Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные севера»

Елена Владимировна Афонина
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Программные задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.

-воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Образовательные:

- углублять представления детей о диких животных холодных стран.

- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.

Развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.

- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Материал:

- демонстрационные картины: «Тундра», животные Севера, презентация «Животные Севера

Д/и «Кто где живет?», «Отгадай животное».

Рассматривание серии картин «Животные Севера».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие на северный полюс (В Арктику) Воспитатель показывает этот место на глобусе. Мы сейчас представим с вами, что мы летим на самолете.

Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»

Закрываем глаза, открываем и вот мы уже оказываемся на Северном полюсе. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

Кругом большие льдины, плавают айсберги. И первый кого мы встречаем на нашем пути.

Воспитатель показывает картинки с изображением животных севера.

Моржи.

Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.

Воспитатель: Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

Олени.

Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

Дети: Это олень.

Воспитатель: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?

Дети: Длинные рога.

Воспитатель: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

Воспитатель: У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые не проваливаются в снег

Воспитатель: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Чем же питаются северные олени?

Дети: Мхом, травой.

Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Тюлень.

Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?

Дети: Это тюлень.

Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Дети: Плавники.

Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты.

Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Дети: Рыбой питается тюлень.

Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.

А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.

Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.

Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?

Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Воспитатель: Верно, молодцы!

Белый медведь.

Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

Дети. Белый медведь.

Воспитатель: Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?

Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.

Воспитатель: У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Воспитатель: Ребята, а давайте движением изобразим белого медведя:

Физминутка

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною мишка

Руки вверх, вперед и низ

Улыбайся и садись!

Воспитатель: На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете)

Воспитатель: Вот мы и прилетели в детский сад. Проходите, ребята, садитесь.

Ребята, вам понравилась экскурсия на Крайний Север?

Дети: Да, понравилась.

Воспитатель: Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, я вам сейчас загадаю загадки и посмотрю отгадаете ли вы их.

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. (Моржи)

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Олень)

Воспитатель показывает этих животных на мольберте на картине.

Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? А помогает животным выжить в этих суровых условиях:

- Толстый слой жира, густа шерсть,

- Широкие лапы, окраска меха

Воспитатель: Молодцы, вспомнили хорошо.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сложи картинку».

Надо сложить части так, чтобы получилось изображение северного животного, у каждого своё. Когда все сложат свою картинку, вы назовёте кто у вас получился.

Публикации по теме:

Презентация отчёта о проделанной работе за лето Отчет о проделанной работе за лето 2013 г. Младшая группа. Воспитатель: Мирошниченкова Н. А. Летняя работа в детском саду осуществлялась.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные севера»
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 18:56
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...