Елена Бородулина
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Рассматривание осенних деревьев и кустарников»
Конспект НОД в старшей группе детского сада "Рассматривание осенних деревьев и кустарников". Автор Бородулина Е. А.
Задачи:
Обучающие:
Учить различать листья дуба, клёна, берёзы по форме, величине, характеру края листа;
Учить сравнивать, находить различия.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Рассматривание осенних деревьев и кустарников“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Приучать детей отвечать на вопрос полным ответом, слушать и анализировать ответы товарищей, активизировать и расширить словарь детей за счёт слов, обозначающих признаки листьев. Показать разнообразие природы.
Воспитательные:
Напомнить правила поведения в лесу;
Прививать интерес и любовь к природе.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе, беседы об осени, сбор природного материала, изготовление поделок из листьев, составление букетов, подвижные игры: «Кто быстрее до берёзы (липы, дуба?», различение деревьев и кустарников по листьям.
Материалы к занятию:
Игрушка Зайчик, конверты с листьями, жёлуди, осенние листья, букет из кленовых листьев, таблички о правилах поведения в лесу.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
Дети сидят за столами, в группу приходит Зайчик. Он не может понять, что с
с детьми:
-Почему листья изменили свою окраску и падают на землю?
(ответы детей). Осенью бывает листопад, деревья засыпают на зиму.
-Какого цвета стали листья клёна, дуба, берёзы. Найдите листья этих деревьев среди других. (Дети достают из своих разноцветных конвертов нужные листочки и показывают, кладут обратно).
Рассмотрим повнимательнее лист клёна. Листочки большие и маленькие. Какого они цвета? (у воспитателя на столике букет кленовых листьев).
(Ответы детей, их выводы).
Воспитатель обобщает:
Жёлтый, буро-красный, золотисто-жёлтый, оранжевый, оливковый, пурпурный, лимонный, оранжево-красный… Вот сколько красок и оттенков. В самый непогожий осенний день клён выглядит так, как будто освещён солнцем.
-На что похожи листья клёна по форме, по окраске (ответы детей). Не случайно в парках и скверах, на городских улицах так много клёнов. Они долго дарят людям свою красоту. Из древесины клёна делают кларнеты, флейты. Клён - «певучее дерево». У каждого дерева есть свой секрет.
-О каком дереве эта загадка?
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (О берёзе)
Найдите у себя лист берёзы. Это очень русское дерево. Зелень лугов и белизну заснеженных полей вобрала в себя берёза, два главных цвета русской природы. Давайте полюбуемся ею (из окна или на картине).
Физкультминутка. Подойдём поближе, посмотрим.
-Какого цвета листья? (И зелёные, и жёлтые). Скоро совсем пожелтеют.
-Как расположены веточки? Покажите руками. Как ветер качает ветви?
-Какие грибы растут под берёзой? Как мы собираем грибы? (наклоняемся). А как мы радуемся, когда находим гриб? (прыгаем). И Зайка хочет попрыгать с нами. Он очень рад, что вы много интересного рассказываете.
Давайте вернёмся за столы и рассмотрим листья берёзы. Какой они формы? На что похожи?
Оказывается, берёз, как и клёнов, тоже очень много видов. Вот лист берё зы повислой : А вот лист берёзы пушистой. Сравните их. В чём разница?
(Высказывания детей). Мы с вами сделали маленькое открытие. Оказывается, листья разной формы. Один похож на треугольник, а второй на овал.
-А что общего? (Ответы детей). Зубчики по краю листа.
-В стародавние времена люди нарекли берёзу деревом 4-х дел : первое дело- мир освещать, второе- чистоту соблюдать, третье - крик утишать и четвёртое - больных исцелять. (Спросить, что думают дети о каждом из этих дел).
Берёзовая лучина освещала дома, берёзовый веник помогал в бане, дёготь для смазывания колёс в телеге, чтобы не скрипели, берёзовые почки, листья, сок хорошо помогают при различных заболеваниях.
Какое родное тёплое дерево! О нём сложены стихи и песни. Вы их знаете? (ответы детей).
И последняя загадка:
В этот гладкий коробочек бронзового цвета
Спрятан маленький дубочек будущего лета. (Жёлудь).
(раздать всем детям по жёлудю). Потрогайте, погладьте жёлуди.
-Какого они цвета? Какой формы?
-Достаньте из конверта листок дуба. (Обговорить цвет, форму).
-Часто ли встречаются у нас дубы? Оказывается, дубов становится меньше. Надо сажать их и ухаживать за ними. Дуб медленно растёт и боится морозов. Ему нужно много света. А живёт дуб долго, веками. У него очень крепкая древесина. Из него делают красивую мебель, деревянные мосты, детали кораблей. Древесина не гниёт в воде.
-Есть такая профессия – лесовод. Как вы думаете, чем он занимается? (сажает леса). Увидит ли он свои леса?
Леса - наше достояние, наше богатство. Давайте запомним и будем выполнять простые правила. Придя в лес, не сори, не шуми, не губи!
(Показать таблички, изображающие эти правила.)
Почему этого нельзя делать? (Побеседовать, выслушать ответы детей).
В лесу очень много разных деревьев и каждое интересно и удивительно.
Октябрь – пора посадки деревьев. Расскажите вашим родителям про дубы. Попросите своих родителей вместе с вами посадить возле дома по дубочку (жёлуди) или по любому другому дереву. И поухаживайте за ними.
Заключительная часть.
Мы с вами сегодня хорошо поработали, много узнали. Интересно, а Зайка теперь знает, почему осенью опадают листья с деревьев?
Он побежит в лес и расскажет о том, что узнал, своим друзьям. О чём он им расскажет? (ответы детей).
Использованная литература:
1 Крутогоров Ю. А. «Рассказы о деревьях». Москва, «Детская литература»,1987.
2. Книга «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией Саморуковой.
3. «День земли». Статья в журнале «Дошкольное воспитание» за 1995г, с 113.