Папки-передвижки

Конспект познавательной образовательной деятельности «Осень. Разноцветный листопад»

Валентина Федоренко
Конспект познавательной образовательной деятельности «Осень. Разноцветный листопад»

Конспект познавательной образовательной деятельности

«Разноцветный листопад»

Задачи:

закрепить и расширить представления дошкольников об осени;

рассказать о характерных явлениях этого времени года (листопаде, смене цвета лиственных деревьев);

повторить понятия «фотосинтез», «хлорофилл», пополнить словарный запас новыми понятиями: бабье лето, пигмент, каротин;

Публикация «Конспект познавательной образовательной деятельности „Осень, Разноцветный листопад“» размещена в разделах

объяснить, почему осенью зеленые листья желтеют.

Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: игрушка Сова; разноцветные карточки (белая, голубая, синяя, зеленая, желтая, красная, оранжевая); картины, на которых изображены осенние приметы, оборудование для лепки и рисования.

Ход образовательной деятельности:

1. Вступительная часть

Воспитатель: На смену теплым солнечным дням пришла ветреная пасмурная погода. Заметно похолодало, деревья поменяли свой наряд. Вы знаете почему?

Дети: Потому что наступила осень.

Воспитатель: Верно. Вслед за летом наступила осенняя пора.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на погоду за окном,

просит описать ее.

Дети: Идет дождь, дует ветер, листья стали желтыми и опадают.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои любимые цвета. Давайте назовем любимый цвет зимы, лета, весны и осени.

Дидактическая игра «Разноцветный год»

Воспитатель показывает карточки разных цветов. Дошкольники называют, какому времени года присущ тот или иной цвет. Например: любимые цвета зимы – белый, голубой и синий. У весны – зеленый. У лета много ярких цветов. У осени самый любимый цвет желтый, а еще красный и оранжевый.

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что у каждого времени года свои природные явления. Об этом мы будем говорить с вами еще. Сегодня у нас гость. Познакомьтесь с ним.

Воспитатель Кто живет в дупле-сторожке

С круглым маленьким окошком

И летает только ночью,

Так как днем спит крепким сном.

У кого в прическе хвоя,

А кафтанчик – перовой?

Воспитатель показывает СОВУ: Она житель сказочного осеннего леса.

Рефлексия

Дети с воспитателем обсуждают Совушку-Сову: Как зовут нашего сказочного гостя? На кого похож, с кем дружит? Т. д.

2. Основная часть

Сова: Здравствуйте, ребята. Вот и наступила осень! Разноцветная, листопадная! Листья по ночам тихо шелестят и рассказывают мне свои секреты. Почему они летом зеленые, а осенью желтеют и краснеют?

Дети высказывают свои предположения.

Совушка: Вы уже слышали про хлорофилл?

Дети рассказывают, что они знают про хлорофилл.

Воспитатель: Слово пришло из греческого языка и означает «зелень листа». Хлорофилл – пигмент. Пигмент – это краситель, он окрашивает листья растений в яркий цвет. У хлорофилла этот цвет зеленый. Хлорофилл – кормилец растений, потому что они с его помощью получают питательные вещества. Вы помните, что такое фотосинтез?

Дети рассказывают, что они знают про фотосинтез.

Воспитатель: Ребята, Совушка говорит, что для такого сложного «завтрака» или «обеда» нужны вода, углекислый газ и свет. «Фото» по-гречески означает «свет», а «синтез» – «соединение». Но, кроме хлорофилла, зеленые части растений содержат и другие красители – желтый, оранжевый и красный. Желто-оранжевый пигмент называется каротин. Какого цвета морковка?

Дети: Оранжевого.

Воспитатель: Совушка говорит, что вы правы. Это она из-за каротина такая. Летом желтый, оранжевый и красный пигменты в зеленых растениях незаметны, потому что хлорофилла больше и он их скрывает, «закрашивает» зеленью. Давайте проверим это.

Изобразительная деятельность

Дети берут альбомный лист, наносят на него немного желтой, красной и оранжевой гуаши. Затем на эти цвета наносят значительное количество зеленой гуаши, делают вывод.

Воспитатель: Посмотрите, зеленая гуашь закрасила другие цвета, и их не видно. Также бывает летом с желто-оранжевым каротином и зеленым хлорофиллом. Но вот осенью, когда света и тепла становится меньше, растение перестает «питаться» – хлорофилл становится ненужным и исчезает. Поэтому листья приобретают желтые и красные оттенки. Хлорофилл быстрее исчезает на свету, то есть в солнечную погоду. И когда после долгих дождей наступает бабье лето, кроны деревьев всего за несколько дней окрашиваются в пестрые осенние краски.

Совушка приглашает детей на физразминку.

Физминутка «Листики»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

Совушка приглашает детей в «Картинную галерею» и знакомит их с приметами осени (показ картин и иллюстраций).

Воспитатель: С прошлых времен сохранилось немало осенних примет, по которым наши предки могли определить, например, будет ли следующий год урожайным, зима теплой или холодной, лето дождливое или сухое.

Приметы осени

Воспитатель рассказывает детям о приметах осени:

Много желудей на дубу уродилось – к лютой зиме.

Если осенью паутина по растениям стелется – тепло будет.

Поздней осенью комары появятся, значит, зима будет мягкой.

Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, а если мало – сухая.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

Воспитатель читает детям стихотворение «Золотые кладовые».

Воспитатель:

Драгоценности живые

На деревьях в октябре…

Золотые кладовые –

В парке, в сквере, во дворе,

В поле, в роще, на болоте,

На иголках у ежат.

И в сусальной позолоте

Ветки трепетно дрожат!

Небо выцвело белесо,

В перламутре облака.

Дождик бисерные слезы

Проливает на луга.

Раздает березкам осень

Россыпь листиков-монет.

Лишь у елок и у сосен

Золотых запасов нет!

Дети обсуждают с воспитателем стихотворение «Золотые кладовые».

Вопросы для обсуждения:

Почему стихотворение называется «Золотые кладовые»?

Каким деревьям осень раздает «россыпь листиков-монет»?

У каких деревьев «золотых запасов нет»?

Благодаря какому природному пигменту листья окрашиваются в зеленый цвет? А какому – в оранжевый и красный?

Почему осенью листья меняют свой цвет?

Воспитатель обращает внимание детей на картину, нарисованную пластилином и просит описать ее: что она представляет, из каких материалов изготовлена. Затем сообща придумывают название поделки.

Воспитатель: Ребята, Совушка приглашает вас Студию рисования. А ей пора в лес, у неё много дел, а главное ей нужно выспаться перед ночным полетом.

Дети прощаются с гостьей.

Продуктивная деятельность – пластилинография «Натюрморт».

Воспитатель: Все вы любите рисовать карандашами, фломастерами, красками, гуашью. А кто-нибудь пробовал рисовать пластилином? (Дети отвечают.) Хотите, я научу вас?

Дошкольники еще раз внимательно рассматривают поделку, перечисляют цвета, замечают, что пластилин не просто накладывается на бумагу, а «размазывается» по ее поверхности. Воспитатель рассказывает, что это техника пластилинографии – пластилин наносится на бумагу мазками разными слоями. Дошкольники несколько раз четко проговаривают слово «пластилинография», запоминают его значение.

Самостоятельная работа

Перед каждым ребенком на столе лежит заготовка: плотный картон, пластилин, стеки.

Дети раскрашивают картинку пластилином. Если не успеют, оставшуюся часть работы выполняют дома совместно с родителями. Позже работы размещаются на выставке осенних поделок.

3. Заключительная часть

Воспитатель просит детей четко проговорить слова: пигмент-краситель, хлорофилл, каротин, фотосинтез, углекислый газ. В заключении дошкольники рассматривают глобус. Воспитатель задает им наводящие вопросы и подводит к выводу о том, что смена сезонов зависит от смены положения земной оси.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в подготовительной группе «Театры города Омска» Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в подготовительной группе «Театры города Омска» Цель: Формирование.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию на тему «Осенний листопад» Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности (рисование) на тему: Осенний листопад Тема: Осенний.

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе «А повсюду — листопад!» Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «А повсюду - листопад!». Образовательная область: художественно.

Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников ДОУ «Путешествие по профессиям»Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников ДОУ «Путешествие по профессиям» Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников ДОУ «Путешествие по профессиям». Автор: Федосеева.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Листопад, листопад» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Калининского района Санкт-Петербурга Конспект Познавательного.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы по поисково-познавательной деятельности КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы оздоровительной направленности по поисково-познавательной деятельности.

Модель центра познавательной деятельности в дошкольной образовательной организации В группе детского сада создан уголок безопасности дорожного движения. Для ознакомления детей с правилами ПДД я использую: • атрибуты дорожно-постовой.

Модель образовательной деятельности по сенсорному развитию во второй младшей группе «Построим лисичке разноцветный домик» Модель организации образовательной деятельности по сенсорному развитию во второй младшей группе «Построим лисичке разноцветный домик» с.

Организация образовательной деятельности по познавательной деятельности в старшей группе «Знакомство с магнитом» Конспект организации образовательной деятельности по познавательной деятельности в старшей группе. Тема «Знакомство с магнитом» Программные.

Справка о проведении НОД по нетрадиционному художественному творчеству- аппликация цветным рисом «Разноцветный листопад»Справка о проведении НОД по нетрадиционному художественному творчеству- аппликация цветным рисом «Разноцветный листопад» 28.11.2018г. в подготовительной группе прошло открытое занятие по нетрадиционному художественному творчеству - аппликация цветным рисом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательной образовательной деятельности «Осень. Разноцветный листопад»
Опубликовано: 28 апреля 2019 в 10:31
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД