Лучший педагог года

Занятие по обучению грамоте «Волшебное дерево»

111111111111
Занятие по обучению грамоте «Волшебное дерево»

Тема: «Волшебное дерево» занятие по грамоте в старшей группе

Программное содержание :

Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа. Работа с деформированным предложением. Развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику. Упражнять в изменении существительных по числам; в подборе слов с противоположным значением; в составлении предложений.

Воспитывать любовь к родному языку.

Обогащение словаря: юркий, бредет, фыркать, шипеть.

Публикация «Занятие по обучению грамоте „Волшебное дерево“» размещена в разделах

Активизация словаря: слова – антонимы, гласный, согласный, обобщающие слова, слова в родительном падеже множественном числе: муравьев, столов, тюльпанов, домов, котов; сластена, косолапый.

Предварительная работа: знакомство со звуками, буквами, их характеристикой, заучивание пословиц, чистоговорок, пальчиковых игр; физминутки; дидактические игры.

Материал: «Дерево», на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, М, С, Н; картинки для составления предложений; фишки; схемы предложений, раздаточный материал для звукового анализа; листы картона, карандаши цветные.

Методические приемы: создание игровой мотивации; вопросы, ответы, использование здоровьесберегающих технологий (физминутка с элементами гимнастики для глаз и звукоподражанием).

Ход занятия:

Звучит колокольчик. Дети становятся в круг.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо

Вспомним обязательно,

Все, что узнали на занятиях.

- Сегодня мы будем играть с необычным деревом :

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем.

На нем буквочки

Буквы гласные и согласные.

Нам бы буквы собрать

И слова из них узнать.

Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам свое задание. Справитесь ли вы со всеми их заданиями? Тогда начинаем. Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им. Какой звук обозначает эта буква. Дети дают характеристику звукам, а затем предлагает выполнить задание.

БУКВА «А»

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой–

Мягкий-

Жара–

Тяжелый-

Светлый–

Грязный–

Говорить–

Добро –

БУКВА «Т»

Дидактическая игра «Назови, одним словом»

Воспитатель выставляет картинки на наборное полотно.

БУКВА «О»

Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его в именительный падеж, множественное число; родительный падеж множественного числа.

Муравей – муравьи – муравьев

Тюльпан –тюльпаны - тюльпанов

Стол –столы - столов

Кот –коты - котов

Дом –дома – домов

БУКВА «Л»

Дидактическое упражнение «Чистоговорка»

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ли-ли-ли – прилетели журавли.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Лю-лю-лю – маму милую люблю.

БУКВА «Р»

Дидактическое упражнение «Найди звук»

Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, а вы должны этот звук назвать.

* В шалаше шуршат мыши.

* Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

* На горе Арарат растет красный виноград.

БУКВА «М»

Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове»

На схеме находят положение звука (м).

Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.

Давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Вспомните, какие бывают звуки? Гласные и согласные.

Гласные тянутся в песенке плавной,

Могут заплакать и закричать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Покажите, какими значками мы обозначаем гласные звуки.

А согласные – согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

Покажите, как мы обозначаем согласные звуки.

Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева.

Дидактическое упражнение «Гласный или согласный»

Воспитатель называет звуки, а дети определяют гласные они или согласные.

Дидактическое упражнение «Замени согласный звук»

Воспитатель предлагает детям твердый согласный звук, а дети называют его мягкую пару.

БУКВА «С»

Дидактическое упражнение «Сколько слогов»

Кукла, мяч, кубики, машина, юла, медведь.

Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит» (с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет. (Изображать, как медведь достает и ест мед.)

Облизывает лапу

Сластена косолапый. (Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)

А пчелы налетают, сердятся,

Жужжат, медведя прогоняют. ( Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т. п.)

А пчелы жалят мишку:

Не ешь наш мед, воришка! (Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает. (Сесть на место, положить руки под щеку.)

(И. Лопухина)

БУКВА «И»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.

Цветы стоят на вазе.

Юркий воробей собирать крошки.

В лесу растут сосна.

На черной небе блестят звезды.

БУКВА «П»

Дидактические упражнения «Сколько слов» и «Составь предложение»

Вспомните, из чего состоят предложения? (из слов). Воспитатель называет предложения, а дети выкладывают схему предложения.

Наступила весна.

Саша рисует красную машину.

Посадил дед репку.

- А теперь составьте предложение по схеме. (Выставляет на наборное полотно схему предложения. Дети составляют предложения).

БУКВА «Н»

Звуко - буквенный разбор слова «Носик».

Рисование: «Укрась, какую хочешь букву»

Детям предлагается украсить любую букву из собранных на дереве.

Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания русского языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками русского языка.

Публикации по теме:

Анимация «Символы гласных звуков»Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте «Волшебное дерево»
Опубликовано: 21 января 2015 в 21:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД