Папки-передвижки

Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей

Татьяна Ивашова
Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

КОНСПЕКТ

открытого занятия

на тему: «Старание и терпение»

Учитель начальных классов

Ивашова Татьяна Васильевна

2015 год

г. Печора

Конспект занятия по программе «Радость моя»

Тема: «Старание и терпение»

Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.

Задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия „Старание и терпение“ по духовно-нравственному воспитанию детей» размещена в разделах

1. Сформировать понятия «старание», «терпение», дать положительную оценку данным качествам.

2. Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах.

3. Содействовать обогащению словарного запаса детей.

3. Воспитывать у детей стремление к старанию и терпению.

Подготовительная работа:

-чтение русских народных сказок «Морозко», «Золушка», «Крошечка Хаврошечка», «По щучьему велению», «Снежная королева», «Доктор Айболит»

-работа с пословицами и поговорками о старании и терпении.

- выпуск памятки для родителей «Старание и терпение рождают умение»

Материалы для занятия: иллюстрации к сказкам, картинки с изображением занятий детей, листы с заданиями для детей, цветные карандаши

Ход занятия

Этап,

продолжительность Деятельность учителя

Организационный момент- 5 мин.

Психологический настрой

Вводно – организационный

Дети входят в группу под музыку «Доброе утро»

учитель: Всем - здравствуйте!

Рады гостям, как добрым вестям!

Всех привечаем, душевно встречаем! (поклоны)

Дети: Доброго всем дня!

учитель - Ребята, посмотрите внимательно на изображения на доске (солнышко улыбчивое, солнышко с тучами и тучка.)

- Каков ваш настрой в начале занятия?

1) Если солнышко внутри вас, и вы с прекрасным настроением начинаете занятие - поднимите руки вверх и помашите ими.

2) Если вам тревожно - выбираете солнышко с тучей - поднимите руки в стороны

3) А если вам не хочется сегодня общаться - выбираете тучку и показываете это, закрыв ладошками лицо.

Я рада, что у большинства из вас солнечное настроение. Пусть этот день принесет нам радость общения, наполнит сердца добрыми чувствами и желаниями. Садитесь!

(Дети занимают свои места)

Мотивационно-побудительный

-Ребята, послушаем мелодию (Звучит музыка «Прекрасное далёко»)

Мы ещё маленький народ, но в прекрасное далёко мы уже начали свой путь. И наша задача - уже сейчас подготовить себя к большой жизни так, чтоб было меньше ошибок, обид, разочарований. Сегодня на занятии поговорим об очень важной и нужной теме.

Давайте послушаем детей (читают подготовленные дети)

1ребёнок

Если пол я подметаю —

Пыль до неба поднимаю,

Если стирку затеваю —

Всю квартиру заливаю.

- Ребята! Почему бабушка страдает?

- Как надо было выполнять работу? (старательно)

2 ребёнок

Две серьёзных очень рыбы

Молча плыли как-то раз.

Вот, скажите честно, вы бы

Промолчали целый час?

-Каким качеством обладает герой этого стихотворения? (терпением)

- Хлопните, если у вас были случаи, когда мама вам говорила: «Потерпи немножко. ?»

- А теперь кивните головой, если к вам обращались со словом «старайся». Спасибо за честность!

Актуализация знаний -2мин

-Ребята, вы конечно слышали эти слова ”cтарание” и “терпение”.

- Кто сможет дать точное определение этим словам?

- Где мы можем найти значение этих слов? (поискать в словаре, заглянуть в интернет, спросить у взрослых и т. д.

(Ф. И. ребёнка…нашёл объяснение. Слушайте внимательно!

(Старание - это прилежание, усилие, усердие, напряжение, стремление, трудолюбие.)

(Терпение - по-другому - это Выдержка, Настойчивость, Ожидание, Упорство, Толерантность, Снисхождение.)

-Спасибо за помощь!

Целеполагание -1мин

- Можете догадаться, о чём будем вести сегодня разговор? (о старании и терпении)

- Как вы думаете, нужная тема?

Основной момент

Восприятие и освоение нового материала- 13 минут

Музыкальная физминутка

- В каком деле могут пригодиться эти качества? (на занятиях, в спорте, везде)

С давних времен люди высоко ценили старание и терпение. Понимали, что это великий труд души, благодаря этому человек достигает мастерства и умения в любом деле. Много писателей посвятили свои рассказы этим важным качествам.

-Послушайте рассказ Льва Николаевича Толстого (читает и показывает иллюстрацию)

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.

- Подумайте, благодаря чему птице удалось исполнить желание? (старанию)

- Что было бы, если бы галка не старалась? (осталась без воды, мучала жажда)

- А вот ещё один рассказ Евгения Пермяка. Послушайте внимательно. А потом обсудим.

(звучит аудиозапись «Торопливый ножик»)

- Ребята, как строгал ножик, когда он был торопливым? (То вкривь, то вкось.)

- А как ножик стал строгать, когда он стал терпеливым? (Потихонечку, полегонечку, осторожно, ровно, красиво, послушно)

- Скажите, чему нас учит этот рассказ? (терпению и старанию)

- Давайте обсудим ситуации из нашей жизни.

1) Девочка тренировалась вырезать ножницами кружочки. Каждый кружочек вырезала не спеша. По правилам. С заданием справилась лучше всех. Проявила она старание и терпение в работе? (да)

2) Учитель задал вопрос мальчику. Он задумался над этим, а другой мальчик знал ответ и быстренько его выкрикнул. Какого качества не хватило другому мальчику? (терпения)

- Как можно назвать человека, который умеет сдерживать свои эмоции, не мешает другим, хотя очень хочется (терпеливым)

- По отношению к кому? (к другим людям, чтобы не мешать)

Да, ребята, терпение надо проявлять в работе-делать её до конца, как бы ни было трудно, и по отношению к другим - уметь выслушивать до конца своего собеседника.

- Кто будет старательно учиться - при выпуске из школы получит вот такую золотую медаль. Это очень почётно! (показ) Ведь учение – это большой труд. От человека требуется старание, усидчивость. Не всегда всё легко получается, даже у взрослых. Старание - это достоинство, важное качество человека.

___

-А теперь отдохнём, старательно сделаем физминутку «Хлопай - топай!»

(Звучит музыкальная физминутка)

___

- Ребята! А знаете ли вы, что более 200 лет назад в России была учреждена медаль «За усердие» (В декабре 1801 года по указу Александра I была введена награда – медаль «За усердие». Награждались ею за особое старание, как писали «…в поощрение к трудолюбию».) Вид медали менялся несколько раз. (показать медали)

И в наши дни вручается медаль «За усердие» самым старательным людям. Так что это качество очень ценится государством.

- Ребята, все великие люди были необычайно старательными, терпеливыми и трудолюбивыми. Об этом нам расскажут некоторые наши дети.

1 человек (Ф. И. ребёнка)- Великий полководец А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой, старание и терпение помогли ему стать непобедимым командиром.

(показ картинки)

2 человек (Ф. И. ребёнка)- А Валентина Владимировна Терешкова путём старательных тренировок, терпения и прилежной учёбы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом. (показ картинки)

В этом году страна наша Россия отмечает юбилей- 70 лет победы в страшной войне. Примеров старания, терпения и мужества много. Об одном расскажет

3 человек (Ф. И. ребёнка)

Самолёт Алексея Петровича Маресьева (показ картины) был подбит, а сам лётчик тяжело ранен в ноги. Совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории и 18 суток сначала на покалеченных ногах, а потом ползком пробирался к линии фронта. Еле живого Алексея обнаружили мальчишки из деревни Плав, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Маресьева на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за лётчиком, в селе не было врача, а Маресьеву нужна была медицинская помощь. Было очень больно, но он терпел. Когда на окраине села приземлился самолёт, Маресьева отправили в Москву. Врачи вынуждены были ампутировать (отрезать) ему обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

-Народная мудрость даёт такой совет: «Научишься терпеть в малом, вытерпишь

и в большом». И действительно, пережить многие трудности можно благодаря своему удивительному терпению и старанию.

- Ребята! А как мы можем узнать, старательный человек или нет?

(по его поступкам и делам)

-А теперь предлагаю поработать в парах

-Внимательно рассмотрите иллюстрации и отметьте жетончиком «Солнышко» (поставьте его на иллюстрации в нижнем правом углу, на которых изображены занятия, требующие старания и терпения. Правило - внимательно выслушать друг друга и прийти к единому решению. Как закончите работу - сцепите ладошки вместе в кулачок и поднимите вверх.

Проверим вашу работу: один из вашей пары (договоритесь - кто) объясняет выбор так: мы думаем, что…. Если остальные согласны - хлопните!

А сейчас дружно и старательно отдохнём

Вверх ладошки - хлоп,хлоп!

По коленкам шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И руками домик сложим.

Закрепление полученного материала- 5мин.

- Теперь, друзья, мы поработаем в группах. (раздать листочки по количеству групп) Старанию и терпению нас учат наши русские народные сказки

-Во многих сказках герои старательны и терпеливы. Но не во всех. Найдите такого героя и угадайте сказку (По щучьему велению)

-Какие вы молодцы!

Давайте вспомним пословицы и поговорки о старании и терпении.

Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».

• Без терпенья нет… (умения).

• Терпение всё (преодолевает).

• Терпение и труд всё….(перетрут).

• Поспешишь – людей …. (насмешишь).

• К большому терпенью придет и….(уменье).

• Старание и терпение рождают …. (умение)

- Вы со мной согласны? А теперь старательно и терпеливо соедините точки на листочке.

(работают под приятную спокойную музыку)

Рефлексивно-итоговый этап

-Друзья, подходит к концу наше занятие, и пора подвести итоги.

- Кто доволен своей работой на занятии?

- Оцените свою работу так же, как начинали занятие:

если всё поняли - вы солнышки, поднимем руки вверх и помашем ими.

если не всё поняли - руки в стороны разведём.

если не поняли тему – руками прикроем глазки.

Всем спасибо! Как солнышко радуется вашему старанию! И я рада нашему общению.

- О каких важных качествах человека мы говорили сегодня (о старании, терпении)

- На занятии сегодня нужны были старание и терпение?

- Кто захотел быть старательным и терпеливым?

Сегодня каждый из вас задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти в прекрасное далёко. Хочется верить, что вы будете трудолюбивыми, старательными и терпеливыми. Я верю в вас, мои дорогие!

.-Давайте пожелаем нашим гостям: добра, здоровья, счастья, удачи, терпения.

- Говорят: Какова работа, такова и награда. Вы сегодня - МОЛОДЦЫ! Дарю вам медальки на память! Пусть будет у вас напоминание: старание и терпение - путь к умению! (солнышко с лучами, на которых написана эта пословица)

Под музыку «Прекрасное далёко» раздать медальки.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Колокольная история» Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в старшей группе на тему : «Колокольная история» Воспитатель МБДОУ.

Конспект открытого занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел» Конспект занятия в средней группе «Колобок» по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел» 2013-2014 учебный год Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей
Опубликовано: 11 мая 2015 в 22:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД