Получи документы

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»

Александра Люткова
Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»

Цели: 1. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.

2. Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.

3. Уточнить знания о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, сколько людей трудится, чтобы вырастить урожай хлеба. Уточнить знание профессий.

4. Расширять словарь, учить отвечать на вопросы грамматически правильно.

5. Воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.

Публикация «Конспект познавательного занятия для детей старшей группы „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Предварительная работа: Расматривание хлебных изделий в повседневной жизни, наблюдение за привозом хлеба в д/с, экскурсия в хлебный магазин. Чтение р. н. с. «Колосок», книги «Откуда хлеб пришел», рассматривание иллюстраций, заучивание стихов и пословиц, отгадывание загадок.

Оборудование: Иллюстрации, магнитофон, камни, тарелочки с мукой и зерном, тесто, дошечки, салфетки, протвень.

Ход занятия

-Ребята, помните мы читали р. н. с. «Колосок»?

-С чего начинается сказка? (Петушок нашёл колосок)

-А где же вырос колосок? Кто его посадил?

-Об этом в сказке не сказывается.

-А дело было так. В те далёкие времена на Кубанской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлуеб не вырастишь. И вот по весне начинали стучать топоры.

-Зачем?

-Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? Большие мощные деревья шли на строительство, остальные – на дрова.

-Что оставалось на месте деревьев? (Пни). Начиналась очень трудная работа – выкорчёвка пней.

-И вот на этом месте уже не лес, а … (Поле). Теперь надо его вспахать (Иллюстрация). Лошадь запрягали в деревянную саху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём таких как я,

Будет целая семья. (Семя)

-О чём загадка? (О семяни)

-Можно сеять. К этому событию готовились: мылись в бане, надевали чистую рубаху, и с лукошком на груди выходилив поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева на право (от сердца). Давайте представим себе, что мы сеятели (дети изображают действия).

-Как вы думаете, какая должна быть погода в день сева? (безветренная).

-Почему?

-Что необходимо для роста и жизни растений? (солнце, дождь). Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенки пели:

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Физминутка: Представьте, что вы зёрнышки (дети сворачиваются в клубочек на полу) музыка

-Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись к верху). И вот уже два листика тянутся к солнышку (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).

-И вот выросли наконец хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше делали так. Мужчины брали косы, а женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-та мог потерятся колосок. Помните, что с ним сделал петушок?

-Обмолотил. Взял цепу, ею бил по колоску, и зёрна из него высыпались. Их надо провеять, ведь в зёрнах есть другие частички колоска и мусор (дуем на лодошку).

-Отгадайте загадку: Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. (колосок)

-Это было в старину! А в наше время с помощью чего убирают урожай?

-Посмотрите на картинку. Что делает комбайн?

-Скашивает колоски, обмалачивает их, а зерно увозят от комбайна на грузовых машинах.

-Как называются профессии тех, кто работает в поле?

-Комбайнёр, тракторист, шофёр, а одним словом они кто – ХЛЕБОРОБЫ.

-Отгадайте загадку: Вырос в поле дом

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стволе золотом. (зерно)

-А куда везут зерно, чтобы долго хранить его?

На просторе, в море хлеба

Замок с башнями до неба,

Сохранит всё море хлеба. элеватор)

Воспитатель показывает иллюстрацию.

-Элеватор - это башни, в которых хранится зерно.

-Кто расскажет, что дальше происходит с зерном? (рассказы детей)

-Правильно, на больших грузовых машинах зерно везут на мельницу. А как вы думаете как получается мука?

-Зёрна мелют, растирают и получается мука (дети растирают зёрна у стола).

-Сравните муку и зёрна. Мука какая? Мягкая, белая, сыплется.

-А зерно – жёлтое, твёрдое (трогают зерно и муку)

-Кто расскажет, что происходит дальше с мукой, куда её везут?

Рассказ ребёнка

-На хлебном заводе, в пекарне или на кухне, из муки пекут хлеб, дополните что ещё? Во все изделия кладут: дрожжи, сахар, масло и другие продукты, но главный продукт какой? -МУКА-

-Отгадайте загадки: «Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый

А бывает подгорелый.» (хлеб)

«Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают.» блин)

-А как вы думаете, когда сеют хлебные зерна, чтобы получить новый урожай хлеба?

-Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Золотой дождь»

«По земле сырой, не жёсткой,

Там, где трактора прошли,

Не глубокие бороздки

В чёрной пашне пролегли.

И до вечера и позже

До полночи с темнотой

Зёрна сыпались, как дождик

Точно дождик золотой!

Ты расти, расти травинка,

Наливайся сладким соком,

Поднимайся надо мной

Спелым колосом высоким.»

-Как вы думаете долго ли ратёт хлеб? - Всё лето.

-Когда убирают урожай с поля? – В конце лета, осенью.

-И каравай хлеба у нас на столе! (рассматриваем каравай)

-Вспомните, как называются профессии людей, которые трудятся в поле?

-А все вместе они кто? -ХЛЕБОРОБЫ-

«Человек привык трудится:

Люди пашут, сеют, жнут,

В каждом зёрнышке пшеницы,

В каждой крошке хлеба – труд» (воспитатель)

-А какие русские пословицы о хлебе и труде вы знаете?

«Хлеб – всему голова»

«Худ обед, когда хлеба нет»

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»

«Труд человека кормит, а лень – портит»

«Не трудится – хлеба не добиться»

«Хочешь есть калачи - не лежи на печи»

«Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда»

-А сейчас мы с вами потрудимся и слепим из теста булочки: садитесь за столы, вытрите руки салфетками и приступайте к работе. (работа детей)

-А теперь наши изделия отправятся на кухню, где в жаркой печи они превратятся в душистые булочки.

ИТОГ. Сегодня мы узнали, как много труда люди разных профессий вкладывают, чтобы хлеб был у каждого человека в доме.

-ХЛЕБ НАДО БЕРЕЧЬ! ЕГО НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ, ЕГО МОЖНО ОТДАТЬ ЖИВОТНЫМ, ПТИЧКАМ.

ОТНОШЕНИЕ К ХЛЕБУ ДОЛЖНО БЫТЬ БЕРЕЖНОЕ!

ЛЮДИ ГОВОРЯТ: «НЕ БЕРИ БОЛЬШЕ ХЛЕБА,ЧЕМ МОЖЕШЬ СЪЕСТЬ».

«НЕ КРОШИ ЕГО ЗА СТОЛОМ!»

«НИКОГДА НЕ ВЫБРАСЫВАЙ ХЛЕБ

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Презентация «Путешествие зернышка» Цель: Познакомить и систематизировать знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба; познакомить детей о сельскохозяйственными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 6 октября 2013 в 00:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД