Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Поможем геологам»

Алевтина Шатилова
Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Поможем геологам»

Участники: дети 5-6 лет.

Количество детей: 12 – 14 человек

Длительность: 30 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область: Социализация

Знакомство детей с профессией геолога, шахтера, нефтяника.

Закрепить знания о местах добычи полезных ископаемых.

Образовательная область: Коммуникация

Формировать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.

Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.

Активизация словаря: лаборатория, научный руководитель, научный сотрудник, осадок, кристаллический, растолочь, раскрошить и др.

Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Образовательная область: Познание

Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о полезных ископаемых и их свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.) на примере минералов соли и мела, применение их в жизни и деятельности людей.

Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

Продолжать работу по развитию у детей географических представлений через знакомство с природными богатствами недр Земли.

Развивать познавательные способности на полисенсорной основе: с помощью анализаторов – зрительного, вкусового, тактильного, слухового и обонятельного.

Образовательная область: Безопасность

Закреплять правила безопасности при проведении опытов (с использованием алгоритмов)

Предварительная работа: 1. Рассматривание коллекций полезных ископаемых и минералов: поваренная соль, гранит, известняк, боксит, глина, нефть и др.

2. Рассматривание и беседы по карте «Полезные ископаемые РФ», «Ленинградская область»

3. Обучающее занятие «Наша щедрая Земля»

4. Рассматривание и составление коллажей.

5. Чтение и рассматривание детской и энциклопедической литературы:

М. Курячая «Химия в картинкх», Мелихова «География и ты», Атлас «Природоведение» стр. 12-13 (Физическая карта России, «Мой первый атлас» - стр. 40-41 «Богатства Земли», А. Членов «Геология в картинках (Что внутри шахты, откуда взялся бензин, почему горит газ., А. Ивич «70 богатырей»

6. Рисование на тему «Насекомые» с использованием соли.

7. Рассматривание иллюстративного материала «Профессии людей».

8. Дидактическая игра «Собери цепочку»

9. Проведение в лаборатории «Почемучка» серии опытов на расширение представлений о свойствах и качествах полезных ископаемых: «Где быстрее растает сахар. Выращивание кристаллов (соль, сравнение глины и песка.

10 Фиксация результатов в дневниках наблюдений.

11. Беседы с детьми о правилах безопасности при произведении опытов.

12. Целевая прогулка по территории участка д/с с целью нахождения известняка, песка, глины и др.

Оборудование: Полезные ископаемые: соль – поваренная, морская, для ванны, океаническая. Мел – порошок, цветной куском, уксус, песочные часы на три минуты, вода холодная и горячая, шпатели, толкушки, мерные ложки, контейнеры, емкости, алгоритм правил безопасности проведения опытов (соль и мел, коллажи, дневники наблюдений, клей, фломастеры, цветные карандаши.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, адресованное вам, давайте прочитаем его.

Ребята, поможем геологам. Ответим на вопросы?

С какими полезными ископаемыми вы знакомы?

Посмотрите в свои дневнички. Расскажите, какие исследования мы проводили?

Для чего мы проделали опыты? Правильно, чтобы узнать о том, какие у полезных ископаемых есть свойства и качества. Это нужно знать, чтобы их правильно использовать.

Воспитатель: Полезных ископаемых очень много, их добывают в разных местах.

Назовите места добычи. Карьер, шахта, скважина, выработка, рудник.

Полезные ископаемые добывают люди разных профессий. Вспомните и назовите эти профессии?

Правильно: Это шахтеры, нефтяники, экскаваторщики, рудокопы.

Обо всем этом мы говорили с вами на занятии. Но к нам геологи обратились с просьбой, узнать как можно больше о соли и меле, для чего эти полезные ископаемые нужны людям. Об этом можно узнать, проведя опыты.

Где проводятся опыты? Кто их проводят?

Верно вы сказали. Опыты проводят в специальных лабораториях. Их проводят научные сотрудники, ученые, лаборанты.

В каждой лаборатории есть свои правила. Давайте вспомним их.

Воспитатель показывает детям алгоритм, и они по очереди озвучивают его.

1. Слушать внимательно инструкции взрослого.

2. Специальные вещества может использовать только воспитатель, а дети смотрят.

3. Не брать ничего в рот, не пробовать на язык.

4. Не кричать и не шуметь.

5. Дети самостоятельно могут использовать специальное оборудование.

6. Выполнять задания главного в группе.

Фиксировать опыты в дневнике.

Очень хорошо, что вы помните правила безопасности, которые необходимо соблюдать.

Я разделю вас на 2 научные группы, которые будут проводить разные опыты.

Давайте выберем научных руководителей. Это будет Сергей. Ее научные сотрудники будут проводить опыты с мелом.

Во второй группе научным руководителем будет Настя. Ее научные сотрудники будут проводить опыты с солью.

Дети одевают атрибуты

Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.

У каждой группы свой план проведения опытов. Вам нужно выполнить 4 задания.

Не забывайте записывать результат в лист ответов. Его выдают научному руководителю.

В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали,делали.

Малые подгруппы под руководством взрослого выполняют действия.

Уважаемые научные сотрудники, вы провели все опыты, расскажите своим

коллегам, что у вас получилось. Начнем мы с полезного ископаемого – мела. Подходят к столу с листом опытов, при рассказе используют материалы опытов.

Молодцы, вы многое узнали, что мел порошок, мел – кусок (белый и зеленый). Узнали, что мел – белый порошок рассыпчатый, пахнет, мягкий, есть крупинки. Мел бывает кусочками, твердый, цветной, оставляет след на руках, на бумаге, есть оттенок, издает глухой звук.

Наш второй опыт «Узнай, в какой воде быстрее растворяется мел – порошок. Вода мутная, есть осадок,

Но его плохо видно, пахнет, серого цвета.

В следующем эксперименте что вы узнали?

Правильно, узнали, что происходит с мелом, если его растолочь.

Мел сыпучий, синего цвета, есть пыль, имеет запах, места занимает меньше, чем мел куском.

Далее, что мы использовали? Правильно, уксус. Что происходило с мелом? Да, вы правильно заметили: Мел шипел, разбухал, имел неприятный запах, мел - порошок, превратился в грязную лужу.

Для чего мы это делали?

Мел применяют в строительстве. А можно из мела построить дом? Почему?

Правильно, такой дом может испортиться.

По аналогии рассказывает научный руководитель про опыты с солью по

листу ответов.

Замечательно вы поработали, Большое спасибо, всем спасибо. Но мы забыли, что геологи спрашивали у нас, какое применение могут найти соли и мелу люди?

Предлагаю вам сделать геологам подсказку и отправить ее вместе с письмом.

Перед вами лежат картинки. Необходимо правильно их разложить, приклеить и у нас будет еще одна подсказка.

Дети разбирают картинки с изображением областей использования мела и соли.

За отличную работу в лаборатории я вручу вам медали. Пока я вручаю награды, подумайте и скажите, чтобы вы хотели еще узнать о полезных ископаемых в нашей лаборатории в следующий раз?

В НОТ использованы приемы и методы:

Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.

Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.

Прием чтения алгоритмов.

Прием исследовательских действий.

Словесный метод с использованием речи – доказательства.

Метод наблюдения

Самостоятельная деятельность детей.

Планируемый результат: Закрепить свойства мела и его применение. Закрепить свойства соли и ее применение. Продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности.

Публикации по теме:

Презентация к НОД в младшей группе «Знакомство с овалом» Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе "Знакомство с овалом" с презентацией. Образовательная область «Познание»:.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Автор публикации:
Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Поможем геологам»
Опубликовано: 11 июля 2013 в 17:54
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Развлечения для детей второй младшей группы фото отчет «Волшебный мир насекомых».
Цель : Продолжать расширять знания детей о летних изменениях в природе; учить узнавать и называть насекомых. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...