Папки-передвижки

Конспект занятия по хакасскому языку в подготовительной группе «Хайна халас килген?»

Тюкпиекова Вера
Конспект занятия по хакасскому языку в подготовительной группе «Хайна халас килген?»

н костi г: Олганнарны хакас тiлiне чоохтарын ал ыдар то ыс.

П гi ннер:

Ол аннарны хакас тiлiне чоохтазар а к нiктiрер о дайларны сылта ларын зiзiн азары;

Хакас тiлдiндегi i,, тапса ларны, с стерде сизiнiп орта адир а к нiктiрерi;

Наа с стерне тузаланып, пал алысты чоох п дiрерге гредерi.

Ах, хара, чылы, чым ах с стернi хатиры.

Ол аннарны ун, пазах, халас с стернi таныстырары

Кирек ниме- ноолар: ун, халас, пазах хоостары

Занятиені ч рімі

Публикация «Конспект занятия по хакасскому языку в подготовительной группе „Хайна халас килген?“» размещена в разделах

Я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить во время нашего путешествия, вы постарайтесь угадать. (Подхожу к столу, на котором под салфеткой находятся хлебобулочные изделия и беру в руки хлеб)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом

А пришел на стол к нам ….

Дети:

Хлебом. (Халас)

Олганнар, хайди халас столзар килген?

В:Аны піліп алар ч н мин сірерні стол кистінзер хы ырчам

1 столда тамах урені

В: Откуда начинается путешествие зернышка?

Д: Путешествие зернышка начинается с поля.

В: Какие машины первыми выходят в поле?

Д: Первыми в поле появляются тракторы.

В: Кто управляет тракторами?

Д: Тракторами управляют трактористы.

В: Тракторы пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. В такую землю класть зерно нельзя.

В: Чтобы положить зерно в землю, ее нужно сначала разрыхлить и взбороновать. Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда, похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю. Теперь земля готова к посеву, можно бросать в нее семена.

В: Зерно (урен) сеют тоже тракторы. К трактору прикрепляется прицеп- сеялка. В сеялки насыпается зерно (урен). Трактор едет по полю и равномерно распределяет зернышки в землю. На этом весенние работы закончены. А чтобы трактора исправно работали, за ними нужно следить, ухаживать. Кто ремонтирует тракторы?

Д: Тракторы ремонтирует механизатор.

В: Правильно.

В: А как вы думаете, ребята, что нужно для хорошего роста зернышек? (урен)

Д: Тепло, свет и вода.

В: Правильно. Зерно (Урен) лежит в теплой земле. Солнце его греет, дождик поливает, зерно прорастает и превращается во что?

Д: Зерно (урен) превращается в ростки.

В: А росточки у нас какие?

В: За ростом едва проклюнувшихся из земли росточков наблюдает агроном. Что это за профессия? Чем занимается этот человек? Агроном знает, как растить хлеб, следит за здоровьем ростков, помогает хлеборобам вырастить хороший урожай.

2 столда пазах хоозы чатча

Игра –релаксация «Колоски» (пазах)А теперь представьте, что мы в поле (звучит спокойная музыка). Я превращаю вас в маленькие зёрнышки (урен) и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригрело землю, дождик пошёл, зёрнышки росли, росли и стали колосьями (медленно поднимаем руки вверх). Колосья тянуться к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Ну вот, сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, опустите голову, руки, плечи, опуститесь на пол). Но вот снова полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. А теперь улыбнитесь друг другу.

А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится какое?

Зернышки в колосьях потяжелели и наклонились к земле. Надо вовремя хлеб убрать с полей, иначе все зерно высыплется на землю и растащут его мышки-полевки да птицы. Чтобы этого не случилось, необходимо собрать урожай.

В: Как называются специальные машины, которые срезают колосья?

Д: Машины, которые срезают колосья, называются комбайны.

В: А как называются люди, работающие на комбайнах?

Д: Люди, работающие на комбайнах, называются комбайнерами.

В: Комбайн выполняет много работ: острыми ножами он срезает колоски. Внутри есть

молотилка, освобождающая зерна от колосьев. И вот зерно сыплется в кузов грузовой машины.

В: Эти машины отвозят зерно (урен) в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Зачем нужны элеваторы? В них зерно хранится всю зиму, его там сушат, проветривают, чтобы оно не заболело от сырости.

В: Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?

Д: Нет.

В: А из чего можно?

3 столда ун хоозы чатча

Д: Хлеб можно испечь только из муки. (ун)

В: С элеватора мы отправляемся на хлебокомбинат, где находится большой цех с мельницей, где из зерна делают муку. Люди, работающие на мельнице-мельники или мукомолы.

В: Дальше мука отправляется в другой цех хлебозавода- в пекарню. Кто работает в пекарне?

Д: В пекарне работают пекари.

В: Затем только хлебобулочные изделия развозят в магазины. А кто развозит хлеб по магазинам?

Д: Хлебобулочные изделия развозят по магазинам шоферы.

В: Затем мы приходим в магазин и выбираем красивый румяный хлеб.

Итог:

Ол аннар пiс п ниме иткебiс? Ниме сiрерге аар пiлдiрген? Ниме пiстi килiскен?Ребята, что мы сегодня делали? Кем пiске полысхан? Ниме килiспеен но а? Ниме сiрерге и хыны пiлдiрген? Хайдаг наа состернен танызып алгабыс?

Публикации по теме:

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы «Easter. Пасха» Приветствие. Фонетическая зарядка. В волшебном лесу. Празднование Пасхи-великое событие,посвященное смерти и воскрешению Иисуса Христа. В.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе туркменской школы «Друзья» Урок по русскому языку в 4 классе туркменской школы. 1. Тема урока:, Друзья!". 2. Цель урока: а). Обучщая -дать понятие учащимся о дружбе.

Конспект урока по русскому языку в 11 классе туркменской школы «Семья» Тема урока:, Семья! ". Цель урока : 1) Обучающая цель дать понятие о смысле слова Семья! Какие виды семьи существует, сформировать понятие.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Автор публикации:
Конспект занятия по хакасскому языку в подготовительной группе «Хайна халас килген?»
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 17:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД