Папки-передвижки

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука»

Валентина Лёвина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука»

Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов».

Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке как знаке обозначения мягкости согласного на письме, формировать умение различать твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов.

Задачи урока :

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Публикация «Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе „Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука“» размещена в разделах

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах, в группах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

логические – умеют осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Тип урока : решение учебной задачи.

Оборудование: ноутбук, проектор.

Раздаточный материал: карточки для работы в группах, в парах, листы для самооценки.

Ход урока.

I. Орг. момент

Солнце встало над землей

Разбудило всех детей

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- У вас хорошее настроение? Вы готовы к работе? Тогда – в путь, за знаниями.

- Девиз нашего урока : думать, размышлять, доказывать.

II. Чистописание: е, ё, и, ю, я, ь.

- Запишите буквы, чередуя до конца строки, постарайтесь писать буквы также красиво, как на образце.

- Посмотрите на свои написанные буквы, сравните с образцом, подчеркните простым карандашом самую красивую букву.

- Что общего у этих букв?

- Какая буква «лишняя»? Почему?

III. Словарная работа: д…кабрь, …нварь, ф…враль, к…ньки.

- Давайте проговорим хором словарные слова орфографически правильно.

- Запишите самостоятельно словарные слова, поставьте ударение, безударную гласную подчеркните.

- А сейчас сравните словарные слова с образцом на слайде.

- Какая тема объединяет все эти слова?

- Какая орфограмма объединяет все эти слова?

- Какое слово здесь «лишнее»?

IV. Мотивация учебной деятельности.

Актуализация знаний

Послушайте сказку

Жили-были в азбуке буквы и любили они ходить друг к другу в гости. Жили они не тужили, потому что все дружили и весело им было, песенки они пели мягкие, ласковые: ми, ми, ми, ля, ля, ля…

Но жила среди них буква, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука, не умеет говорить, все время молчит. И жилось этой букве плохо, одиноко, поэтому она была такая хмурая.

А любимое занятие букв было составлять слова. А какие слова, мы узнаем, отгадав загадки:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт

И в иголках круглый год – ел

Спит или купается

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки – гус

– Ничего у них не получилось! Буквы вот так составили слова-отгадки: ел, гус.

Что же делать, как помочь буквам? Подскажите, что нужно сделать?

Ель, гусь

- Какую роль выполняет в слове мягкий знак? (Смягчает согласный)

Развеселились буквы, позвали Ь в гости и стали с ним дружить. Вот он оказывается, какой незаменимый мягкий знак, настоящий фокусник!

Обрадовался Ь, что он стал важным и нужным другим буквам. Не стал хмуриться, стал веселым.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- На какой вопрос мы будем искать ответ на протяжении всего урока?

- Какие задачи мы поставим перед собой?

- Что вы знаете о букве «мягкий знак», ведь эта тема не новая для вас, вы ее изучали в первом классе и повторяли во втором?

Работа с правилом с. 124.

- Давайте хором прочитаем правило на с. 124.

V. Закрепление и осмысление знаний.

1. Догадайтесь, о чем я говорю.

- Если из одной точки провести два луча, мы получим геометрическую фигуру, которая называется как?

- Как называется полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске?

- Как называется длинная палка, которую используют для прыжков в высоту?

- Так для чего же нужен мягкий знак?

- Запишите: Угол – уголь, мел – мель, шест – шесть.

- Может ли мягкий знак изменить лексическое значение слова?

2. Кого вы видите на слайде? Кто это?

- Кто такая галка?

А можно ли галку превратить в название мелких камушков?

- Какое слово получится?

- В чем секрет мягкого знака?

- Запишите эти слова в тетрадь и посчитайте, сколько в каждом слове букв, сколько звуков.

Галка – 5 б., 5 зв.

Галька – 6 б., 5 зв.

- Почему в слове «галька» букв больше, чем звуков?

3. Работа в парах.

- Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие данным значениям. Каждое такое слово заканчивается мягким согласным звуком.

1. о с е н ь

2. и ю л ь

3. н о я б р ь

4. я н в а р ь

5. а п р е л ь

Проверка:

- Сравните свои слова-отгадки со словами-отгадками на слайде.

- Что объединяет все слова в кроссворде?

- Назовите последний звук в каждом слове.

- Чем мы обозначаем мягкость согласного звука?

- Чья пара выполнила задание без ошибок? Поднимите руки.

VI. Физкультминутка. (Под песню «В лесу родилась елочка»).

VII. Работа в группах.

- Посмотрите на нашу елочку, над ней висят флажки с буквосочетаниями: -сь, -ль, -рь.

- В каких словах могут встретиться такие буквосочетания?

Придумывание слов и запись на шарики:

1-я группа – с сочетанием –сь.

2-я группа – с сочетанием –ль.

3-я группа – с сочетанием –рь.

- Итак, какие слова с данными буквосочетаниями вы придумали? - Для чего служит мягкий знак?

- Какая группа придумала больше слов?

VIII. Работа с учебником. Стр. 125 упр. 204.

IX. Итоги урока.

- Чему учились на уроке?

- Для чего служит мягкий знак?

- Где мягкий знак может стоять в слове? Приведите примеры.

- Где вы можете применить знания о мягком знаке?

- Что на уроке было особенно интересным?

- Какие задания вызывали затруднения?

- У вас хорошее настроение?

- Оцените свою работу на уроке : поставьте «+» или «–«в окошечко.

- Поднимите руку, кто понял тему?

- Кто понял тему и может научить другого?

- Кому нужна помощь?

Домашнее задание: придумать и записать 8 слов с мягким знаком-показателем мягкости согласного звука, выделить орфограмму.

Молодцы ребята! Спасибо за урок!

Публикации по теме:

Диагностическая работа по русскому языку в 3 классе Диагностическая работа по русскому языку в 3 классе (апрель – май) 1- й вариант Составитель: учитель начальных классов МАО СОШ №168 г. Екатеринбурга.

Конспект урока по английскому языку в 4 классе «Spring is here!» План – конспект урока, посвященного Весенним праздникам “Spring is Here!” 1. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами собрались на заключительный.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Род имён существительных» Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Д» Тема урока: «Род имён существительных» Подготовила: Учитель начальных.

Конспект урока во втором классе по русскому языку в Скош 8 вида «Большая буква в именах и фамилиях людей» Конспект урока во 2 классе по русскому языку на тему: «Большая буква в именах и фамилиях людей». Цель: повторение ранее полученных знаний.

Конспект занятия «Мягкий знак» Грамматическая тема: Мягкий знак. Лексическая тема: Антонимы. Цель: Научить обозначению мягкости согласных при помощи Ь. Задачи: 1. Формировать.

Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Учитель УВК «Арман» Любомир О. В. Г. Алматы, Казахстан Тема: Составление текста.

Разработка открытого урока чтения во 2 в классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Разработка открытого урока чтения во 2В классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Цель : создать условия для формирования.

Конспект урока по русскому языку «Глагол. Спряжение глагола» Тема: Глагол. Спряжение глагола. Цель: 1. Совершенствовать знания о грамматическом понятии "глагол", о существенных признаках глагола.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Слова, определяющие признаки предметов» Тема: слова, обозначающие признаки предметов. Цель: формировать умение определять и правильно использовать в речи слова, обозначающие признаки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука»
Опубликовано: 30 декабря 2016 в 14:57
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД