МААМ-картинки

Конспект по познавательному развитию «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»

Екатерина Вихрова
Конспект по познавательному развитию «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

Конспект ООД

Образовательная область: Познавательное развитие

в подготовительной группе

Тема: «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»

Подготовила: воспитатель

Вихрова Екатерина Петровна

2017 год

Публикация «Конспект по познавательному развитию „Этот жужжащий, ползающий, летающий мир“» размещена в разделах

Программные задачи: Обобщить и уточнить знания детей о различных насекомых, их внешнем виде, особенностях питания, месте обитания. Активизировать в речи обобщающее понятие «насекомые». Формировать представление о взаимосвязи насекомых и растений. Развивать слуховое внимание, интерес к живым объектам окружающего мира, коммуникативные навыки, произвольное внимание, память, общую моторику. Воспитывать стремление узнать новое, бережное отношение к природе.

Словарь: кузнечик, пчела, бабочка, оса, стрекоза, муравей, жало, крылышки, улей, муравейник, жужжать, стрекотать, большеглазая, назойливая, осторожно, больно.

Оборудование: иллюстрации насекомых, игрушечные наборы насекомых, письмо от Незнайки, кукла Незнайка, магнитный мольберт, имитация цветочной клумбы.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

1. Организационный момент.

-Ребята, к нам в гости из Цветочного города пришё л Незнайка вот с какой просьбой: друзья попросили его посадить в саду много красивых цветов, чтобы малышки могли любоваться их красотой, а насекомые прилетали их опылять. Но беда в том, что Незнайка совершенно не знает, кто такие насекомые? А вы, знаете? Давайте познакомим Незнайку с удивительным миром насекомых, а попасть туда ни легко, нужно отгадать несколько загадок о самых маленьких существах на Земле, о насекомых, обитающих на нашей цветочной клумбе.

II.Основная часть.

1. Знакомство с насекомыми.

-Ребята, когда появляются насекомые, в какое время года? (Весной, когда всё вокруг расцветает).

-Насекомые питаются нектаром многих растений, а также опыляют их, так как без насекомых многие растения не могут дать семена, значит, могут исчезнуть.

-Где обитают насекомые? (На клумбах, в лесу, в парках, на лугу).

Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел.

(По мере загадывания загадок выставляю иллюстрации отгадываемых насекомых на магнитный мольберт).

-О ком говорится в загадке? На что похожи бабочки?

-Да, ребята, посмотрите какие они красивые, разноцветные, похожие на пёстрые цветы. Своей красотой они обязаны чешуйкам, покрывающим их крылья. Окраска крыльев зависит от пигментов, которые откладываются в чешуйках. Бывают бесцветные чешуйки, но они устроены так, что падающий на них белый, солнечный свет разлагается на все цвета радуги. Кто брал когда – нибудь бабочку в руки, что осталось на руках? (Пыльца).

-Да, это стёртые чешуйки. Эти чешуйки, не только украшают крылья бабочки, но и способствуют её полёту. Если их стереть, то бабочка не сможет летать, даже может погибнуть.

-Ребята, можно брать бабочек в руки? (Нет, нельзя).

-У бабочки сотрётся пыльца, которая покрывает не только крылья бабочки, но и ею покрыто всё тело насекомого, даже ножки. У неё тонкие усики, хоботок, нежное брюшко, которое так легко повредить.

-Зачем бабочка хоботок? (Сидя на цветке, бабочка развёртывает хоботок, опускает его внутрь цветка и пьёт жидкий сок – нектар).

-Чем слышит бабочка, есть ли у неё уши? (Ушей у бабочки нет).

-Да, у насекомого нет ушей, но у бабочек есть усики – антенны, которыми они «слушают» и «нюхают».

-Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки? (Пользу).

-Бабочки перелетают с одного цветка на другой, переносят цветочную пыльцу. На опылённых растениях будет больше семян, значит, бабочки приносят пользу. Большинство бабочек безвредны.

-Ребята, кто ещё собирает нектар с цветов?

На цветок она садится,

Не устав с утра трудиться

Людям воск и мёд дала

Беспокойная (пчела).

-Что вы знаете об этих насекомых? Они полезные или вредные? Какую пользу приносят пчёлы?

-Они опыляют растения, собирают с них нектар, из которого получается мёд.

-Как называется домик, в котором живут пчёлы? (Улей).

-Эти насекомые живут не только в лесу, в поле, на лугу, но и дома, рядом с человеком. Поэтому этих насекомых можно назвать домашними насекомыми.

-Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений, усики. Пчёлы живут семьями, они совместно осуществляют поиск пищи, воды, жилья при необходимости, совместно защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Каждая пчела выполняет свою работу. Молодые рабочие пчёлы кормят молодняк, так как у них хорошо развить маточное молочко. Более старшие пчёлы, занимаются постройкой жилья – у них усиленно работают восковые железы. Пчёлы среднего возраста выполняют роль санитарки. Пожилые пчёлы – вентиляторщицы. И только старые пчёлы занимаются тем, что носят мёд. Для получения ложки мёда 200 пчёл должны собирать нектар в течение дня. Вот какие пчёлы труженицы, сколько нужно потрудиться им, чтобы мы с вами кушали такой вкусный и полезный мёд.

-Какое ещё насекомое вы знаете, которое собирает нектар?

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий (шмель).

-Где живёт шмель? (Гнёзда шмелиные можно найти в старых мышиных норах, в земляных трещинах, под корой старых пней).

-Можно ли разорять шмелиные гнёзда? (Нельзя).

-Правильно, потому что шмели – хорошие опылители. Собирая нектар и пыльцу, они за день опыляют тысячи цветков. Помимо всего этого, только шмели опыляют клевер, фасоль, так как хоботок у них больше, чем у пчёл. Кроме того, трудяги – шмели в отличие от пчёл, трудятся в любую погоду, встают на работу рано, когда пчёлы еще спят, а возвращаются поздно, уже в сумерках. У шмелей есть грозное оружие – яйцеклады, которыми они могут наносить болезненные уколы.

С цветочка - на травинку,

С листочка – на былинку,

Прыгает пружинка,

Зелёная спинка.

-О каком насекомом идёт речь? (О кузнечике).

-Где можно встретить кузнечика? (В траве).

-На тёплом солнышке и в траве обычно много кузнечиков, и не только зелёных, но и серых. Весело перепрыгивают длинноусые с одной травинки на другую, с листика на цветок. Одним прыжком преодолевают такое расстояние, которое муравьишке за полдня не пройти.

-Ребята, вы слышали, как стрекочет кузнечик? Как вы думаете, чем он «поёт?»

-Это трудятся его надкрылья. На правом надкрылье расположена перепонка, на левом тоже есть перепонка с зубчиками, кузнечик трёт надкрыльями, зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке - так получается знаменитая «песня» кузнечика.

-Легко ли поймать кузнечика? (Трудно).

-Уши у кузнечика расположены не на голове, а на передних ногах, он слышит ногами. Подкрасться к кузнечику тихо и незаметно невозможно. Его «уши» очень чувствительные и воспринимают даже ультразвук.

-Ребята, назовите самого маленького насекомого.

Под большой столетней ёлкой,

Стройка весело идёт.

Здесь работает артельно,

Дружный, маленький народ.

-Где живут муравьи, как называется их дом? (Муравьи живут в лесу в муравейниках).

-Кто наблюдал когда – либо за муравьями?

-На первый взгляд, кажется, что муравьи вокруг муравейника бегают беспорядочно, мечутся, суетятся. На самом деле это не так. Муравьи очень трудолюбивые насекомые, они трудятся от восхода до заката и у каждого есть своё дело. Рабочие добывают пищу и строят муравейник, с каждым годом растёт муравьиная семья и поэтому муравейник надо увеличивать. Сверху он сложен из сухих хвойных иголок и веточек. Он может быть высоким, до двух метров. Но есть ещё и подземная часть гнезда: спальни, чуланчики, детские, коридорчики. Соответственно и распределяются профессии среди муравьёв. Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Другие чистят помещение муравейника – это уборщики. Третьи – строители, охотники, разведчики, носильщики. Муравьи очень хорошо охраняют свой дом, они чужих муравьёв не любят. Если они чужого замечают, значит, они хорошо видят? Оказывается, нет, муравьи видят плохо, им помогают усики, которыми они ощущают всё, что встречается у них на пути. При помощи усиков по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой.

-Пользу или вред приносят муравьи? (Муравьи приносят пользу).

-Муравьи – одни из самых полезных насекомых. Где много муравьёв, там не будут жить такие вредные насекомые леса, как пилильщики, обгрызающие листья и хвою деревьев. В природе этих насекомых называют санитарами леса.

-Как называются насекомые, которые появляются в мае и носят название этого месяца?

Торопиться он не хочет,

Листья ест, деревья точит,

Слышен нам жужжащий звук –

То летит обедать (жук).

-Майский жук большой, коричневого цвета, будто шоколадный, на голове усы, глаза большие, причём глаза зоркие, видит на большом расстоянии. Хорошо летает, живёт на деревьях. Как вы думаете, пользу или вред лесу приносит майский жук?

-Майский жук враг леса, как только листья на деревьях и кустарниках распустятся, он начинает их грызть. И корни он обижает, его личинки живут в земле и корнями он питается. От этого деревья болеют. Но уничтожать их нельзя, так как ими питаются птицы. Давайте поиграем с майским жуком.

2. Физминутка. Я – весёлый майский жук,

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу.

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

-Ребята, какое насекомое похоже на крошечный гриб мухоморчик, с красной спинкой и тёмными пятнами? Красненькие крылышки,

Чёрные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке? (божья коровка).

-Как вы думаете, почему божьих коровок так называют?

-Коровками назвали потому, что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. На самом деле это не «молочко», а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за неё не едят божьих коровок ни птицы, ни ящерицы.

-Какую пользу приносят божьи коровки? (Они поедают тлю).

-А ещё божьих коровок можно назвать перелётными жуками, они перелетают с одного кустика на другой и лечат их, поедая тлю. В конце лета и осенью коровки летят на зимовку. А весной и вначале лета возвращаются. Но не все коровки улетают. Многие их них прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве.

-Ребята, каких вредных насекомых вы знаете? (Муха, комар, колорадский жук).

-Почему их называют вредными насекомыми? (Комары и мухи переносчики разных микробов, колорадский жук поедает посадки картофеля).

-Можно ли уничтожать вредных насекомых? (Нет).

-Конечно, нет. Представьте себе, если бы люди уничтожали комаров, то остались бы без корма рыбы, питающиеся личинками комара, птицы и так далее. Оказывается, маленький комар, досаждающий своими укусами человеку, животным, - важное звено в пищевой цепочке живой природы. А теперь давайте подойдём к нашей цветочной клумбе посмотрим и расскажем Незнайке, кто там живёт (дети подходят к столу, на котором размещён макет клумбы с цветами, рассматривают её и называют насекомых, определяют, что они делают на клумбе).

-Какие насекомые сидят на цветках? (Бабочки, пчёлы, шмели).

-Какие ползают по земле? (Муравьи).

-Какие ползают по траве? (Божьи коровки).

3. Дидактическая игра «Нелепицы»

-Прошу детей исправить предложения.

-Мохнатая гусеница съела кукушку.

-Жирный червяк склевал скворца.

-Полосатый муравей живёт в улье.

-Трудолюбивый паук собирает нектар с цветков.

-Изумрудная бабочка стрекочет.

-Работящая муха плетёт паутину.

III.Заключительная часть

Итог. Ребята, Незнайке так понравились насекомые, о которых мы ему рассказывали, что он хочет поймать нескольких бабочек и взять их с собой.

-Разрешим ему это сделать? (Нет, бабочек нельзя ловить). За насекомыми можно только наблюдать, их нельзя ловить, а уж тем более наступать на них, ведь они такие же живые существа, как и мы и нуждаются в нашей заботе.

-Теперь ты, Незнайка, знаешь, какие бывают насекомые, можешь сажать цветы, чтобы они к тебе прилетали, а своим малышкам расскажи, что насекомые нуждаются в нашей заботе, так как вредные и полезные насекомые приносят пользу.

Публикации по теме:

«Путешествие в осенний лес». Конспект НОД по познавательному развитию («Мир природы») в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие» Конспект НОД «Мир природы» Тема: «Путешествие в осенний лес» старшая группа. Цель: Развивать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей: • Социально – коммуникативное развитие • Познавательное развитие • Художественно – эстетическое развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Удивительный мир кино» НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Удивительный мир кино». Подготовила: Чудакова Марина Александровна.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода» Тема: Волшебница вода Задачи: • Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней,.

Конспект по познавательному развитию «Ах, этот удивительный песок!» в подготовительной группе 1. Орг. момент. Воспитатель: -К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. (дети приветствуют гостей). Воспитатель: -Ребята,мы.

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Ах, этот удивительный песок» Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы «Путешествие в мир профессий»Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы «Путешествие в мир профессий» Тема: «Путешествие в мир профессий». Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей 1) Познакомить с термином.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Животный мир нашего края» Цель: Обобщить знания детей о диких животных нашего края. Задачи: Образовательные. 1. Продолжать формирование умения составлять рассказы.

«Мебель». Конспект НОД по познавательному развитию («Окружающий мир») Мебель. Цели: систематизировать знания детей о мебели Задачи: Познакомить детей с историей возникновения мебели Продолжать формировать.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в мир часов и времени» Цель: Познакомить детей с разными видами часов и их назначением. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с историей возникновения часов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по познавательному развитию «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»
Опубликовано: 22 марта 2017 в 17:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД