?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А что может случиться, если вы нечаянно втолкнёте в слуховой проход, какой - нибудь маленький предмет, например горошину? Давайте посмотрим. Вот узкая трубочка; предположим, это проход. Вот в него попала горошина. Как её достать оттуда? Попробуйте. (Дети как не стараются достать не могут.) Так будет и с вами, если вы заиграетесь и не заметите, как в проход попадёт мелкий предмет. Иногда и врачи не могут его вытащить. Так что будьте внимательны при игре с мелкими предметами.

3- острота слуха и влияние шума на слух.

Воспитатель: Проверим, хороший ли у вас слух, не повреждена ли перепонка. Я буду произносить слова, а вы будете их повторять.

Педагог произносит отдельные слова сначала обычным голосом, а потом всё тише и тише. Последние слова произносятся настолько тихо, что их могут расслышать только отдельные дети. Весьма важным моментом занятия, к которому следует привлечь внимание, является прислушиванием детей к очень тихо произносимым словам.

Воспитатель: Когда лучше слышно: когда произноситься тихо или громко?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Что вы делали, чтобы услышать тихий голос?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Следующий опыт будет шумным. Но сначала запомните правило. Когда я подниму руку – вы громко закричите, когда опущу, сразу же перестанете кричать. Понятно. Я скажу вам слово. Вы его повторите. Готовы.

Далее действуем по описанной методике. Шум продолжается не более 2-3 секунд. Во время крика воспитатель произносит обычным голосом любое слово, например «заяц». После восстановления тишины педагог спрашивает, какое слово было названо во время шума. Выясняется, что его никто не слышал.

Воспитатель: Представьте, что вы будете так кричать каждый день. Что может произойти с вашим слухом?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А если дома телевизор включён на полную мощность, и вы, чтобы друг друга услышать, разговариваете ещё громче? Что тогда случится с нашим слухом?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вы поняли, что от крика и шума страдает не только тот, кто кричит, но и все остальные – дети и взрослые?

4- определение расстояния до источника звука и направления его расположения с помощью слуховых анализаторов.

Воспитатель: Сейчас выясним, могут ли уши выполнять какие–нибудь другие обязанности, кроме слушанья звуков.

Педагог приглашает всех детей подойти к нему. С помощью считалочки, которую знают дети, выбирается один из воспитанников.

Воспитатель: Мы завяжем тебе глаза, и будем бросать мешочек с горохом, а ты говори, где он упал, далеко или близко.

Педагог указывает, кто из детей бросает мешочек. Ребёнок определяет расстояние, а остальные наблюдают за ним и делают выводы. Опыт повторяют с другими испытуемыми.

Воспитатель: можно ли определить с помощью ушей расстояние до предмета?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Для следующей игры встаньте в круг. Водящему завяжем глаза. По команде «начали» вы будете передавать игрушку друг - другу, по команде «Стоп» тот из вас, у кого в руках окажется игрушка, подаст ей сигнал. Водящий рукой покажет, откуда раздался звук.

Педагог повторяет игру 2-3 раза. В течение занятия каждый из детей должен принять участие в опытах или играх.

Воспитатель: можно ли определить с помощью ушей, откуда раздался звук?

(Ответы детей.)

5- анализ слуховых раздражителей.

Воспитатель: А теперь присядьте на ковёр и мы с вами послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?

Дети замолкают и слушают звуки, раздающиеся в здании, на улице, на участке детского сада.

(Ответы детей.)

Вывод, какие хорошие у вас уши.

Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я буду сейчас делать.

Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, рвёт бумагу, мешает чайной ложкой в стакане.

(Ответы детей, что они слышали.)

6- профилактика заболеваний уха.

Воспитатель: ребята, к нам в гости пришёл Мишка. Посмотрите, у него забинтованы уши. Что с ним случилось? Как вы думайте?

(Ответы детей.)

Мишка: Я гулял в лесу, дул сильный ветер, было холодно. А я забыл одеть шапку. И у меня заболели уши. Ой-ой-ой!

Воспитатель: Надо беречь свои уши, защищать их от холода, ветра.

Заключение.

Воспитатель: Как вы думаете, уши – важный орган?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Зачем они нужны?

(Ответы детей: уши позволяют слышать, определять, откуда доноситься звук, далеко или близко он от нас, разговаривать друг с другом, слушать музыку, танцевать, слушать радио и телевизор, избегать несчастных случаев.)

Воспитатель: Нужно ли их беречь?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А как?

(Ответы детей: мыть уши, не кричать громко, не засовывать посторонние мелкие предметы в ухо, не ковырять ничем в ухе, надевать шапку в холодное время года.)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Я приготовила вам небольшие подарки. До свидания!

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю. Вторая младшая группа. Событие:осень Тема:Птицы и животные осенью. Цель:Дать представление о подготовке животных и птиц с зиме. Литература:Фисенко М. А. "физкультура.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, Топтыжка»
Опубликовано: 19 января 2014 в 20:03
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...