Конспект познавательной НОД по ФКЦМ и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по Африке»

Светлана Тюрина
Конспект познавательной НОД по ФКЦМ и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по Африке»

Цели: познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой, с пустыней Сахара, с климатическими условиями, с животными; развивать словесно – логическое мышление, воображение, связную речь; упражнять детей в составлении предложений с союзом а; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с придаточным союзом потому –что; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли.

Материалы и оборудование: компьютерное оборудование для воспроизведения слайдов.

Ход занятия.

1.Вводное слово воспитателя.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Африке. В Африке побывали многие герои литературных произведений. Давайте мы совершим путешествие на этот материк с известным персонажем произведения К. И. Чуковского. Отгадайте с кем:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

(Айболит).

(Слайд с изображением Айболита.)

2. Игра – путешествие «Африка».

Воспитатель: Летим с доктором Айболитом и попадаем

В весьма раскалённое место.

Не надо ни печки, ни дров,

В песок бросил тесто –

И завтрак готов.

- Куда мы попали? (Пустыня Сахара.)

(Слайд с изображением пустыни.)

Воспитатель:Что означает слово «Сахара»? В переводе с арабского языка «пустыня». Здесь очень жарко. Кругом сплошной песок. Это самая большая в мире пустыня.

Вдруг впереди Айболит увидел зелёный островок – оазис. (Слайд с изображением оазиса.)Подойдём поближе и увидим дерево, у него отсутствуют сучья, высота 20 м и более, на верху ствола колышется пучок из 40-70 листьев длиной до 3 м. это финиковая пальма. (Слайд с изображением пальмы.) Она даёт в год до 100-200 кг плодов, из листьев делают заборы, изгороди, плетут сандалии и корзины, ствол пальмы используют как строительный материал. Из надреза пальмы вытекает сладкий сок, пригодный для питья.

-Какие же животные живут непосредственно в пустыне? Отгадайте загадки и узнаете.

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд.)

(Слайд с изображением верблюда.)

Вьётся верёвка,

На конце головка.

(Змея.)

(Слайд с изображением змеи.)

Она, как змейка,

В песке мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвёт –

Другой наживёт.

(Ящерица.)

(Слайд с изображением ящерицы.)

Воспитатель: Но в Африке находится не только самая большая в мире пустыня. Доктор Айболит летит дальше на юг, поближе к реке Лимпопо. Вдруг послышался гул воды. Айболит увидел водопад. А за водопадом лежит саванна – это «дикая, первобытная равнина», степь, покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одиночные, реже группами, кустарники и деревья. (Слайд с изображением саванны.) Какие деревья можно встретить в саванне? (Баобаб, зонтичная акация.)

(Слайд с изображением баобаба, акации.)

- А вот животных, которые живут в африканской саванне, я уверена, вы знаете. Давайте проверим. Эта игра для самых внимательных и сообразительных. К проверке готовы?

Дети: Да!

Игра «Топни – хлопни»

Воспитатель: Я буду показывать вам картинки, если животное живет в Африке – вы хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.

(Детям показываются картинки-слайды с изображением различных животных.)

(Слон, лиса, носорог, заяц, обезьяна, лось, енот, жираф, зебра, лев, белка, верблюд, ёж, крокодил, черепаха, тигр.)

Дети играют.

В конце игры один ребёнок перечисляет названия животных, живущих в Африке. В случае затруднения попросить помочь других детей.

Воспитатель: Я очень рада, что вы справились с этим заданием!

А вот доктор Айболит интересуется: хорошо ли вы помните, как выглядят животные Африки? Попробуем найти отличия двух из их с помощью моих самых лучших фотографий.

(На экране появляются слайды с изображением зебры и жирафа.)

Предположительные ответы детей:

Зебра полосатая, а жираф пятнистый.

У зебры короткая шея, а у жирафа длинная.

Жираф питается листвой с высоких деревьев, а зебра травой.

У жирафа есть маленькие рожки, а у зебры их нет.

Воспитатель: Вы порадовали доктора Айболита своей наблюдательностью. Каждый путешественник должен не только быть наблюдательным, но и обязательно уметь рассказывать и немного сочинять. Давайте попробуем пофантазировать. Я начну предложение, а вы закончите.

Игра «Что было дальше?»

(На экране слайды с животным из предложения)

Воспитатель: Крокодил разинул пасть и…

Ребенок: И все увидели его острые зубы.

Воспитатель: Жираф увидел бабочку и …

Ребенок: Она ему очень понравилась, он побежал за ней.

Воспитатель: Обезьяна взяла банан и …

Ребенок: Очистив его, дала своему детенышу.

Воспитатель: Охотники поймали львёнка и …

Ребенок: Накормили его и отнесли к маме.

Воспитатель: Все предложения очень хорошие.

А теперь предлагаю провести разминку.

Дети встают в круг, проводится физкультминутка:

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и – наклонились

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько.

Встанем, выдохнем, вдохнём

И места свои займём.

Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом. По окончании занимают места за столами.

Воспитатель: Посмотрите, дети, а кто это прилетел к нашему доктору.

(Педагог обращает внимание детей на экран, где появляется слайд с изображением попугая.)

Попугай: О, я тоже могу вам рассказать о наших животных много интересного!

Воспитатель: Дети, внимательно послушаем попугая и постараемся определить, что из сказанного им будет истинное, ложное или неизвестное.

Воспитатель от имени Попугая проводит игру «Истинное, ложное, неизвестное». Дети определяют вид высказывания и мотивируют свой ответ.

Попугай: У жирафа самая длинная шея.

Ребенок: Истинна, потому, что - это правда я читал об этом в энциклопедии.

Попугай: Слон – самое большое животное.

Ребенок: Высказывание истинно, потому, что нет животных больше слона.

Попугай: Львы питаются травой.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что львы хищные животные и питаются мясом

Попугай: Длина удава 3 метра.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что удавы могут быть разной длины.

Попугай: У крокодила острые зубы.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы – хищники и для их питания нужны острые зубы.

Попугай: Обезьяны сами учат своих детей писать и читать.

Ребенок: Это высказывание ложно, потому, что животные не умеют читать и писать.

Попугай: Крокодилята появляются из яиц.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что крокодилы откладывают яйца.

Попугай: У тигрицы 5 тигрят.

Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что тигрят может быть меньше.

Попугай: Черепахи спят и видят сны.

Ребенок: Это высказывание неизвестно, потому, что это невозможно проверить

Попугай: Верблюд может длительное время переносить жажду.

Ребенок: Это высказывание истинно, потому, что горбы помогают ему обходиться без воды.

В случае затруднения дети, путем рассуждения находят правильный ответ.

Попугай: Я вижу, вы хорошо знакомы с животным миром Африки. Очень приятно было побеседовать с вами, ну мне, к сожалению, пора. До свидания!

(Попугай «улетает».)

Воспитатель: Вы порадовали меня тем, как справились со всеми заданиями, но нам вместе с доктором Айболитом пора возвращаться. Чтобы время в пути пролетело незаметно, вы проверите правильность моих наблюдений.

(Слайд с изображением Айболита.)

Игра «Определи лишнее слово».

Воспитатель: Крокодил- зелёный, зубастый, ласковый, хищник.

Ребенок: Крокодил не может быть ласковым, потому, что он – хищник.

Воспитатель: Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный.

Ребенок: Бегемот толстый, тяжёлый, травоядный, а не длинноносый.

Воспитатель: Носорог – опасный, маленький, толстый.

Ребенок: Носорог – опасный, толстый, а не маленький

Воспитатель:Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый.

Ребенок: Жираф не длиннохвостый, потому, что у него короткий хвост

Воспитатель:Обезьяна – шустрая, лохматая, копытная, крикливая.

Ребенок: У обезьяны нет копыт.

Воспитатель: Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный.

Ребенок: Слон – большой, ушастый, сильный, а не рогатый.

Воспитатель: Мы сегодня с вами совершили увлекательное путешествие. Доктор Айболит прощается с вами и благодарит за то, что вы так хорошо знаете о жизни животных жаркой Африки. На прощание он оставил вам небольшой подарок: стихотворение Алексея Порошина и Марии Лукашиной о животных Африки.

(Слайды с изображением каждого животного.)

Самый быстрый зверь – гепард.

Он становится на старт,

По саванне мчится ловко,

Неплохая тренировка!

Подальше от дороги

Гуляют носороги,

Чтобы кого-нибудь

Случайно не боднуть.

Посмотрите-ка скорей:

Этот хищник – царь зверей.

До чего же грозный вид,

Как на троне он сидит!

Спросите всю саванну –

Не любят игуану!

И за шипы на коже,

И за характер тоже.

Чуть что – «Я с вами не дружу!»

Чуть что – «Я дедушке скажу!»

Он, Игуаны пращур, -

Огромный древний ящур.

Прикреплённые файлы:

puteshestvie-po-afrike_qjgef.pptx | 5186,4 Кб | Скачан: 155
 
Публикации по теме:

Презентация для детей. Младший возраст. Геометрические фигуры в загадках. Цели: Образовательная: - уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш»Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш» Цель: закрепить и активизировать в речи детей словарь по теме «Дикие и домашние животные». Задачи: Обучающие: • Уточнить и закрепить знания.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект познавательной НОД по ФКЦМ и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по Африке»
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 20:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...