Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с поселением людей на Древней Руси»

Алёна Дубровская
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с поселением людей на Древней Руси»

Цель: познакомить детей с поселением людей на древней Руси.

Задачи:

1. Познакомить детей с тем как начиналось изготовление избы, какие инструменты использовались.

2. Обогащать обществоведческий словарь детей: село, садились, оседали, пашня, почин, изба, клеть, банька, соседи, светёлка, сени, конёк, плотницкие артели, топор, скобель, долото, пила, тесали, выбирали, валили.

3. Развивать у детей чувство красоты к поэтическому слову.

4. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через пословицы, поговорки).

5. Развивать интерес к народным играм.

Оборудование и материалы:

- карточки с изображением инструментов;

- компьютер, экран;

- презентация «Русская изба»;

- пословицы и поговорки;

- костюм Домовенка Кузи для ребенка, костюм хозяюшки для воспитателя.

Предварительная работа:

- беседа о предметах, облегчающих труд людей при строительстве домов;

- рассматривание иллюстраций с изображением домов;

- беседа о свойствах и качествах различных предметов;

- рассматривание предметов русского быта;

- рассматривание картинок с изображением убранства русской избы;

- рисование «Мой дом»;

- разучивание роли Домовенка Кузи с ребенком.

Формы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность: решение проблемных ситуаций «Почему усадьбу строило до двадцати человек?», «С чего начинается строительство избы?».

Игровая деятельность: подвижная игра «Гори, гори ясно».

Коммуникативная деятельность: ситуативный разговор с Домовенком Кузей, хозяюшкой.

Чтение (восприятие) художественной литературы: обсуждение пословиц и поговорок.

Проведение образовательной деятельности

В гости к детям приходит Домовёнок Кузя. Он расспрашивает детей о том, как они провели лето и рассказывает, что был в деревне. Затем приглашает детей на экскурсию в русскую избу. Детей встречает Хозяюшка и начинает рассказ о первых русских поселениях.

Хозяюшка: В лесистых местах, по берегам рек и озер садились, оседали наши предки. Возле леса жить - голодному не быть. В лесу зверь и птица, ягоды и грибы. Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели). Постепенно образовывались села. Строились они не день и не два. Сначала нужно было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Первые постройки назывались починками (от слова почин, т. е. начало).

Изба, клеть, банька - вот что такое крестьянская усадьба. Для строительства больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая: из гнилого леса не надолго изба.

Соломиной дом не подопрёшь. Дома строились большие, с учетом прибавления в семействе: иногда в два этажа, со светёлкой.

Семья сильна, когда над ней крыша одна. Дома строились большие, все вместе жили: деды и отцы, внуки и правнуки.

Одному страшно, а в ораве всё нипочём.

Семья в куче - не страшна туча. Строить усадьбу выходило одновременно до двадцати человек, как вы думаете, почему?

Хозяюшка: Правильно потому, что не было машин, подъёмных кранов, тракторов, и некому было помочь носить брёвна, корчевать пни. Поэтому нужно было много помощников - людей. Даже поговорка есть:

Чем больше рук, тем легче труд. Приглашали работников, т. к. хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант.

Позже стали ходить от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели. Топор за поясом, скобель, долото - вот и весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко. Топор всему голова. С топором весь свет пройдешь. Без топора не плотник, без игл - не портной. Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Топором и лес валили, и ложку могли выстругать. Как вы думаете, с чего начиналось строительство избы?

Хозяюшка: Правильно строительство начиналось с валки леса. Срубив дерево, ствол его очищали от сучьев и коряг, а затем, положив бревно и немного отступив от конца, выбирали лунку. Четыре бревна, связанные в квадрат (лунка к лунке) образовывали венец. В Верхних бревнах вырубался жёлоб, чтобы следующий венец плотно прилегал к нижнему. Большое мастерство нужно, чтобы одно бревно как бы входило в другое, а как вы думаете, почему?

Хозяюшка: Конечно, чтобы в щели не дул ветер, чтобы было тепло. Брёвна лежали плотно друг к другу, - щелочки не увидишь.

Не для лета изба рубится, а для зимы. Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят - не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для неё тесали топором. Их укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши. Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конёк).

Рядом с избой строили ещё одно помещение - клеть. Там хранили нехитрое крестьянское имущество. Избу с клетью соединяли сени, в который вёл вход с улицы. Избу располагали «лицом» к дороге или избам соседей, реке, озеру.

Хозяюшка: А теперь посмотрите на убранство русской избы, какие предметы вы узнаёте и для чего они использовались?

Хозяюшка: Правильно топор - для рубки леса, обтёски брёвен, выстругивания посуды. Долото, пила - тоже инструменты. Самовар - пить чай всей семьёй. Печь, ухват, чугунки.

Домовенок Кузя: А я хочу еще раз повторить новые слова! Кто из ребят мне поможет? Что означает слово: село, починки, светёлка, клеть, банька, усадьба, плотницкие артели, орава, венец, желоб, тесали, сени.

Хозяюшка: Приходите ко мне в гости почаще, и вы узнаете много интересного про русский быт. В следующий раз я расскажу вам о том, что находилось внутри избы, а сейчас предлагаю поиграть в народную игру «Гори, гори ясно.». А потом по русской традиции чай пить будем с баранками.

Картинки и иллюстрации остаются в книжном уголке для самостоятельного рассматривания и повторения.

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах

1. Подвижные народные игры с детьми на прогулке.

2. Конструирование домов в самостоятельной деятельности из разных видов конструкторов.

Взаимодействие с родителями

1. Привлечь родителей к созданию в группе библиотеки русского фольклора (небылицы, сказки, былины, пословицы, поговорки, прибаутки).

2. Организация совместной проектной деятельности в рамках ознакомления детей с русским бытом, избой, хозяйством, костюмом.

Литература

1. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России. - М., 2004.

2. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН, 2002.

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336с.

4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе над проектом «Русская изба» (старшая группа)Фотоотчет о работе над проектом «Русская изба» (старшая группа) Воспитатель: Камаева Д. В. Цели: Познакомить детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской избы; создать условия для.

Проект «Русская изба» (старшая группа) Проект «Русская изба». Цели: Познакомить детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской избы; создать условия для формирования.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с поселением людей на Древней Руси»
Опубликовано: 28 января 2014 в 10:47
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...