Получи документы

Конспект тематического досуга «В гости к Хозяюшке» (для детей 5–6 лет)

Елена Дербишева
Конспект тематического досуга «В гости к Хозяюшке» (для детей 5–6 лет)

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

• Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

• Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами.

• Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Публикация «Конспект тематического досуга „В гости к Хозяюшке“ (для детей 5–6 лет)» размещена в разделах

Материалы и оборудование:

«Русская изба» с предметами быта;

Предметные картинки русского быта;

Дидактическая игра «Что было, что стало»;

Русский народный костюм для воспитателя, костюмы или атрибуты для детей;

Платочек для игры «Повтори движение», колпачок или шапочка для игры «Пирог»;

Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

- Беседа "Народная культура и традиции"

- Выставки: "Предметы народного быта", "Русские народные сказки"

- Рассматривание иллюстраций и картинок по темам "Предметы народного быта", "Народные традиции и обычаи"

- Чтение русских народных сказок

- Рисование "Гжельская роспись"

Ход мероприятия:

Дети входят в «избу» (импровизированное оформление в русском народном стиле). Их встречает Хозяюшка.

Хозяюшка : Здравствуйте, дорогие гости! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытием,

И здоровьицем!

Гость на порог — хозяину радость.

Дети:

- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду! (Дима Д)

- Много гостей – много новостей! (Соня С)

- Что есть в печи – на стол мечи! (Матвей Д)

- Дом вести – не лапти плести. (Вероника Г)

Хозяюшка : Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знаете о доме!

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы жить в нем.

Хозяюшка : Как мы себя чувствуем дома?

Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!

Хозяюшка : Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Ответы детей.

Хозяюшка : Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Скажите, дорогие гости, а что можно еще изготовить из дерева?

Ответы детей. Показ деревянных изделий (или предметные картинки) деревенского быта: шкатулка, разделочная доска, скалка, толкушка, детская игрушка и т. д.

Хозяюшка : Будем сегодня друг друга потешать, да загадки про русский быт загадывать. Кто у нас первый молодец-храбрец и загадку нам загадает?

Выходит первый ребенок (Дима В) :

Стоит копна

Вся в дырках.

На копне гора,

Из горы дым идет. (Изба)

Второй ребенок (Артем К)

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду. (Дом)

Хозяюшка : А теперь послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Бабушка седа-бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает —

Про бабушку забывают. (Печь)

Дети: Это печка!

Хозяюшка : Послушаем стихотворение о русской печке.

Ребёнок (Артем Л)

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Хозяюшка (демонстрация иллюстраций) : Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (демонстрирует чугунок). А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Русская народная игра «Пирог»

Ход игры: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Выбираются повара. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог» :

Да экий он, какой высоконький, - идут, взявшись за руки к пирогу

Да экий он, какой широконький, – идут назад

Да экий он, какой мягошенький, - пекут пирог

Режь его – топают ногой

Да ешь! - повара из каждой команды бегут к пирогу

После этих слов повара из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», становится пирогом.

Хозяюшка : Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или закуток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

Вы знаете, жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто - с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Что же это за жители такие, кто знает? (Демонстрация предметных картинок)

Ответы детей (грибы, ягоды, засушенные лечебные травы, зерно, овощи)

Хозяюшка : В центре избы стоял большой стол, за которым собиралась вся семья. Когда в дом приходили гости, на стол ставили все, что спрятано в ларях и погребе. На столе всегда стоял хлеб и соль. Поэтому русский стол называют «хлебосольный».

Хозяюшка : Давайте послушаем загадку.

Ребенок (Кира Б) :

Толстый, пузатый,

Стоит, пыхтит.

Сверху – дыра,

Снизу – дыра,

А посредине – огонь и вода! (Самовар)

Музыкальная композиция «Пых-Пых-Самовар»

Хозяюшка : Стены в домах украшали вышитыми полотенцами - «рушниками», а полы были покрыты самотканными половиками. (Демонстрация предметных картинок)

А кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было? Давайте послушаем загадку про этот предмет.

Ребенок (Макс К) :

И стоит, покрыт ковром

Ларь с хозяйственным добром. (Сундук)

Хозяюшка : Кто догадался, что это?

Дети: Сундук!

Хозяюшка : Правильно, это сундук. Давайте рассмотрим, какие вещи хранились в сундуке.

Показ предметных картинок «Старинная одежда русского крестьянина»

Хозяюшка : Вы сегодня тоже все в красивых народных костюмах, у девочек – сарафаны, у мальчиков – русские рубахи-косоворотки. Выходите русские красавицы да добрые молодцы поплясать да наряды показать!

Игра «Повтори движение»

Звучит «Барыня». Дети стоят в кругу, передают платочек. Музыка останавливается. Тот участник, у которого в руках платочек, показывает движение, а дети под музыку повторяют.

Хозяюшка : Хорошо все танцевали, присядем рядком да поиграем спокойно ладком. Мы с вами на этой неделе познакомились с тем, как жили раньше русские люди и я предлагаю вам вспомнить и разложить предметные картинки, что было раньше и что мы используем в быту сегодня.

Дидактическая игра «Что было, что стало»

Ход игры:

Перед детьми картинки с предметами, которые помогают нам сейчас.

Дети находят предметы, которые заменяли эти предметы раньше.

Швейная машинка – игла

Пылесос – веник

Стиральная машинка – корыто, доска стиральная

Лампа – свеча, лучина

Плита – печка

Фен – полотенце

Обогреватель – печка

Умывальник – рукомойник

Холодильник – погреб

Расческа - гребень

Электрический чайник – самовар

Магнитофон – гармонь

Утюг – рубель.

Дети подбирают пары картинок.

Хозяюшка : Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились: загадки отгадали, пословицы и стихотворения рассказали, в игры разные играли да поплясали. За это вам положено угощение. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. А мне так хочется вас угостить вкусными баранками.

Литература:

• М. А. Давыдова «Сценарии музыкальных и фольклорных праздников».

Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».

• Пономарева М. Н., методическое пособие для воспитателя

дошкольного образования «Я – златоустовец».

• Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова, художник Г. В. Соколов «Детские

частушки, шутки, прибаутки».

Интернет-источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/dosug-v-ruskoi-izbe-starshaja-grupa.html

Публикации по теме:

Фотоотчёт о физкультурном досуге «В гости к снеговику» для детей младшего дошкольного возрастаФотоотчёт о физкультурном досуге «В гости к снеговику» для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые, коллеги!Хочу поделиться с вами фотографиями с физкультурного досуга "В гости к снеговику", который мы проводили 18 января. В.

Конспект физкультурно-оздоровительного досуга для детей «Отправляемся в поход-осень в гости нас зовет»Конспект физкультурно-оздоровительного досуга для детей «Отправляемся в поход-осень в гости нас зовет» Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в младшей группе «В гости к хозяюшке» Интегрированное занятие в младшей группе «В гости к хозяюшке» Наталья Давиденко Конспект интегрированного занятия: «В гости к хозяюшке».

Конспект интегрированного занятия «В гости к солнышку» для детей 2–3 лет Задачи: 1. Закреплять представления о понятиях «узкий», «широкий»; «длинный» «короткий»; «большой», «маленький» ; «много», «один»;представления.

Конспект осеннего досуга «Осень золотая в гости к нам пришла» (для детей 3–4 лет) Звучит спокойная музыка. Дети, взявшись за руки, за Ведущим входят в зал и останавливаются около стульчиков. Ведущий Посмотрите, ребята,.

Конспект развлечения «Осень в гости просим» для детей 3 летКонспект развлечения «Осень в гости просим» для детей 3 лет Цель: закрепить знания детей о времени года Осень. Создать радостное настроение. Действующие лица: Медведь,Осень, ведущий. Атрибуты: осенние.

Конспект тематического досуга на тему: «Родной мой край-любимые места» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического развития.

Конспект тематического физкультурного досуга «Юные помощники пожарных»Конспект тематического физкультурного досуга «Юные помощники пожарных» «Юный помощник пожарных» Цель: 1. Закрепить и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Познакомить детей с порядком.

Конспект тематического вечера досуга для детей подготовительной группы «Музыкальные краски зимы» Конспект тематического вечера досуга для детей подготовительной группы «Музыкальные краски зимы» Авторы: Головешко Юлия Владимировна.

Сценарий тематического досуга для детей раннего возраста «В гости к нам пришли игрушки» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 Пушкинского района Санкт - Петербурга Сценарий Музыкально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект тематического досуга «В гости к Хозяюшке» (для детей 5–6 лет)
Опубликовано: 26 марта 2017 в 15:08
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД