Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Поможем геологам»

Алевтина Шатилова
Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Поможем геологам»

Участники: дети 5-6 лет.

Количество детей: 12 – 14 человек

Длительность: 30 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область: Социализация

Знакомство детей с профессией геолога, шахтера, нефтяника.

Закрепить знания о местах добычи полезных ископаемых.

Образовательная область: Коммуникация

Формировать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.

Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.

Активизация словаря: лаборатория, научный руководитель, научный сотрудник, осадок, кристаллический, растолочь, раскрошить и др.

Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Образовательная область: Познание

Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о полезных ископаемых и их свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.) на примере минералов соли и мела, применение их в жизни и деятельности людей.

Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

Продолжать работу по развитию у детей географических представлений через знакомство с природными богатствами недр Земли.

Развивать познавательные способности на полисенсорной основе: с помощью анализаторов – зрительного, вкусового, тактильного, слухового и обонятельного.

Образовательная область: Безопасность

Закреплять правила безопасности при проведении опытов (с использованием алгоритмов)

Предварительная работа: 1. Рассматривание коллекций полезных ископаемых и минералов: поваренная соль, гранит, известняк, боксит, глина, нефть и др.

2. Рассматривание и беседы по карте «Полезные ископаемые РФ», «Ленинградская область»

3. Обучающее занятие «Наша щедрая Земля»

4. Рассматривание и составление коллажей.

5. Чтение и рассматривание детской и энциклопедической литературы:

М. Курячая «Химия в картинкх», Мелихова «География и ты», Атлас «Природоведение» стр. 12-13 (Физическая карта России, «Мой первый атлас» - стр. 40-41 «Богатства Земли», А. Членов «Геология в картинках (Что внутри шахты, откуда взялся бензин, почему горит газ., А. Ивич «70 богатырей»

6. Рисование на тему «Насекомые» с использованием соли.

7. Рассматривание иллюстративного материала «Профессии людей».

8. Дидактическая игра «Собери цепочку»

9. Проведение в лаборатории «Почемучка» серии опытов на расширение представлений о свойствах и качествах полезных ископаемых: «Где быстрее растает сахар. Выращивание кристаллов (соль, сравнение глины и песка.

10 Фиксация результатов в дневниках наблюдений.

11. Беседы с детьми о правилах безопасности при произведении опытов.

12. Целевая прогулка по территории участка д/с с целью нахождения известняка, песка, глины и др.

Оборудование: Полезные ископаемые: соль – поваренная, морская, для ванны, океаническая. Мел – порошок, цветной куском, уксус, песочные часы на три минуты, вода холодная и горячая, шпатели, толкушки, мерные ложки, контейнеры, емкости, алгоритм правил безопасности проведения опытов (соль и мел, коллажи, дневники наблюдений, клей, фломастеры, цветные карандаши.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, адресованное вам, давайте прочитаем его.

Ребята, поможем геологам. Ответим на вопросы?

С какими полезными ископаемыми вы знакомы?

Посмотрите в свои дневнички. Расскажите, какие исследования мы проводили?

Для чего мы проделали опыты? Правильно, чтобы узнать о том, какие у полезных ископаемых есть свойства и качества. Это нужно знать, чтобы их правильно использовать.

Воспитатель: Полезных ископаемых очень много, их добывают в разных местах.

Назовите места добычи. Карьер, шахта, скважина, выработка, рудник.

Полезные ископаемые добывают люди разных профессий. Вспомните и назовите эти профессии?

Правильно: Это шахтеры, нефтяники, экскаваторщики, рудокопы.

Обо всем этом мы говорили с вами на занятии. Но к нам геологи обратились с просьбой, узнать как можно больше о соли и меле, для чего эти полезные ископаемые нужны людям. Об этом можно узнать, проведя опыты.

Где проводятся опыты? Кто их проводят?

Верно вы сказали. Опыты проводят в специальных лабораториях. Их проводят научные сотрудники, ученые, лаборанты.

В каждой лаборатории есть свои правила. Давайте вспомним их.

Воспитатель показывает детям алгоритм, и они по очереди озвучивают его.

1. Слушать внимательно инструкции взрослого.

2. Специальные вещества может использовать только воспитатель, а дети смотрят.

3. Не брать ничего в рот, не пробовать на язык.

4. Не кричать и не шуметь.

5. Дети самостоятельно могут использовать специальное оборудование.

6. Выполнять задания главного в группе.

Фиксировать опыты в дневнике.

Очень хорошо, что вы помните правила безопасности, которые необходимо соблюдать.

Я разделю вас на 2 научные группы, которые будут проводить разные опыты.

Давайте выберем научных руководителей. Это будет Сергей. Ее научные сотрудники будут проводить опыты с мелом.

Во второй группе научным руководителем будет Настя. Ее научные сотрудники будут проводить опыты с солью.

Дети одевают атрибуты

Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.

У каждой группы свой план проведения опытов. Вам нужно выполнить 4 задания.

Не забывайте записывать результат в лист ответов. Его выдают научному руководителю.

В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали,делали.

Малые подгруппы под руководством взрослого выполняют действия.

Уважаемые научные сотрудники, вы провели все опыты, расскажите своим

коллегам, что у вас получилось. Начнем мы с полезного ископаемого – мела. Подходят к столу с листом опытов, при рассказе используют материалы опытов.

Молодцы, вы многое узнали, что мел порошок, мел – кусок (белый и зеленый). Узнали, что мел – белый порошок рассыпчатый, пахнет, мягкий, есть крупинки. Мел бывает кусочками, твердый, цветной, оставляет след на руках, на бумаге, есть оттенок, издает глухой звук.

Наш второй опыт «Узнай, в какой воде быстрее растворяется мел – порошок. Вода мутная, есть осадок,

Но его плохо видно, пахнет, серого цвета.

В следующем эксперименте что вы узнали?

Правильно, узнали, что происходит с мелом, если его растолочь.

Мел сыпучий, синего цвета, есть пыль, имеет запах, места занимает меньше, чем мел куском.

Далее, что мы использовали? Правильно, уксус. Что происходило с мелом? Да, вы правильно заметили: Мел шипел, разбухал, имел неприятный запах, мел - порошок, превратился в грязную лужу.

Для чего мы это делали?

Мел применяют в строительстве. А можно из мела построить дом? Почему?

Правильно, такой дом может испортиться.

По аналогии рассказывает научный руководитель про опыты с солью по

листу ответов.

Замечательно вы поработали, Большое спасибо, всем спасибо. Но мы забыли, что геологи спрашивали у нас, какое применение могут найти соли и мелу люди?

Предлагаю вам сделать геологам подсказку и отправить ее вместе с письмом.

Перед вами лежат картинки. Необходимо правильно их разложить, приклеить и у нас будет еще одна подсказка.

Дети разбирают картинки с изображением областей использования мела и соли.

За отличную работу в лаборатории я вручу вам медали. Пока я вручаю награды, подумайте и скажите, чтобы вы хотели еще узнать о полезных ископаемых в нашей лаборатории в следующий раз?

В НОТ использованы приемы и методы:

Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.

Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.

Прием чтения алгоритмов.

Прием исследовательских действий.

Словесный метод с использованием речи – доказательства.

Метод наблюдения

Самостоятельная деятельность детей.

Планируемый результат: Закрепить свойства мела и его применение. Закрепить свойства соли и ее применение. Продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности.

Публикации по теме:

Презентация к НОД в младшей группе «Знакомство с овалом» Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе "Знакомство с овалом" с презентацией. Образовательная область «Познание»:.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Поможем геологам»
Опубликовано: 11 июля 2013 в 17:54
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...