Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с предметным миром «Что за чай без самовара?» (вторая младшая группа)

Наташа Журинова
Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с предметным миром «Что за чай без самовара?» (вторая младшая группа)

Цель: познакомить детей с самоваром, обычаем русского

народа угощать гостей чаем, караваем.

Задачи:

учить детей делать простейший анализ, выделять с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предмете качества и свойства (назначение предмета, его части и их назначение, цвет, форма, размер и т. д.); эмоционально откликаться на рассказывание взрослого;

закреплять умение употреблять в речи слова, обозначающие качество и свойства предмета; знакомые способы раскатывания солёного теста ладонями;

развивать активность в элементарном музицировании; умение владеть приёмом игры в две ложки; основы метроритмического чувства во время сопровождения малых форм народного поэтического творчества;

воспитывать доброжелательность, готовность к совместным действиям, аккуратность.

Воспитатель выходит с самоваром в руках и поёт:

Я иду, иду, иду

Самовар в руках несу,

Прибауточки пою.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Аленушка, я к вам в гости пришла,самовар принесла. (ставит самовар на стол)

Воспитатель: Ребята, посмотрите,

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит!

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Самовар

Воспитатель: Правильно, самовар!

В нем пылал когда-то жар,

В нем бурлил когда- то пар.

В золотой пузатый бок

Глухо бился кипяток.

В старину на Руси, в далекие времена, в старой русской избушке, на большом обеденном столе, жил да был самовар. Он был очень важным, ведь он делал ответственную работу - кипятил воду. А еще самовар был очень добрым, всегда улыбался своими блестящими бокам, радовал ребятишек расписными узорами, его голову украшала резная крышка, а руки важно подпирали блестящие бока, да и носик у него был не простой, а с краником! Про него говорили: Самовар-птица-жар, кран открывается, чай наливается! А больше всего на свете он любил тихие вечера, да и как их не любить, ведь вокруг него по вечерам собиралась большая и дружная семья.

А вот посмотрите, с каким замечательным самоваром я пришла к вам в гости! Давайте рассмотрим его, какой он? Правильно, он большой, красивый, блестящий, расписной. А что у него по бокам? Правильно, ручки, а как вы думаете для чего они? А что еще есть у самовара? (крышка, ножки, краник) Молодцы, ребята, а что у самовара льется из носика-краника? Правильно, из него льется вода, которая только что закипела, и называется она - кипяток. А для чего самовар нужен? В самоваре кипятили воду, чтобы пить чай.

Ребята, давайте с вами поиграем (игра на развитие координации речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)

Вот большой стеклянный чайник, (надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Очень важный как начальник.

Вот фарфоровые чашки (присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются. (присели)

Вот серебряные ложки (потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (руки вытянули вперёд перед собой)

Самовар он нам принёс!

Дети выполняют движения за воспитателем

А теперь пожалуйте ко мне в терем-теремок, проходите гости дорогие! Посмотрите, какой я для вас стол накрыла, ребята, а что это стоит на столе? (ответы детей) Правильно, самовар. А на самоваре сидит барыня, вы знаете для чего? (ответы детей) Для того чтобы вода в самоваре дольше оставалась горячей, она сохраняет тепло. Давайте снимем ее и посмотрим на самовар, да какой красивый! Блестящий! Ребята, вода в самоваре только что закипела, и называется она кипяток, поэтому он очень горячий, и трогать его нельзя! Запомнили? А теперь садитесь, ребята за стол, я покажу вам, как заваривается чай. Есть разные сорта чая, а я приготовила для вас черный и зеленый. Но сначала давайте посмотрим на кипяток, возьмем прозрачный кувшинчик, открываем у самовара краник, посмотрите, льется кипяток! Какого он цвета ребята?(ответы детей) Бесцветный, прозрачный. А почему идет пар? (ответы детей) Потому что вода только что закипела, и очень горячая. Вот какой у нас кипяток! А теперь я насыпаю черный чай в заварочный чайник, в этом чайнике будет завариваться чай, поэтому он и называется - заварочный. Заваривают чай кипятком, а где мы его возьмем? (ответы детей) Правильно, из самовара. Открываем краник и наливаем кипяток. Посмотрите, кипяток был прозрачный, а что же сейчас с ним происходит? (ответы детей) Чай заваривается, сколько много чаинок плавает и кипяток становится темным, насыщается цветом. А в другой заварочный чайник я кладу зеленый чай, посмотрите, какое волшебство, листики разворачиваются, а заварка получается светлого оттенка. Посмотрите, ребята, как разные сорта чая, окрашивают кипяток в разные цвета. Черный чай - становится темного цвета, а зеленый - светлого. А что бы чай стал ароматным, крепким, вкусным, ему надо завариться, настояться.

А пока наш чай заваривается, я предлагаю вам слепить угощение. (воспитатель приглашает детей пересесть за другие столы)

А лепить мы будем из соленого теста замечательные баранки. Я раздаю вам тесто, какое оно? (ответы детей) Правильно, оно мягкое, гибкое, теплое… А какого цвета?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Посмотрите, сначала мы отщипываем кусок теста, раскатываем из него колбаску, соединяем концы - получилась баранка.

Дети лепят баранки из солёного теста.

Воспитатель: Молодцы, красивые баранки у вас получились! Давайте положим их на красивую тарелочку. И пойдем, поиграем.

Музыкальная игра на ложках.

Воспитатель: Как весело мы с вами поиграли! Вам понравилось? А с чем мы познакомились сегодня?

Дети: С самоваром.

Воспитатель: Для чего он нужен?

Дети: Для приготовления кипятка.

Воспитатель: Давайте вспомним, как называются его части, что у него есть? (ответы детей)

Воспитатель: А еще мы заваривали чай, черный и зеленый. Чем мы его заливали?

Дети: Кипятком.

Воспитатель: Правильно, а трогать руками его можно?

Дети: Нет, потому что можно обжечь руки.

Воспитатель: Ребята, а какое угощение мы лепили? (ответы детей) А из чего? (ответы детей) Ребята наш чай, наверное, уже заварился, пойдемте, посмотрим. Это какой чай?

Дети: Черный.

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети: Темного, красного…

Воспитатель: А это какой?

Дети: Зеленый.

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети: Светло- зелёного.

Воспитатель: Ну а теперь давайте пить чай, а какой же чай без угощения! Я приготовила для вас вкусный, ароматный каравай. Хотите понюхать? Как пахнет, правда!

Вы все сегодня были молодцы, в гостях вели себя вежливо, весело играли, рассматривали самовар, заваривали чай, лепили баранки. А теперь давайте пить чай с вкусным, ароматным караваем! Приятного аппетита! А пока вы пьёте чай вместе с Татьяной Анатольевной, я отнесу наши баранки поварам, пусть они их испекут.

Публикации по теме:

Посиделки возле самовара.Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей». Вхождение в игровую ситуацию " Гости на пороге". Дети играют в сюжетно-ролевую игру " Семья". Воспитатель вносит самовар: -Ребята, сегодня.

Библиотека изображений:
  • История
  • Космос
  • Посуда
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с предметным миром «Что за чай без самовара?» (вторая младшая группа)
Опубликовано: 11 июня 2013 в 20:39
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...