Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природные материалы: камень, глина, песок»

Татьяна Мордвинова
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природные материалы: камень, глина, песок»

Природные материалы: камень, глина, песок

Цель: Расширение и систематизация знаний о песке глине, камнях и их свойствах.

Задачи:

- образовательные: закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня; показать, чем они похожи и чем отличаются; формировать умение исследовать свойства природных материалов; уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа.

Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе „Природные материалы: камень, глина, песок“» размещена в разделах

- развивающие: развивать интерес к природным материалам; развивать познавательный интерес, речь детей, зрительное восприятие, память, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки, двигательное воображение и координацию движений, развивать мелкую моторику кистей рук.

- воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Материал: записка профессора Почемучкина; халаты, шапочки, перчатки; стаканчики с песком и глиной, листы бумаги или одноразовые тарелочки на каждого ребенка, лупы; 3 пластиковые бутылки с отрезанным дном, поролон, песок, камни, глина, тарелочки, стаканы с водой; разнообразные камни, мисочки с водой, салфетки на каждого ребенка; клей, глина, песок, соль, разные камни, основа для панно.

Ход

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры, неожиданные эксперименты и ещё много всего интересного.

Воспитатель: Ребята, у меня есть один знакомый его зовут профессор Почемучкин. Он приглашает всех нас в свою лабораторию. Ребята, хотите отправиться в настоящую лабораторию? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда прямо сейчас отправимся в дорогу! Предлагаю полетать на воздушном шаре. Давайте встанем с вами в круг, возьмемся за руки. Теперь повторяйте за мной слова:

Лишь одним ветрам послушный,

Поднимался шар воздушный.

Человек умел мечтать,

Человек хотел летать!

Воспитатель: Мы приземлились. Вот и лаборатория профессора Почемучкина, но кажется его нет на месте. Но есть записка, давайте прочитаем её.

«Дорогие друзья, мне срочно пришлось улететь конференцию. Моя лаборатория в вашем распоряжении. Но только не забудьте про правила поведения в лаборатории и необходимой одежде. P.S. Я приготовил для вас все необходимое оборудование и схемы опытов. А чтобы воспользоваться лабораторией и узнать с чем вы будете проводить опыты, нужно отгадать мои загадки.»

Загадка №1

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой! (песок)

Загадка №2

Гончар для меня разведёт жаркий пламень.

Сухая, я твёрдой бываю как камень.

Размочат - как тесто податливой буду,

Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая? (глина)

Загадка №3

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать. (камень)

Воспитатель: Ребята, мы отгадали все загадки! Так с какими же материалами будем мы сегодня проводить опыты? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда предлагаю скорее переодеться и приступить к экспериментам. Одеваем специальную одежду: халаты, шапочки, перчатки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите профессор Почемучкин оставил нам памятку, чтобы не забыли о правилах поведения в лаборатории.

(Дети по памятке называют правила безопасного поведения в лаборатории).

Воспитатель: А теперь предлагаю пройти за свои рабочие места, начинаем опыты.

ОПЫТ №1

Аккуратно насыпаем немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? (Ответы детей) Теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать, песок или глину? (Ответы детей) Вывод: Песок рыхлый, сыпучий, а глина – нет.

ОПЫТ №2

Насыпаем на тарелочки немного песка и глины. С помощью лупы рассмотрим, из чего состоит песок (ответы детей) Какие они? (ответы детей) Похожи ли они друг на друга? Теперь рассмотрим глину. Вывод: Частички глины похожи на пылинки. Они меньше песчинок. Пылинки глины раньше были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина.

ОПЫТ №3

Бутылки перевернуть, вложить в горлышки поролон и заполнить разным материалом: мелкими камешками, песком, глиной. Под бутылками разместить тарелочки. Налить в каждую бутылку воды. Налить в каждую бутылку воды. В какой из бутылок вода исчезнет быстрее? Почему?

Вывод: Быстрее всего вода пробегает между камешками, затем – сквозь песок. Глина же не пускает воду.

ОПЫТ №4

Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой. Теперь найдите самый маленький. Самый красивый (невзрачный) и т. д.

Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник.

ОПЫТ №5

Потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые? Шершавые или гладкие? Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал? Почему? Значит, камешки могут нагреваться. Что будет, если мы положим камешек в воду (предположения детей). Бросим камешек в воду и понаблюдаем, что произойдет. Опустим в миску еще несколько камешков, потрогаем их в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие камешки красивее?

Физминутка

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем —

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребята, все опыта профессора Почемучкина мы провели, узнали много о песке, глине, камнях. А знаете ли вы, где же применяются эти материалы? Где человек применяет песок? А глину? А камни? (Ответы детей) Мало кто знает, что соль — это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.

Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю использовать эти материалы в нашем творчестве. Давайте, пройдем за стол и вместе создадим панно.

Проходят за стол и при помощи песка, глины и камней выполняют панно.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) А что делать вам понравилось больше всего сегодня? (Ответы детей)

Список литературы

Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной - М. :ТЦ Сфера, 2017.

Родионова Ю. Н., Микляева Н. В. Развиваем способности дошкольников. - М., 2010.

Виноградова Н. Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: М. ,1994.

Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и глина» Медведева Ирина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Ивушка», 2 младшая группа. Конспект НОД по познавательно –исследовательской.

Конспект ОД по познавательному развитию «Вода, песок, глина, камни на службе у человека» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебная глина» Волшебная глина. Программное содержание: Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природные материалы: камень, глина, песок»
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 13:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД