Конспект показательного занятия в старшей группе по теме «Знакомство с электричеством».

Елена Круглова
Конспект показательного занятия в старшей группе по теме «Знакомство с электричеством».

Программное содержание[/b]: знакомить с электричеством, историей его открытия, учить понимать связь между прошлым, настоящим и будущим. Дать детям знание о том, что электричество необходимо людям для жизни, т. к. дает много света и с его помощью работают разные электроприборы. Электричество вырабатывают электростанции, оно по проводам идет в каждый дом. Выключатель регулирует подачу электроэнергии к приборам. Электричество надо беречь, экономить соблюдать меры предосторожности.

Материал и оборудование: план-схема группы, рюкзачок-сумка, 2 веточки березы, лучина, свечи разного размера, керосиновая лампа, электрические лампы разной формы и размера, настольная лампа.

Электроприборы: вентилятор, фен, кофемолка, электрические щипцы, миксер, баночка с сахарным песком, коктейль.

Ход занятия.

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю всех друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я!

Там побывать мечтает каждый

Чтоб прикоснуться к волшебству.

Мы оживлять предметы будем,

И в этом я вам помогу.

Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите, мы сегодня отправимся в путешествие? Но сначала нужно собраться в дорогу.

Давайте положим в рюкзачок все самое необходимое. В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без нее нам будет очень трудно в пути.

Речевка.

Все мы дружные ребята.

Мы ребята дошколята.

Никого ни обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не просим.

Ни отнимем, а попросим

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

Как вы думает, что еще необходимо взять с собой? (Дети кладут в рюкзачок: знание, взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение) А еще нам понадобиться план-схема нашей группы.

Рюкзачок уложен. Отправляемся в путь. Давайте посмотрим на схему? Что показано стрелочками? Ищем пункт №1.

Здесь лежит загадка:

Дом стеклянный пузырек, Висит без дела днем,

А живет в нем огонек а ночью освещает дом.

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется

(Лампа)

Давным-давно, когда не было нас с вами, ваших пап и мам, дедушек и бабушек, люди жили совсем по-другому. Их домом была пещера. Вставали они с первыми лучами солнца, а с заходом солнца ложились спать. Единственным источником света для них было…солнце. Когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо вдели в темноте и могли напасть на человека.

Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой. Трудно приходилось человеку, пока он не научился пользоваться огнем.

Мимический этюд «Огонь»

Вспомним, каким может быть огонь, изобразим его жестами и мимикой.

• светящий - стоя, поднимают руки в вверх, изображают колыхание огня, при этом пальцы олицетворяют концы пламени, которые движутся при малейшем дуновении ветерка;

• согревающий - стоя, голову поднять вперед вверх, руки свободно обнимают туловище. По всему телу разливается «согревающий огонек».

• обжигающий - дети протягивают руки вперед, резко одергивают их, изображая испуг при одергивании рук - «обожглись».

Человек приручил огонь, научился разводить костер. Он горел в пещере и давал людям что? (свет, тепло, а также служил защитой от хищных зверей: звери боятся огня). Прошло время, люди научились строить жилища (избы) и для их освящения они придумали…лучину. Что это такое? (Предположения детей).

Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно, лучину делали из березы: это дерево лучше всех горит. Один конец закрепляли, а другой зажигали.

Опыт №1. (Зажечь лучину и показать, как она горит)

А как вы думаете, удобно ли было людям пользоваться лучиной? Света от лучины много или мало? Удобно ли такое освящение? (От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит).

Прошли годы, и человек придумал другой предмет освящения. Загадка о свече:

Тело снаружи,

Рубашка внутри.

Показать свечу, дать потрогать, из чего делали свечи (из пчелиного воска или бараньего сала). Обратить внимание - внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Наблюдение, как горит свеча. Как вы думаете, чем неудобна свеча? Ответы детей. Ей можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит (запах копоти, дает мало света.

Человек стремиться придумать более удобное освящение для своего жилья! Люди научились делать из нефти керосин и придумали (керосиновые лампы).

Показать, как горит керосиновая лампа. Удобна ли была керосиновая лампа? Почему? (ответы)

Действительно керосиновая лампа плохо освящала, коптила, в нее постоянно надо было наливать керосин, если он разливался, вспыхивал огонь.

Когда появилось электричество, ученый Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку.

Давайте ее внимательно рассмотрим, можно увидеть много интересного. Какой предмет по форме напоминает лампа? (Грушу) Металлическое основание называется патроном, через него электрический ток поступает внутрь лампочки. За стеклом находиться нить накаливания. Она тоненькая, как волосок, но сделана из прочного метала - вольфрама. Когда мы включаем лампу, то к нити накаливания поступает электрический ток, разогревая ее добела, поэтому она моментально вспыхивает и ярко светиться. Если долго смотреть на зажженную лампу…Дети. Заболят глаза.

Именно ля того чтобы свет рассеивался и не ослеплял, на каждую лампу одевают плафон или абажур. Это как будто одежда (показать плафоны). И сейчас эти лампы освящают наши квартиры. Теперь в наших домах много разных красивых светильников.

Скажите можно ли трогать руками включенную лампу? Почему? (Можно обжечься)

- А как держать следует лампочку? (Осторожно, аккуратно) Она может разбиться на мелкие кусочки, которыми можно пораниться, т. к. стекло очень тонкое и хрупкое.

Итак, для чего же нам нужны осветительные приборы? (Для того чтобы было светло, мы могли читать, играть, рисовать).

II ЧАСТЬ.

Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Давайте посмотрим на карту и определим, куда мы пойдем дальше.

Пункт №2. Нашли! Здесь тоже для вас лежит загадка:

Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился?

И в розетке поселился? (Электрический ток)

Правильно! Это электрический ток - электроэнергия. А что такое электрический ток? Откуда он берется? (Ответы детей. Электрический ток - это река из маленький премаленьких частичек - электронов, которая течет по проводам в определенном направлении)

Электричество - это энергия, сила, невидимая для глаза. Вырабатывается на электростанциях, и по проводам ток идет во все дома. Скажите, а где у нас есть провода? Да, они замурованы в стенах и подходят к розеткам и выключателям. А как вы считаете, почему они спрятаны? А теперь скажите, как называются предметы, работающие от электрического тока? (Электроприборы) Давайте рассмотрим некоторые из электроприборов.

Он так похож на пропеллер самолета.

Не летает ну и что ж!

У него своя работа.

Свой мотор не на мгновенье

Он крутить не устает,

В жарком душном помещенье

Свежий ветер создает!

1. Когда сидишь в жаркой душной комнате, так хочется, чтобы подул прохладный ветерок. Но воздух неподвижен. Можно попытаться обмахиваться газетой или веером, но это ненадолго спасает от изнурительной духоты. И тут нам приходят на помощь замечательный электроприбор. Что есть у вентилятора? (Пропеллер) Он крутится и создает поток воздуха. А для чего нужна вот эта сетка? Это защитная сетка, чтобы в лопасти вентилятора не попал посторонний предмет. (Включить вентилятор, посмотреть как он работает)

2. А для чего нужен фен?

Этот прибор для сушки и укладки волос, чтобы делать красивые прически.

З. Электрические щипцы нужны для того, чтобы делать кудряшки, волнистые волосы. Кому нужнее щипцы и фен мужчинам или женщинам, почему?

Да женщины всегда хотят быть красивыми и модными (Демонстрация фена).

4. Этот прибор для размельчения зерен кофе. Давайте насыпем сюда сахар и посмотрим, что же получиться? (Включается кофемолка) Получилась сахарная пудра. (Дети пальчиками пробуют сахарную пудру).

А какие электроприборы мы еще не называли? (Ответы детей) Видите, как много электроприборов вы перечислили. Они как добрые волшебники, окружают нас повсюду, помогают нам везде, где только можно. Как трудно было бы нам без них.

Скажите ребята, что объединяет все эти предметы? (Ответы детей) Да у всех электроприборов есть провод, вилка, включатель, и все они работают от электрического тока. Но они делятся на нагревательные и не нагревательные электроприборы.

Поиграем в игру-эстафету «Два круга»

Разложить в красный и зеленый обручи электроприборы - опасные нагревательные приборы и не нагревательные (телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, электроприемник, компьютер, холодильник). Ими можно осторожно пользоваться детям если разрешают родители. Нагревательные - опасные электроприборы, детям включать запрещается: электроплита, электрочайник, утюг, микроволновая печь, тостер.

Около предметов будем ставить предупреждающие знаки:

Х - нельзя пользоваться,

! - осторожно пользоваться.

Как много мы сегодня узнали об электричестве!

Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами.

Давайте вспомним правила безопасности:

1. Нельзя вставлять в розетку посторонние предметы.

2. Нельзя касаться руками оголенных проводов.

3. Нельзя тянуть руками электрический провод.

4. Нельзя трогать включенные предметы мокрыми руками!

Ты запомни юный друг!

Ток не любит мокрых рук.

Прежде чем прибор включать,

Надо руки вытирать!

5. Нельзя оставлять включенные электроприборы без присмотра!

III ЧАСТЬ.

Воспитатель. Последний пункт №3 (На столе стоят красочная коробка и поднос с чашечками) По-моему, это сюрприз. Загадка.

Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок,

Никого он не бьет,

Но зато все собьет.

Что это за электроприбор? Для чего он нужен?

Давайте посмотрим, как он работает. (Воспитатель взбивает коктейль, показывает детям образовавшуюся пенку, разливает по чашкам. Дети пьют коктейль делятся впечатлениями).

Публикации по теме:

Разработка детсткого проекта «Краткая история электричества в домашних опытах на кухне в подготовительной к школе группе» Информационная карта проекта 1. Полное название проекта: «Краткая история электричества в домашних опытах на кухне (простейшие батарейка,.

Экскурсии в краеведческий музейЭкскурсии в краеведческий музей Я много лет веду кружок"Юный краевед" целью, которой знакомить детей с историческим прошлым и современной жизнью поселка, района. В этом.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект показательного занятия в старшей группе по теме «Знакомство с электричеством».
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 20:33
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...