Получи документы

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Старый пень — объект экологической тропы»

Юлия Соловей
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Старый пень — объект экологической тропы»

Практико-ориентированная программа для детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе.

Объекты экологической тропы на участке МБДОУ д/с № 27 "Сказка"

Старый пень

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Старый пень — объект экологической тропы“» размещена в разделах

Воспитатель подготовительной группы:

Соловей Юлия Анатольевна

Старый пень. Игровой объект тропы, интересен и прост. Многофункционален. Можно вспомнить интересную историю от "старого пня", можно посидеть всем вместе и поиграть в речевые игры, а можно просто "послушать" звуки природы.

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Программное содержание:

1. Формировать представление детей о пне, как живом объекте природы, представление о том, что старый пень является жилищем разных насекомых, животных и птиц;

2. Развивать представление детей о том, что объект живой природы могут использовать люди, дав вторую жизнь погибшему дереву (сделать место отдыха, скульптурную композицию с помощью родителей, использовать в поделках); умение ориентироваться по плану экологической тропы;

3. Воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, экологическую культуру.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Материал: дидактическая игра «Найди дерево», «Подбери лист», «Съедобное-несъедобное», муляжи грибов, 2 корзинки, сюжетная картина «как растет дерево», экологический знак «Отдых»; «Пинать запрещено», кольцевые спилы,

Словарная работа: крепчал, спил, годичные,

Предварительная работа: рассматривание веток различных деревьев, картинок и поделок из природного материала, наблюдения, беседы, разгадывание загадок, опыты.

Ход занятия:

Воспитатель : Старик Лесовик прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.

Читаем письмо: «Дорогие мои друзья! Здравствуйте! Я наблюдаю за вами, когда вы путешествуете по экологической тропе. Я вижу, вам нравится путешествовать. Я, как хозяин тропы, приглашаю вас к старому пню. Там вы узнаете о старом пне и о других чудесах».

Ну что, ребята, принимаем приглашение Старика Лесовика?

Дети: ответ детей.

Воспитатель : Отправляемся к старому пню. Давайте рассмотрим на плане, как нам до него дойти.

Дети рассматривают план экологической тропы.

Воспитатель : Нашли?

Дети: Да.

Воспитатель : Тогда отправляемся в путь!

11 Объект- «Старый пень».

Вот мы с вами и дошли.

Воспитатель : Дети, а дерево у нас живой объект или нет?

Дети: Ответы детей. (Дышит, удерживает растения в почве, всасывает из почвы влагу, растет, питается, размножается).

Воспитатель : У пня есть признаки?

Дети: нет

Воспитатель : его можно назвать деревом?

Дети: Нет

Воспитатель : Правильно, нельзя. Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево?

Дети: от сильного мороза, ветра или люди его сломали.

Появляется Старик Лесовик.

Старик Лесовик : Вот как раз от сильного ветра это дерево и погибло.

Здравствуйте ребята. Я хранитель экологической тропы вашего детского сада. Хочу я вам рассказать историю одного удивительного дерева.

Называется это дерево Тополь. Вырос он из одного маленького семечка. С каждым годом Тополь набирался сил и рос. Становился все выше и выше. Крепчал. Тополь распускал каждую весну зеленые листья, летом умывался теплыми дождями, осенью дарил пожелтевшую листву холодным ветрам, зимой кутался в снежную шаль. Лесные птицы вили на нём гнезда, по коре пробегали ящерицы, веселые белки прыгали на его ветках, и важные жуки проползали по своим делам. Со всеми Тополь дружил, и никто не обижал. Прошло время. Состарилось дерево, и от сильного ветра погибло. Люди его спилили. Из ствола сделали мебель, из толстых веток – бумагу для книг и тетрадей. Тополь прожил долгую жизнь и выполнил свой долг, как солдат, и мы должны его уважать.».

Жалко мне стало дерево. Ведь от него остался лишь старый пень, никому ненужный и всеми забытый. Вот все думаю, как можно помочь ему? Сам справиться я не могу, поспешил к вам за помощью. Дети сможем ли мы помочь Тополю? Ведь не должен он грустить, став пнем.

Дети: ответ детей.

С. Л. : А вы знаете дети, как можно определить возраст дерева?

Дети: ответы детей.

С. Л. : Возраст дерева можно определить тремя способами:

По годичным кольцам, которые можно найти на спиле дерева. 2 кольца темное и светлое – составляю год жизни дерева. Светлое кольцо появилось летом, когда дереву хватало света, тепла и воды, а темное кольцо – зимой, когда не хватает питательных веществ, и служит оно опорой дереву.

Также можно определить возраст по количеству веток, отходящих от ствола, но нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться, так как веточки со временем ломаются и зарастают корой.

По высоте в метрах.

Воспитатель :

Дети, воспитатель и старик Лесовик обходят вокруг пня. Рассматривают его, наблюдают за насекомыми, растениями на пне.

Ситуативная беседа, вопросы и ответы детей. (кого увидели, чем занят, что растет, как выглядит)

Воспитатель : Старик Лесовик, а сколько же лет нашему пню? Можно мы с детьми посчитаем?

Воспитатель : Посмотрите на стол, на них лежат так называемые кольцевые спилы, посмотрите на них внимательно.

-Чем снаружи покрыт пень?

Дети: корой.

Воспитатель : Для чего кора нужна дереву?

Дети: защищает дерево.

Воспитатель : от чего защищает дерево кора?

Дети: от повреждений.

Воспитатель : Верно, а еще – от высыхания, от воздействия сильного холода и жары. Из чего состоит сам ствол?

Дети: из древесины, колец.

Воспитатель : Почему летом образуются большие светлые кольца? Что вы видите еще?

Дети: узкие кольца.

Воспитатель : когда образуются узкие кольца, как вы думаете?

Дети: зимой.

Воспитатель : Да, они образуются в зимний период, когда деревья находятся в состоянии сна. Как вы думаете почему?

Дети: холодно, мало светит солнце.

Воспитатель : а можно узнать по спилу дерева сколько ему было лет?

Дети: да

Воспитатель : а как?

Дети: надо посчитать, сколько темных узких колец и сколько светлых колец.

Воспитатель : Конечно и только тогда мы узнаем, сколько лет дереву. Давайте мы с вами попробуем посчитать. Посчитали?

Дети: да.

Воспитатель : сколько у вас получилось? Молодцы! Сколько лет нашему дереву? Вот мы с вами и узнали сколько лет было нашему дереву.

Воспитатель : Дети я вам тоже хочу прочитать один рассказ про старый пень. Старик Лесовик, ты хочешь его послушать? А вы дети?

С. Л., Дети: ответы детей и Лесовичка.

Дядюшка Ау: пока вы будите читать, я хочу отдохнуть – устал. Где бы мне присесть?

Воспитатель : на землю не садись, испачкаешься. А скамеечки здесь нет. Тебе нужно что-то похожее на табуретку. Сейчас мы с ребятами поищем, где тебе присесть

Дети: Ответы детей (на пень)

Воспитатель : молодцы ребята! Садись, старик Лесовик!

Воспитатель : читает рассказ Валентина Петровича Катаева «Пень»

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям :

- Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась,

пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый

главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной

осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать :

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу,

ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а

обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя

опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Воспитатель : Вот такой рассказ про пень. О чем это рассказ?

Дети: ответы детей.

Воспитатель : Дети, а вы знаете съедобные и несъедобные грибы? Проверим ваши знания? Соберем корзинку съедобных грибов? Делимся на 2 команды

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» или подвижная игра «Собери корзинку».

Воспитатель : Дети, как вы думаете нужно ли здесь поставить экологический знак «Пинать запрещено»? А почему? Ведь несъедобные грибы никому не нужны, они ядовиты и кушать их нельзя!

Дети: Ответы детей (Поганки, мухоморы нужны животным, они для них полезные и питательные, а также являются лекарством)

Дети совместно с воспитателем ставят экологический знак. (пинать запрещено)

Воспитатель : Хорошо тебе Старик Лесовик, удобно сидеть на старом пне?

С. Л. : очень удобно!

Воспитатель : вот тебе и старый пень! Старый, а выдержит любого: и взрослого, и ребенка. А какой-нужный-то он! Не будем же мы в путешествие брать стул или табурет. В каждом лесу есть пень или сваленное ветром дерево. Вот вам и лавочка, и готовый табурет!

Дети мы оставим значок, который обозначает, что тут можно отдохнуть всем прохожим, всем путникам. Старик Лесовик, ты не против?

С. Л. : нет, не против. Я отдохнул и набрался сил! Пусть теперь и другие воспользуются добрым старым пнем. Спасибо тебе!

Кланяется пню, дети ставят перед пнем экологический знак «Место отдыха в природе»

Воспитатель : я очень рада, что теперь у пня началась вторая жизнь. Когда-то он был красивым деревом, теперь стал полезным пеньком. К этому знаку будут приходить все, кому нужен отдых. И пню будет веселее!

Дети: да

Воспитатель : посмотрите, вокруг спиленного дерева тоже лежат тонкие ветки. Они тоже, наверное, считают, что стали никому не нужны. А вы как думаете?

Дети: птицам, чтоб строить гнезда

Воспитатель : и детям для разных поделок! Я обязательно расскажу вам, как из таких веточек можно сделать много интересных вещей. Предлагаю вам сегодня собрать их, а завтра начать мастерить поделки.

Воспитатель : спасибо, Старик Лесовик. Приходи завтра к нам. Мы вместе сделаем что-нибудь и увидим, как из твоей веточки получилась красивая поделка.

На следующий день предлагается детям выполнить аппликацию или лепку, используя природный материал. Воспитатель с помощью садового секатора разрезает веточки на ровные спилы – брусочки.

Список использованной литературы:

1. Я. К. Березняк «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет

2. В. А. Шишкина «Прогулки в природу» М. : Просвещение, 2002

3. Н. Н. Кондратьева «на экологической тропе»

4. Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»

5. В. П. Катаев «Пень»

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе «В гостях у хозяина экологической тропы Лесовичка-Боровичка» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «В гостях у хозяина экологической тропы лесовичка.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Прохождение экологической тропы» Программное содержание: - расширять представления детей об осенних изменениях в природе; - показать объекты экологической тропы в осенний.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Экскурсия по экологической тропе. Станция клен» Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «А». Тема: «Экскурсия по экологической тропе, станция клен» Интеграция.

Локация экологической тропы «Деревенское подворье» Лето – это время отдыха, прогулок, экскурсий и тд. Не секрет в том, что большую часть дня дети проводят на свежем воздухе. Поэтому в нашем.

Объект экологической тропы «Муравейник» Конспект образовательной игровой ситуации для детей средней группы Задачи образовательные: - углублять знания детей о муравьях, их внешнем.

Оформление объекта экологической тропы около нашего участкаОформление объекта экологической тропы около нашего участка Что такое экологическая тропинка? Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда.

Паспорт экологической тропы Паспорт экологической тропы Пояснительная записка Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня.

Паспорт экологической тропы .

Паспорт экологической тропы младшей группы Паспорт экологической тропы младшей группы. Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы.

Сценарий открытия экологической тропы в средне-старшей группеСценарий открытия экологической тропы в средне-старшей группе "Путешествие зайки Всезнайки"Цель: Создание комфортной зоны для обогащения знаний детей об окружающем мире, воспитание экологической культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Старый пень — объект экологической тропы»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 23:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД