Конспект открытого конкурсного занятия «Страница книжной истории»

Наталья Соколова
Конспект открытого конкурсного занятия «Страница книжной истории»

Цели:

дать знания об основных моментах истории создания книг, познакомить с первыми письменными материалами (глиной, тканью, берестой, бумагой). Затронуть историю книгопечатания, вспомнить современные технические средства хранения данных. Развивать познавательную инициативу ребёнка, творческие навыки путём выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук. Материалы:

Песок, вода, глина, пяльца, китайские иероглифы, шёлк, палитра, гуашь, кисточки.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята,

Как я рада вас видеть.

Меня зовут флешка,

Смотрите, я умею хранить много, много, много информации. А комната, в которую вы попали, называется центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всём. И сегодня я приглашаю Вас в путешествие «прошлое книги». Вы любите читать книжки?

Ответы детей. Воспитатель: А какие вы читаете книги? Ответы детей. Воспитатель: Вот видите, как много вы читаете книжек. Тогда вам понравится моё путешествие. Ведь вы много нового узнаете, как ваши чудесные книжки появились. Отправимся в путешествие? А самое главное, мы с вами узнаем, как появились, ваши чудесные книжки. Ответы детей. Воспитатель: Для этого нам необходимо, отправится в прошлое. А как нам туда попасть? Ответы детей (по волшебству, на машине времени). Воспитатель: Мы с вами отправимся на машине времени. Открою вам секрет, она перед вами. Включите нам, пожалуйста (обращается к помощнику) машину времени. Мы хотим попасть в прошлое.

Включают машину времени Воспитатель: Ребята, давайте встанем в машину времени. Смотрите. Какой здесь большой поток информации (показывает на светящиеся лампочки, старайтесь на них не наступать. Договорились? (дети входят в машину времени).

Воспитатель: Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу, мы сейчас с вами туда и переместимся.

(Звучит красивая космическая музыка, дети передают друг другу палочку – перемещалочку, как только палочка окажется в руках у последнего ребёнка на экране появляется изображение Египетской пирамиды).

Воспитатель: Какие молодцы, ребята, посмотрите мы с вами попали в Древний Египет. Обратите, внимание, Египет – это красивая страна. Там много пустынь, есть моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Дети, а этой страной правили короли – фараоны, а им помогали жрецы. Жрецы были умными, образованными. Они умели читать и писать (показ слайдов прекращается). Давайте мы с вами сядем за столики. Для вас на столах, лежат какие – то природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чём – то их надо же было писать. Правда, ребята? Давайте, посмотрим, что перед вами лежит.

(Дети садятся за столы, рассматривают, что лежит на столах, и называют эти предметы).

Воспитатель: Молодцы, вы узнали все материалы. Давайте, попробуем на них что-нибудь, написать, нарисовать. Возьмите деревянные палочки, которые лежат перед вами. Попробуйте написать сначала на песке. Скажите, ваше изображение видно? Ответы детей: Воспитатель: А теперь положите ваши деревянные палочки. Представим, что мы с вами нашу надпись понесли кому-нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге нашу надпись, потрясите тарелочку. Что стало с нашей надписью. Ответы детей: Воспитатель: Почему?

Ответы детей: Воспитатель: Давайте, теперь попробуем нарисовать на воде. Опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь. Что получается, дети? Ответы детей: Воспитатель: Правильно, дети, у воды нет формы, поэтому, то, что вы сейчас рисуете не видно. А сейчас пододвиньте поближе к себе глину и попробуйте что-нибудь нарисовать на глине.

(Дети рисуют на глине)

Воспитатель: А сейчас давайте проверим, можно ли эту информацию сохранить? Возьмите свою дощечку и потрясите, подуйте на неё. Что стало с информацией? Ответы детей: Воспитатель: Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? Ответы детей: Воспитатель: Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы. Давайте посмотрим, как они это делали. Для записи информации они использовали почти такие же глиняные дощечки, на которых они писали с помощью деревянных палочек, сделанных из тростника. Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину и получалось изображение, а после эти пластины обжигались и складывались друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в Древнем Египте (продолжение показа слайдов).

Ну что же нам пора отправляться дальше, нас ждёт другая страна.

(Дети входят в машину времени, звучит красивая космическая музыка, дети передают друг другу палочку – перемещалочку, как только палочка окажется в руках у последнего ребёнка на экране появляется изображение Китайской стены).

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами отправляемся в Древний Китай, именно эта страна Родина многих открытий. Давайте, мы выйдем из машины времени и посмотрим на экран (показ великой Китайской стены, Дворец Императора, а это Храм Неба, в Китае выращивают чай, рис). А вы знаете о том, что китайцы очень много времени уделяют своему здоровью, следят за своим телом, и поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику. Давайте встанем так, чтобы друг другу не мешать при выполнении гимнастики.

(Дети совместно с воспитателем выполняют китайскую гимнастику)

Воспитатель: Предлагаю вам сесть (дети садятся на пол).

История возникновения книги в Китае была очень интересной. Сначала китайцы писали на шёлке (это очень нежная материя, потом эти кусочки материи сшивали и получались вот такие шёлковые книги. А сейчас я вам предлагаю стать создателями своей шелковой книги. Только что мы будем писать, давайте я вам покажу. Дело в том, что в Китае используют специальные символы, которые называются иероглифы, повторите за мной (показ иероглифов - горы, река, рисовое поле, человек, трава, дерево). Я предлагаю выбрать понравившийся вам иероглиф и написать на ваших шёлковых страницах.

Я открою вам секрет, что китайцы очень изобретательный народ и следующим что они изобрели, это была бумага, но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени. Договорились? Пойдёмте скорей в машину времени.

(Дети входят в машину времени, звучит красивая космическая музыка, дети передают друг другу палочку – перемещалочку, как только палочка окажется в руках у последнего ребёнка на экране появляется изображение Древней Руси).

Воспитатель: Мы с вами переместились в Древнюю Русь. Русь всегда славилась своими деревянными городами красивыми, могучими и сильными богатырями, своим рукоделием и конечно весёлыми праздниками. Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. А что это такое, кто мне скажет? Береста-это кора берёзы, на ней писали с помощью острой палочки, а потом появились бумага и на ней стали писать летописцы. Их труд был очень тяжёлым, поэтому они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло? Вот посмотрите. Буквы вырезали из дерева, затем на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печатная книга. Сейчас я вам предлагаю создать свою первую печатную страничку, но для этого Вам необходимо отгадать загадку.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

После того как дети отгадали загадку, воспитатель предлагает написать ответ загадки самостоятельно, по образцу.

Подводится итог занятия, и дети возвращаются на машине времени в детский сад.

Публикации по теме:

Конспект конкурсного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие на остров»Конспект конкурсного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие на остров» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Задачи: Коррекционно-образовательные задачи: • Активизация словаря по лексической теме.

Конспект конкурсного занятия «Поиски пропавшего подарка» для детей 6–7 лет Цель: формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности. Задачи:.

Конспект конкурсного занятия в подготовительной группе «Приключения в королевстве Математики»Конспект конкурсного занятия в подготовительной группе «Приключения в королевстве Математики» Конспект конкурсного занятия с детьми подготовительной группы «Неваляшка» по познавательному развитию с применением ИКТ технологии. Тема:.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Земноводные, рептилии
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект открытого конкурсного занятия «Страница книжной истории»
Опубликовано: 23 марта 2018 в 10:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс: «Ширма для настольного театра «Времена года»
2018 год объявлен Годом Театра, в рамках которого воспитатели нашего детского сада провели большую работу по обновлению уже имеющегося игрового материала...
Выступление на конференции «Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста...
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается...
Рассматривание и сравнение цветущей глицинии и сирени с детьми старшей группы
Уважаемые коллеги! Недалёко от нашего детского сада на старом купеческом доме растёт глициния - чудесная декоративная лиана. В настоящее время лиана...
Опытно-экспериментальный проект «Огород на подоконнике»
одержание проекта Название проекта: Огород на подоконнике Тип проекта: опытно - экспериментальный По продолжительности: средней продолжительности ( 1...
Дидактическая игра «Продолжи мордовский орнамент»
Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр...