Конспект познавательной НОД по ФКЦМ и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по Африке»

Светлана Тюрина
Конспект познавательной НОД по ФКЦМ и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по Африке»

Цели: познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой, с пустыней Сахара, с климатическими условиями, с животными; развивать словесно – логическое мышление, воображение, связную речь; упражнять детей в составлении предложений с союзом а; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с придаточным союзом потому –что; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли.

Материалы и оборудование: компьютерное оборудование для воспроизведения слайдов.

Ход занятия.

1.Вводное слово воспитателя.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Африке. В Африке побывали многие герои литературных произведений. Давайте мы совершим путешествие на этот материк с известным персонажем произведения К. И. Чуковского. Отгадайте с кем:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

(Айболит).

(Слайд с изображением Айболита.)

2. Игра – путешествие «Африка».

Воспитатель: Летим с доктором Айболитом и попадаем

В весьма раскалённое место.

Не надо ни печки, ни дров,

В песок бросил тесто –

И завтрак готов.

- Куда мы попали? (Пустыня Сахара.)

(Слайд с изображением пустыни.)

Воспитатель:Что означает слово «Сахара»? В переводе с арабского языка «пустыня». Здесь очень жарко. Кругом сплошной песок. Это самая большая в мире пустыня.

Вдруг впереди Айболит увидел зелёный островок – оазис. (Слайд с изображением оазиса.)Подойдём поближе и увидим дерево, у него отсутствуют сучья, высота 20 м и более, на верху ствола колышется пучок из 40-70 листьев длиной до 3 м. это финиковая пальма. (Слайд с изображением пальмы.) Она даёт в год до 100-200 кг плодов, из листьев делают заборы, изгороди, плетут сандалии и корзины, ствол пальмы используют как строительный материал. Из надреза пальмы вытекает сладкий сок, пригодный для питья.

-Какие же животные живут непосредственно в пустыне? Отгадайте загадки и узнаете.

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд.)

(Слайд с изображением верблюда.)

Вьётся верёвка,

На конце головка.

(Змея.)

(Слайд с изображением змеи.)

Она, как змейка,

В песке мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвёт –

Другой наживёт.

(Ящерица.)

(Слайд с изображением ящерицы.)

Воспитатель: Но в Африке находится не только самая большая в мире пустыня. Доктор Айболит летит дальше на юг, поближе к реке Лимпопо. Вдруг послышался гул воды. Айболит увидел водопад. А за водопадом лежит саванна – это «дикая, первобытная равнина», степь, покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одиночные, реже группами, кустарники и деревья. (Слайд с изображением саванны.) Какие деревья можно встретить в саванне? (Баобаб, зонтичная акация.)

(Слайд с изображением баобаба, акации.)

- А вот животных, которые живут в африканской саванне, я уверена, вы знаете. Давайте проверим. Эта игра для самых внимательных и сообразительных. К проверке готовы?

Дети: Да!

Игра «Топни – хлопни»

Воспитатель: Я буду показывать вам картинки, если животное живет в Африке – вы хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.

(Детям показываются картинки-слайды с изображением различных животных.)

(Слон, лиса, носорог, заяц, обезьяна, лось, енот, жираф, зебра, лев, белка, верблюд, ёж, крокодил, черепаха, тигр.)

Дети играют.

В конце игры один ребёнок перечисляет названия животных, живущих в Африке. В случае затруднения попросить помочь других детей.

Воспитатель: Я очень рада, что вы справились с этим заданием!

А вот доктор Айболит интересуется: хорошо ли вы помните, как выглядят животные Африки? Попробуем найти отличия двух из их с помощью моих самых лучших фотографий.

(На экране появляются слайды с изображением зебры и жирафа.)

Предположительные ответы детей:

Зебра полосатая, а жираф пятнистый.

У зебры короткая шея, а у жирафа длинная.

Жираф питается листвой с высоких деревьев, а зебра травой.

У жирафа есть маленькие рожки, а у зебры их нет.

Воспитатель: Вы порадовали доктора Айболита своей наблюдательностью. Каждый путешественник должен не только быть наблюдательным, но и обязательно уметь рассказывать и немного сочинять. Давайте попробуем пофантазировать. Я начну предложение, а вы закончите.

Игра «Что было дальше?»

(На экране слайды с животным из предложения)

Воспитатель: Крокодил разинул пасть и…

Ребенок: И все увидели его острые зубы.

Воспитатель: Жираф увидел бабочку и …

Ребенок: Она ему очень понравилась, он побежал за ней.

Воспитатель: Обезьяна взяла банан и …

Ребенок: Очистив его, дала своему детенышу.

Воспитатель: Охотники поймали львёнка и …

Ребенок: Накормили его и отнесли к маме.

Воспитатель: Все предложения очень хорошие.

А теперь предлагаю провести разминку.

Дети встают в круг, проводится физкультминутка:

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и – наклонились

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько.

Встанем, выдохнем, вдохнём

И места свои займём.

Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом. По окончании занимают места за столами.

Воспитатель: Посмотрите, дети, а кто это прилетел к нашему доктору.

(Педагог обращает внимание детей на экран, где появляется слайд с изображением попугая.)

Попугай: О, я тоже могу вам рассказать о наших животных много интересного!

Воспитатель: Дети, внимательно послушаем попугая и постараемся определить, что из сказанного им будет истинное, ложное или неизвестное.

Воспитатель от имени Попугая проводит игру «Истинное, ложное, неизвестное». Дети определяют вид высказывания и мотивируют свой ответ.

Попугай: У жирафа самая длинная шея.

Ребенок: Истинна, потому, что - это правда я читал об этом в энциклопедии.

Попугай: Слон – самое большое животное.

Ребенок: Высказывание истинно, потому, что нет животных больше слона.

Попугай: Львы питаются травой.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что львы хищные животные и питаются мясом

Попугай: Длина удава 3 метра.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что удавы могут быть разной длины.

Попугай: У крокодила острые зубы.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы – хищники и для их питания нужны острые зубы.

Попугай: Обезьяны сами учат своих детей писать и читать.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что животные не умеют читать и писать.

Попугай: Крокодилята появляются из яиц.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы откладывают яйца.

Попугай: У тигрицы 5 тигрят.

Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что тигрят может быть меньше.

Попугай: Черепахи спят и видят сны.

Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что это невозможно проверить

Попугай: Верблюд может длительное время переносить жажду.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что горбы помогают ему обходиться без воды.

В случае затруднения дети, путем рассуждения находят правильный ответ.

Попугай: Я вижу, вы хорошо знакомы с животным миром Африки. Очень приятно было побеседовать с вами, ну мне, к сожалению, пора. До свидания!

(Попугай «улетает».)

Воспитатель: Вы порадовали меня тем, как справились со всеми заданиями, но нам вместе с доктором Айболитом пора возвращаться. Чтобы время в пути пролетело незаметно, вы проверите правильность моих наблюдений.

(Слайд с изображением Айболита.)

Игра «Определи лишнее слово».

Воспитатель: Крокодил- зелёный, зубастый, ласковый, хищник.

Ребенок: Крокодил не может быть ласковым, потому, что он – хищник.

Воспитатель: Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный.

Ребенок: Бегемот толстый, тяжёлый, травоядный, а не длинноносый.

Воспитатель: Носорог – опасный, маленький, толстый.

Ребенок: Носорог – опасный, толстый, а не маленький

Воспитатель:Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый.

Ребенок: Жираф не длиннохвостый, потому, что у него короткий хвост

Воспитатель:Обезьяна – шустрая, лохматая, копытная, крикливая.

Ребенок: У обезьяны нет копыт.

Воспитатель: Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный.

Ребенок: Слон – большой, ушастый, сильный, а не рогатый.

Воспитатель: Мы сегодня с вами совершили увлекательное путешествие. Доктор Айболит прощается с вами и благодарит за то, что вы так хорошо знаете о жизни животных жаркой Африки. На прощание он оставил вам небольшой подарок: стихотворение Алексея Порошина и Марии Лукашиной о животных Африки.

(Слайды с изображением каждого животного.)

Самый быстрый зверь – гепард.

Он становится на старт,

По саванне мчится ловко,

Неплохая тренировка!

Подальше от дороги

Гуляют носороги,

Чтобы кого-нибудь

Случайно не боднуть.

Посмотрите-ка скорей:

Этот хищник – царь зверей.

До чего же грозный вид,

Как на троне он сидит!

Спросите всю саванну –

Не любят игуану!

И за шипы на коже,

И за характер тоже.

Чуть что – «Я с вами не дружу!»

Чуть что – «Я дедушке скажу!»

Он, Игуаны пращур, -

Огромный древний ящур.

Прикреплённые файлы:

puteshestvie-po-afrike_qjgef.pptx | 5186,4 Кб | Скачан: 148
 
Публикации по теме:

Презентация для детей. Младший возраст. Геометрические фигуры в загадках. Цели: Образовательная: - уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш»Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш» Цель: закрепить и активизировать в речи детей словарь по теме «Дикие и домашние животные». Задачи: Обучающие: • Уточнить и закрепить знания.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект познавательной НОД по ФКЦМ и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по Африке»
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 20:46
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фото отчет).
Мама, милая моя Всей душой люблю тебя. Ты меня прости родная, Что порою огорчаю. В руки карандаш возьму По бумаге проведу Вправо, влево, вниз и вверх...
Фотоотчет театрализованного игрового представления «Сказка ложь, да в ней намек…»
И снова работники районного дома культуры посетили наш детский сад с театрализованной игровым представлением «Сказка ложь, да в ней намек… ». Дети двух...
Детский мастер-класс в технике оригами «Тюльпан»
Задачи: учить детей из квадрата бумаги делать тюльпан; закреплять навыки работы с клеем ( намазывание, приклеивание) ; развивать точность движений рук,...
Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя...
b]Цель:[/b] формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших в...