Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Путешествие на Крайний Север» (подготовительная группа).

Ирина Артемьева
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Путешествие на Крайний Север» (подготовительная группа).

Цель.

• Дать детям определённый уровень знаний о Севере России.

• Побуждать, использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли.

Развивать образную речь детей.

• Упражнять детей в способах релаксации.

Развивать психические процессы: внимание, мышление, воображение, память.

• Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России; развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей.

• Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

Предварительная работа.

• Игры и упражнения: «О чём можно так сказать?», «Скажи по-другому», «Загадай загадку».

• Рассматривание иллюстраций, картин с изображением Севера.

• Рассматривание альбома «Одежда народов СССР».

• Чтение рассказа С. Топелиуса «Сампо-лопарёнок».

• Заучивание пословиц, поговорок о Севере.

Оборудование.

• Диск с музыкой А. Вивальди «Времена года. Зима».

• Путёвки на Крайний Север (на каждого ребёнка)

• Карты-вопросы (3шт).

• Картинки к игре «Я еду на Север и беру с собой…»

• Письма с карточками и перфокартами для игры «Отгадайте загадку»

• Медаль туриста (на каждого ребёнка).

• Карта Северного Ледовитого океана (на каждого).

• Наброски рисунков о Севере.

- Ребята, я вас приглашаю отправиться в предновогоднюю туристическую поездку на Крайний Север. Мы без пяти минут туристы. Зная, что вы очень любознательные, туристическое агентство приготовило вам много разных сюрпризов-заданий. Вот первое задание. Тот, кто правильно ответит на мой вопрос, получит путёвку и звание настоящего туриста. Готовы? (ответы детей). Работать будем парами. Вопросы на карточках. Возьмите их.

- У всех на карточках есть знак? (показать детям). Он обозначает слово «почему». Посмотрите внимательно на карточки, прочитайте их.

Вопросы:

1. Почему березы на Севере называют «карликовыми»?

Потому что на Севере березы низкорослые, как будто маленькие карлики.

2. Почему так говорят «птичий базар»?

Птицы кричат, словно «торговки» на базаре, когда зазывают покупателей.

А в жизни мы употребляем такое выражение?

3. Почему люди на Севере разводят оленей?

Олени, как вездеходы, помогают людям передвигаться по снежным просторам.

Когда оленя берегут, он сбережёт меня в пургу.

4. Почему у жителей севера узкие глаза?

Наш врождённый прищур – от снежной белизны и бурь.

5. Почему по Северному Ледовитому океану плавают «ледоколы»?

- Поздравляю вас. Вы стали обладателями путёвок на Крайний Север. Группа туристов определилась. Я ваш экскурсовод-гид, со всеми вопросами обращайтесь ко мне.

Р – А когда мы отправляемся?

- Отправление из д/с «Веснушки» 23.11.2008г. в 10.00.

- Уважаемые экскурсанты, поездка требует серьёзной подготовки, поэтому предлагаю вам пройти курсы «Я еду на Север и беру с собой…» дети берут со стола картинки предметные и объясняют, для чего нужны эти предметы, вещи на Севере. Например, «Я возьму с собой на Север…

• теплую меховую шубу, чтобы не промёрзнуть до костей;

• шерстяные варежки согреют меня, если от холода зуб на зуб не попадает;

• когда в темноте Полярной ночи станет страшно да так, что душа в пятки уходит, я возьму фонарь и он осветит мне путь;

• по снегу и льдам очень тяжело передвигаться, и если я выбьюсь из сил, то мне помогут лыжи;

• во что бы то ни стало возьму с собой на Север компас, он всегда укажет правильный путь;

• от того, что вокруг снег, приходится пробираться в слепую, поэтому нужно взять очки с тёмными стеклами, чтобы глаза не ослепляла белизна».

- Ну что же, вы успешно прошли курсы. Для каждого из вас приготовлена карта Севера, которую мы будем рассматривать вместе. Нас ждет самолёт. Занимайте свои места, рассаживайтесь поудобней. Мы с вами отправляемся на Крайний Север.

- В данный момент наш авиалайнер пролетает над Чукотским полуостровом. Он перед нами, как на ладони, глаз не отвести.

- А как ещё об этом можно сказать? (как на блюдечке с голубой каёмочкой; глаз не оторвать; конца-краю не видно)

- Возьмите карты, посмотрите внимательно.

- Вопрос на засыпку: как вы думаете, почему там пограничники?

(Ответы детей: на Чукотке проходит граница России; они защищают нас от врагов; они как замок от двери, крепко заперли границу и врагов не пускают)

- Обращаю ваше внимание на то, что первыми встречают рассвет жители Чукотки.

Чукотка – это край Российской земли.

- Наш полёт продолжается. Посмотрите: какая-то чёрная точка, ещё одна.

Р – С высоты кажется, будто маленькие чёрные муравьи ползут по белоснежному покрывалу.

- Давайте сверимся с картой (рассматриваем карту. Ответы детей: да на карте обозначения кораблей).

- Какие там плавают корабли – помощники? (Ответ: ледоколы, как палочка-выручалочка они помогают расколоть на тысячи кусочков огромное ледяное поле океана).

- Да, тем самым они прокладывают дорогу другим кораблям.

- А что за белоснежное покрывало, как вы думаете? (Ответы: мороз льдины и они превратились в толстую стену льда. Лёд твёрдый, словно панцирь черепахи. Вот это да! Да это же Северный Ледовитый океан.)

- Чем дальше едешь на Север, становится всё холоднее. Посмотрите на свои карты. Белым цветом обозначены: северная мерзлота, снега, льды.

- Один из наших туристов готовился к поездке на Север, очень много узнал и даже сделал наброски рисунков о Северном Ледовитом океане.

Данила. – Смотрю на них и глаз радуется. Северный Ледовитый океан очень большой. Лёд на нём не тает даже летом. Это настоящий морозильник словно морозильная камера холодильника. Океан покрыт плавающими льдами, встречаются айсберги и ледяные острова. Самый известный житель ледяного царства белый медведь.

- Спасибо вам Данила за информацию, она была интересна всем, ты потрудился на славу.

- Наше путешествие продолжается (посмотрите на карты). Обратите внимание как великолепен Российский триколор на бескрайних белоснежных просторах.

Р – Да это же станция российских полярников!

- Наш самолёт начинает снижаться. Поступила информация от командира воздушного корабля, что за бортом t -60 давление ниже нормы, слабая видимость.

Р – Какая погода на станции полярников?

- А может быть кто-то из наших туристов ответит на этот вопрос? (Ответы: морозная, студёная, холодная, суровая, лютая, вьюжная).

- Самолёт приземлился, на крайнем Севере очень холодно. Там свирепствуют морозы и ураганные ветры. Давайте прислушаемся… Что вам напоминают эти звуки (ответы детей: подводим к слову пурга). Да это шум пурги.

- Как пурга проявляет себя? (Ответы: вертится, кружится как волчок; воет как шакал; бушует как ураган; завывает словно полярный волк).

- Сейчас мы будем выходить из самолёта. Отставать нельзя, держитесь вместе. Видимость слабая, значит почти ничего не видно, можно заблудиться.

Пурга!

Физминутка «Пурга» (под музыку дети сцепив руки с усилием пробираются сквозь пургу)

- А сейчас мы с вами проследуем к домику для гостей. В нём мы будем надёжно защищены от пурги и мороза.

Р – Как за каменной стеной.

- Присаживайтесь.

- Руководители нашей туристической компании позаботились о том, чтобы нам было интересно путешествовать. Один из пунктов нашей экскурсии, гвоздь программы, северное сияние. Длинными полярными ночами жители Севера могут наблюдать это явление. Посмотрите в окно, так красиво – глаза разбегаются. А как ещё можно сказать? (Ответы детей: глядеть во все глаза).

(Включается гирлянда с бегущими огоньками, на фоне тихой волшебной музыки воспитатель читает стихотворение Ю. Шестопалова «Сияние»).

«Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса!

И горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет,

Но блестит там яркий свет,

Это – свет,

Холодный свет

«Северного неба».

- Какие чувства вызывает у вас это явление, что вы себе представляете, когда его наблюдаете?

(Ответы детей: - Сверкает и переливается всеми цветами радуги;

- Небо озаряется миллионами ярких блестящих огней;

- Словно цветная занавеска ночное небо закрывает;)

- Словно разноцветные лампочки они мерцают, искрятся, светятся полярной ночью. Это явление вызывает бурю восторга.

Р – Вот это да!

- Так чем же вам нравится это волшебное явление?

(Ответы: блестит как бриллиант; искрится, как снежок на солнышке, мерцает как звёздочка).

- Да. Это удивительное явление бывает только на Крайнем Севере.

Физминутка «Согреемся»

Ча-ча-ча (3 хлопка по бёдрам)

Печка очень горяча (4 прыжка)

Чи-чи-чи (3 хлопка над головой)

Печёт птичка калачи (4 приседания)

Чу-чу-чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка)

Чо-чо-чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо. (ходьба)

- Уважаемые туристы! Программа нашего путешествия подошла к концу. Мы с вами пронеслись по бескрайним северным просторам и вернулись в Тольятти.

- Но что это! Я догадалась, это ещё один сюрприз от тур компании.

Игра «Отгадайте загадку»

(На столах лежат конверты. На них написан ряд букв и лежит полоска с прорезанными квадратами. Дети накладывают полоску на буквы, читают имена и передают конверты друг другу. В конверте воспитателя лежит инструкция, воспитатель читает).

- Ребята, у каждого из вас в руке конверт. В конверте карточка на которой изображены животные Севера. Вы должны выяснить, какое животное загадали для вас работники туристического агентства, составить о нём загадку и загадать её гостям.

- Вы старались, трудились в поте лица, чтобы загадать загадки. Нам было очень приятно с вами работать. Мы вручаем вам приглашения на следующую туристическую поездку.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Семинар-практикум для родителейСеминар-практикум для родителей Весной мы проводили семинар-практикум для родителей на тему «Играем – речь развиваем».Главной целью данного мероприятия было ознакомление.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Путешествие на Крайний Север» (подготовительная группа).
Опубликовано: 8 января 2013 в 17:09
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...