Конспект открытого занятия в старшей группе «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»

Татьяна Шихова
Конспект открытого занятия в старшей группе «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»

Тема: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу».

Цели: - Познакомить детей с характерными чертами русского фольклора; познакомить с предметами крестьянского быта, с избой, для воспитания в детях любви и бережного отношения к народной культуре и традициям русского народа. Познакомить с прибаутками о русском народном гостеприимстве.

- Формировать образную речь, активизировать и употреблять в разговорной речи заклички, пословицы и поговорки. Совершенствовать умение детей в отгадывание русских народных загадок, русских народных сказок, понимать их иносказательный смысл. Развивать умение поддерживать беседу; отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова в скороговорках, частушках. Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, лапти, решето, печь, изба.

- Воспитывать интерес к народному быту и уважительное отношение к предметам старины.

- Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой, способствовать развитию навыков сольного и коллективного пения с музыкальным сопровождением.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Материалы и оборудование: музыкальное оборудование; мультимедиасистема, презентация (слайды): иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Баба Яга», «Морозко», «Теремок»; иллюстрации к загадкам; макет русской избы, русская печь, самовар, посуда с росписью «Хохлома», балалайка.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление детей с народным фольклором (песни, частушки, пословицы, загадки, скороговорки, сказки).

Ход занятия:

Муз. зал оформлен в русском народном стиле. Под русскую народную мелодию выходят три мальчика в русских народных костюмах.

2 мальчика (закличка): - Собирайся народ!

Интересное нас ждет:

Много песен, много шуток

И веселых прибауток.

3-й мальчик: - Открываются ворота,

Заходи кому охота!

Входят остальные дети, встают полукругом (музыка утихает).

Хозяюшка: - Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости пришли. Надоело одной коротать долгие зимние вечера, хочется праздника, веселья. Надеюсь, что у меня вам скучно не будет. Рассаживайтесь, гости дорогие.

Дети садятся на лавочки, расписные скамеечки. Хозяйка помогает каждому гостю найти место по душе. Стихотворение ведущего сопровождается показом слайдов на мультимедиасистеме.

(Музыка «Русская народная – Полянка» … тихо)

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь с колыбели.

- Ребята, народные традиции, календарные праздники, обычаи и обряды, как жили наши предки – все это называется духовная культура нашего народа.

Среди календарных праздников одним из особо почитаемых были зимние Святки открывавшие новый земледельческий год. В то время когда зима уже вступила в свои права, а именно (12-25 декабря) день начинал увеличиваться, говорили: «В декабре мороз нарастает, зато день прибывает». Вскоре наступали Святки, которые длились две недели и включали три больших праздника: Рождество Христово, Васильев день (Старый новый год) и Крещение. Люди праздновали праздники, ходили к друг другу в гости, топили русские печи в своих деревянных избах.

Ребенок: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Хозяюшка. А почему Русь называют деревянной?

Дети отвечают.

Хозяюшка. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

1. Ребенок: - Ваша изба ровно тепла, на дворе метель, а у нас тепло!

2. Ребенок: - Домом жить – не лукошко шить.

3. Ребенок: - Домом жить – не развеся уши ходить.

4. Ребенок: - Домом жить – обо всем не тужить.

5. Ребенок: - Дом вести – не лапти плести.

6. Ребенок: - Домом жить – не разиня рот ходить.

7. Ребенок: - Дом полная чаша.

Хозяюшка. – Ой, сколько народных умельцев было на Руси!

Мальчик. Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешим мы нашу хозяйку!

Встанем, дружно, все рядком

Да частушки пропоем!

Хозяюшка: - Так повелось на Руси: люди работали да частушки пели.

Частушки: (музыка)

Мальчики: Девочки - беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили,

Вечером умылися!

Мальчик: Вы послушайте девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Мальчик: Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас,

Повезу свою подружку

Всем соседям на показ.

Девочки: У меня на птицеферме

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи!

Мы мальчишечек своих,

Ой, как заприметили!

Поют они старательно,

Моргают замечательно!

Пошла курица в аптеку

И сказала "Кукареку!

Дайте мыло и духи

Чтоб любили петухи!"

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботиночках,

Все ребята говорят,

Что я как картиночка!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася

Балалайка заиграла

Я не удержалася.

Вместе: - Мы частушки сочиняем,

И поем для Вас сейчас.

Мы для вас споем, сыграем –

Попросите только нас!

Хорошо частушки пели

Хорошо и окали

Мы бы очень все хотели

Чтоб вы нам похлопали.

В нашем саде, в группе 10.

Мирно дружно все живут,

Знают много разных песен,

С удовольствием поют.

Вместе: - Раз, два, три, четыре, пять-

Мы собрались поплясать.

Заиграла дудочка,

В пляс пустилась уточка.

Ребенок: Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Я и сам плясать пойду!

Хозяюшка: - Ой, какие молодцы! Много знаете веселых частушек, я вижу, вы даже скороговорками заговорили.

Дети: - Мы еще и скороговорки выговаривать умеем.

Хозяюшка: - Проходите за стол гости дорогие, угощайтесь чаем. А я послушаю, как вы произносите скороговорки.

Дети: Около кола – колокола.

Мылась Мила мылом.

У елки иголки колки.

Хорош пирожок – внутри творожок.

Пыхтит, как пышка – пухлый Мишка.

У Сени и у Сани в сетях сом с усами.

Пошла Поля полоть в поле.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

Хозяюшка: - Хороши, детки, ваши язычки, справились со скороговорками.

А вы загадки то отгадывать умеете?

Дети: - Да!

Хозяюшка: - Ну, сейчас я вас проверю.

Загадки (ответы слайды):

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блин)

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом себе путь ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)

Скоро ест,

Мелко жует,

Сама не глотает,

А другой сыт бывает. (Пила)

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. (Топор)

Из липы свито

Дырявое корыто,

По дороге идет,

Клетки кладет. (Лапти).

Новая посудина, а вся в дырках? (решето)

Каким инструментом можно щи хлебать? (ложка)

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

- Ой, молодцы! Все загадки отгадали.

- А пословицы и поговорки знаете?

Дети: - Да!

Хозяюшка: - Пословица недаром молвится… Я вам предлагаю поиграть, я говорю начало, а вы – окончание. Будьте внимательны! например: «Что посеешь.»

Дети.. то и пожнешь.

Хозяйка. Делу время.

Дети.. потехе час.

Хозяйка. Кончил дело –.

Дети.. гуляй смело.

Хозяйка. Любишь кататься –.

Дети.. люби и саночки возить.

Хозяйка. Не имей сто рублей.

Дети.. а имей сто друзей.

Хозяйка. Слово – не воробей.

Дети.. вылетит – не поймаешь.

Хозяйка: Молодцы!

Ребенок: - Наша хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду,

Она прибирает, она подавает,

И нас всех встречает.

Хозяюшка: Ах! В тереме расписном я живу.

Я сижу, сижу, самовар в руках держу.

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

накрывает на стол.

Эх ты чай, чай, чай.

Уж ты, деточек, встречай.

Физкультминутка:

Дети исполняют и танцуют под песню «Самовар» музыка и слова З. Роод.

Хозяюшка: - Ой, вы такие веселые гости, я с вами в танце, словно в сказку попала. Ребята, кстати, а вы знаете русские народные сказки?

Дети: - Да!

(Ответы детей сопровождаются показом слайдов).

Хозяюшка: - А вот это я сейчас проверю. В какой сказке есть пень, где сесть мохнатому не лень, но только вот беда – не мог он скушать пирожка? (Русская народная сказка «Маша и медведь»)

Хитрый гость: когда уходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев перехитрит. (Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»)

Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга)

В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? (Русская народная сказка «Морозко»)

Дом построили друзья,

Жили весело, пока

Не пришел под вечерок

Мишка-Мишенька – дружок.

Был не низок, не высок

Расчудесный. («Теремок»).

Хозяюшка: - Я очень рада нашей встрече! Пока вы отгадывали сказки, моя печка испекла вкусные прянички и самовар вскипел. Приглашаю вас к столу.

Не закончилось веселье,

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сластями угощайтесь!

Дети присаживаются на стульчики на несколько секунд и….

1. Ребенок: - Красны девицы да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье дальше отправляйтесь.

(музыка «Московская кадриль»)

Дети: Спасибо вам, хозяюшка!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И здоровьицем!

Хозяюшка: - В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу!

Конспект открытого занятия в старшей группе «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»
Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

План мероприятий в мини-музее «Русская изба» Месяц проведения Тема, форма мероприятия Цель Сентябрь «В горнице моей» совместная деятельность Познакомить детей с русским народным бытом,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 23:54
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....